Правоохранительные органы государства: понятие и виды
Правоохранительная служба в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] является одним из видов российской государственной службы (наряду с государственной гражданской и военной). Понятие правоохранительной службы дается в ст. 7 указанного Закона, которая понимается как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Правоохранительная служба предусмотрена в различных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих указанные в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» функции, которые иначе можно назвать правоохранительными функциями. В рассматриваемом Федеральном законе не указано, в каких именно органах, службах и учреждениях предусмотрена правоохранительная служба. С нашей точки зрения, на этот вопрос должен бы ответить отдельный федеральный закон о правоохранительной службе, который в настоящее время еще не принят. В юридической литературе обсуждается структура будущего закона о правоохранительной службе, в частности предпринимаются попытки выделить принципы правоохранительной службы[3].
Представляется необходимым определить перечень органов, служб и учреждений, в которых должна быть предусмотрена правоохранительная служба. К ним, очевидно, должны быть отнесены те органы, которые в юридической науке и в ряде законодательных актов получили название правоохранительных органов.
Единое понятие правоохранительных органов в юридической науке отсутствует, как различен и круг органов, относимых отдельными авторами к правоохранительным[4]. Вероятно, следует различать между собой органы, осуществляющие правоохранительную функцию государства, и собственно правоохранительные органы. Правоохранительную функцию в той или иной мере осуществляют все органы государства, однако для некоторых из них правоохранительная функция является основной. Эти органы государства осуществляют правоохранительную деятельность. Видами правоохранительной деятельности или формами реализации правоохранительной функции государства являются судебная, прокурорская и полицейская деятельность[5].
Судебную деятельность осуществляют судьи федеральных судов и судьи судов субъектов Федерации. Должности судей федеральных судов входят в Сводный перечень государственных должностей России, утвержденный Указом Президента России от 11.01.1995 № 32[6]. Лица, замещающие государственные должности РФ, проходят федеральную государственную гражданскую службу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ»[7]). Судьи судов субъектов Федерации замещают соответственно государственные должности Российской Федерации и состоят на государственной гражданской службе субъектов Федерации.
Служба в органах прокуратуры в настоящее время регулируется разделом V Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации»[8]. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 40 указанного Закона «служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона». Из приведенного законодательного определения вытекает, что прокурорские работники, равно как и судьи, состоят на федеральной государственной гражданской службе. Для лиц, осуществляющих судебную и прокурорскую правоохранительную деятельность, предусмотрена государственная гражданская служба[9].
Полицейская деятельность включает в себя выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, рассмотрение административных правонарушений несудебными органами, исполнение судебных решений (оперативно-розыскную деятельность, уголовно-процессуальную деятельность, административно-процессуальную деятельность, уголовно-исполнительную деятельность, исполнительное производство, деятельность по охране порядка и обеспечению безопасности)[10].
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что те или иные виды полицейской деятельности осуществляют:
- органы внутренних дел (все указанные виды полицейской деятельности, за исключением исполнительного производства);
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (все виды полицейской деятельности, за исключением исполнительного производства);
- органы федеральной службы безопасности (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства);
- таможенные органы (все виды полицейской деятельности, за исключением уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства);
- Государственная противопожарная служба (административно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности);
- служба судебных приставов (уголовно-процессуальная деятельность, исполнительное производство, охрана порядка и обеспечение безопасности);
- федеральные органы государственной охраны (оперативно-розыскная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности);
- войска Национальной Гвардии (охрана порядка и обеспечение безопасности);
- Служба внешней разведки (оперативно-розыскная деятельность)[11].
В некоторых из названных органов и служб, а именно в органах ФСБ, ФСО, в СВР, а также во войсках Национальной Гвардии предусмотрена военная служба. Это связано с тем, что указанные органы, службы и войска одновременно с правоохранительной функцией осуществляют военную функцию государства.
Правоохранительная служба в будущем федеральном законе о данном виде государственной службы должна быть предусмотрена в органах внутренних дел, входящих в систему МВД России, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (в Федеральной службе исполнения наказаний - ФСИН, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации), в таможенных органах (в ФТС), в Государственной противопожарной службе (ГПС), входящей в систему МЧС России, в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), подведомственной Минюсту России. Служба в большинстве из указанных органов и служб имеет много общего. Прохождение службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и в ГПС МЧС России регулируется одним и тем же нормативным актом – Положением о службе в органах внутренних дел России, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1[12]. Это объясняется тем, что учреждения и органы уголовно-исполнительной системы до 1 сентября 1998 г., а ГПС до 1 января 2002 г. являлись составными частями ОВД.
Итак, правоохранительная служба является специфическим звеном государственной власти, сочетающим в себе признаки гражданской и военной государственной службы. Но при этом, сохраняя свою самостоятельность, находится с ними в тесной связи, определяя свои задачи и функции в соответствии с конкретной своей моделью, определяющей функции и задачи правоохранительной службы.