Удельный вес налогов в доходной части бюджета стран

(в процентах)

Удельный вес налогов в доходной части бюджета стран - student2.ru Страны Виды налогов Россия США Франция Дания
Подоходный налог с физических лиц 6,3 45,5 18,1
Отчисления в фонды социального страхования ----- 36,8 -----
Налог на прибыль 8,7 10,6
НДС ----- 41,4
Акцизы 21,8 4,1 -----
Налог с наследства и дарения (на имущество) ----- 1,1 -----
Таможенные пошлины 22,9 1,7 7,3
Прочие налоги 4,0 2,1 15,2 -----
Удельный вес налогов в доходной части бюджета стран - student2.ru Неналоговые поступления Итого: -----   100,0 -----   100,0 7,4   100,0 -----   100,0

-74-
Самой крупной статьей доходов бюджета США и Дании и второй по величине статьей доходов бюджета Франции является подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. В России же на долю подоходного налога приходится всего 6% в доходах бюджета. В то же время высокий удельный вес в доходах бюджета России имеют НДС (36%), акцизы (21,8%) и таможенные пошлины (22,9%), что свидетельствует о преобладании косвенных налогов в налоговой системе России и достаточно высоком налогообложении юридических лиц, так как плательщиками указанных налогов выступают преимущественно юридические лица.

-75-
Анализ приведенных в таблице данных свидетельствует о существенной общности налоговых систем России и ряда зарубежных стран в отношении основных видов налогов. Несмотря на достаточно высокие ставки налогов, очевидно преимущество налоговых систем ряда зарубежных стран перед Россией, благодаря наличию существенных льгот и ступенчатого взимания налогов. Так, в Японии, при очень высоких прямых подоходных налогах, существует значительный необлагаемый минимум. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. В итоге у среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его совокупного дохода. В большинстве стран продукты питания и товары первой необходимости облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой (в Великобритании) либо пониженной ставке 2% (в Италии), 4% ( в Испании) и т.д. В России ставка же НДС по продуктам питания составляет 10%, причем исключительно по перечню, установленному Правительством РФ. Для продуктов питания, не входящих в перечень, действует основная ставка 20%. В то же время нельзя не отметить отсутствие гибкости, индивидуального подхода в налоговой системе России, о чем свидетельствует применение единых, фиксированных ставок в отношении таких важных с точки зрения доли в доходах бюджета налогов, как налог на прибыль с организаций (24%) и подоходный налог с физических лиц (13%). Россия является единственной страной в мире, где одновременно действуют налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Также исключительно в России до последнего времени имели место налоги с оборота, необходимость уплаты которых возникала у юридических лиц независимо от результата финансово-хозяйственной деятельности. К таковым относятся налог на пользователей автодорог (действовал до 2003 года) и налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (действовал до 2001 года).

-76-
Крупнейшим недостатком в налогообложении прибыли в России является применение с 2002 года фиксированной ставки налога на прибыль в размере 24% для всех без исключения налогоплательщиков, независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, торговая, посредническая деятельность). Отсутствие каких-либо льгот при налогообложении прибыли (в т.ч. при осуществлении капитальных вложений) не может не оказать негативного влияния на привлечение инвестиций в Россию.

Очевидно, что Россия в отношении налоговой конкурентоспособности отстает от ряда зарубежных стран. Доказательством тому является значительный отток национальных капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому являются не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но и использовать ценное и полезное других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система.

 
 
-77-


Наши рекомендации