Государственное финансирование НКО
Значительная часть участников дискуссий получает определенное финансирование из государственного или местного бюджета. Основные формы такого финансирования:
· «президентские» гранты (гранты Общественной палаты России),
· региональные конкурсы социальных инициатив,
· участие в качестве соисполнителей региональных и местных целевых программ,
· муниципальные гранты,
· финансирование региональных и местных ведомств (прежде всего, органов по делам молодежи),
· социальный заказ (аутсорсинг государственных и муниципальных услуг).
Далеко не все эксперты и представители гражданского общества уверены, что государственное финансирование – хороший источник пополнения бюджетов НКО. Увеличение государственного финансирования выглядит наименее вероятным в силу бюджетных ограничений и ряда других причин.
Для многих экспертов расширение государственного финансирования означает и рост зависимости НКО от государства, которая и сейчас ощущается как дискомфорт:
За последнее время финансирования государством гражданского общества очень сильно меняет акценты и возможности поведения организаций в отношениях с представителями государства.
Некоторые эксперты считают, что государство намеренно проводило политику «прикармливания» НКО для того, чтобы сделать организации гражданского общества более зависимыми. Однако это привело к формированию сети НКО, которые нацелены именно на получение государственных средств:
Если появляется государственный грант на осуществление благотворительной деятельности, немедленно появятся технологии, отвечающие за освоение государственных грантов. Соревнование среди чиновников за раздачу государственных грантов.
Правда, эта проблема не выглядит нерешаемой, выделение средств через фонды не обязывает НКО к какой-либо деятельности:
Фонды никогда не навязывают того, чего они хотят. Ситуация обратная. Я пишу заявку и прошу: поддержите мою ту или иную деятельность. Фонды говорят либо да, либо нет. Я ни разу не сталкивался с тем, что нет, тут вот сделаете книжечку не про Чечню, а про Архангельскую, скажем, область – тогда поддержим.
В Дагестане… если человек получает вот столечко от государства, он говорит, что вот на столечко он – с государством, но во всем остальном он – самостоятельный.
Таким образом, при более прозрачных и институционализированных схемах предоставления средств, ряд организаций готовы были бы получать финансирование от государства. Есть и те, кто считает, что государство обязано финансировать НКО в силу морального долга: если мы хотим построить гражданское общество, то государство однозначно должно поддерживать общественные организации, потому что это оно виновато, что общество находится в таком униженном состоянии. Либо оно должно выделять средства на «социальный заказ», который будут выполнять НКО.
Однако представители гражданского общества указывают, что распределение президентских грантов непрозрачно, средства выделяются тем организациям, которые не пользуются уважением других НКО и гражданского общества:
В этой системе мы бы не хотели получать финансирование, потому что из тех нескольких лет её существования, масса нареканий и критики по поводу непрозрачности, политической ангажированности, ориентации на ГО НКО и тех, кто занимается патриотическим воспитанием и так далее.
Тем не менее, некоторые респонденты считают, что на данном этапе государство могло бы расширять финансирование НКО и даже будет это делать, ведь развитие «третьего сектора» как сектора услуг государству выгодно, если рассматривать его с прагматических позиций. Более того, расширение государственного финансирования позволит части НКО диверсифицировать источники доходов, повышая, в конечном счёте, устойчивость организаций. Но необходимо повышать прозрачность и эффективность финансирования. Процедуры выделения грантов должны быть максимально прозрачными. Представители гражданского общества считают, что распределением средств должна заниматься независимая организация. Примером в этом плане, считает один из экспертов, может служить МЭР. Государственное финансирование должно выделяться только на определённые сферы: здравоохранение, образование, социальную поддержку незащищённых групп, а вот госфинансирование в области культуры – уже мало приемлемо, по мнению экспертов.
Ещё одна проблема, которая касается государственного финансирования некоммерческих организаций – это нерациональное распределение средств: низкое качество отбора и администрирования проектов и услуг, которые финансируются, неясные содержательные приоритеты и невозможность работы на живой результат. Большой объём выделенных денег размывается по всему массиву организаций, и если НКО запрашивает небольшую сумму, то вероятность её получения значительно возрастает. Тем же организациям, которым требуются более крупные финансовые вливания, получить средства от государства гораздо сложнее. При более рациональном финансировании, выстроенном по целевому принципу, помощь от государства, считают эксперты, была бы более ощутима.
По форме – правильно, по содержанию – издевательство.
Они не собираются исследовать вообще, насколько эффективны эти траты. Там тоже много таких организаций, которые не являются эффективными.
Государственные деньги получить гораздо сложнее и использовать тоже гораздо сложнее, чем иностранные деньги… Нашему государству нужна массовость. Не знаю для чего. Для статистики или для отчетов. Когда мы обращаемся к иностранцев, они подхватывают наши идеи.
Кроме того, «пределы» государственного финансирования - это недостаточный масштаб (средства оказываются несистематичными, выделяются очень дискретно под разовые проекты, что не позволяет формировать не только штат и материальную базу, но и удерживать стабильные проектные команды), непрозрачность и «коррупционная составляющая» (см. раздел о «не вполне независимых НКО»):
Они потом сами вручную управляют, они за нами просто следят.
Я делал попытку получить грант президентский. Но, после того, как мне сказали технологию получения, я от этого отказался. Сидят в государственных структурах бандиты и договариваются о том, как, минуя закон, отдать деньги нужному человеку.
Постепенно подбрасывают какие-то копейки. Но, к сожалению, наша организация это хоть замечает, а в целом для молодежных и детских организаций картина такая, что это какой-то самообман государства, что они помогают молодежным и детским движениям.
Незначительная помощь получается.