Органы государства: понятие, признаки, виды

Первичной единицей государственного аппарата являет­ся государственный орган.

Орган государства - это относительно самостоятель­ный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государс­тва и наделённый для этого властными полномочиями.

Орган государства обладает следующими признаками:

1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с дру­гими государственными органами отношениями коор­динации и соподчинения;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом

4) государственный орган обладает, как правило, внут­ренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей;

5) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, на­делены для этого соответствующими правами и обя­занностями, связаны служебной дисциплиной;

Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) имеет определённую закреплённую в нормативно-пра­вовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою власт­ную деятельность;

7) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовыми средствами (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы).

8) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

конкретно-организационной деятельностью;

9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание. Деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило специального положения (устава) о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т.д.

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

12) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

ВИДЫ ГОС. ОРГАНОВ

При всем многообразии органов государства их можно определенным образом классифицировать. В основу классификации могут быть положены разные основания.

1) по способам формирования органов государственной власти различаются органы власти, избираемые населением, избираемые или назначаемые другими органами власти и т.п.

- К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением.

- К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия.

2) В унитарных государствах система государственных органов обычно централизована и построена по иерархическому принципу. В федерациях это обычно двухуровневая система, состоящая из федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.

3) С точки зрения теории разделения властей структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

- К законодательным органам относится высший пред­ставительный орган государства - парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов.

-К исполнительным органам относится правительство, которое непосредственно управляет государством. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства.

- К судебным органам относятся суды различных компетенций, которые реализуют правосудие посред­ством судопроизводства.

4) По объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на:

- органы общей компетенции (глава государства, правительство) и

- органы специальной компетенции (министерства, ведомства; их компетенция распространяется на какую-либо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).

5) По процедуре принятия решений различают:

- коллегиальные - решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа

- единоначальные органы - решение принимает единолично руководитель органа и он же несет за него персональную ответственность.

6) По структуре или спо­собу организации государственные органы классифицируются на простые и сложные.

- Простые не имеют внутренних подразделений (нотариат).

- Слож­ные, обладают внутренней организацией (министерства и ведом­ства и др.).

7) По объему властных полно­мочий выделяются: высшие и местные органы государства.

- Высшие органы государства осуществляют власт­ные полномочия на территории всего государства.

- Местные органы государства осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориаль­ных единиц.

8) По срокам полномочий - постоянные и вре­менные.

- Постоянные органы государства создаются без ог­раничения срока действия.

- Временные органы создаются для выполнения крат­косрочных задач и для достижения краткосрочных целей.

9) По соподчиненности органов между собой- вышестоящие инижестоящие.

10) По форме реализации государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства.

11) По источнику финансирования - бюджетные и внебюджетные, экономически самостоятельные.

Наши рекомендации