Социально- демографический профиль
Поскольку в деятельности НКО задействовано абсолютное меньшинство населения, количественная социология вряд ли способна выявить социально-демографический профиль активистов НКО. В нашем качественном социологическом исследовании – экспертных интервью и групповых дискуссиях активистов НКО - выявлено единодушное мнение: определяющим для участия в коллективных действиях являются мотивация и личностные психологические особенности людей, а не социально-демографические характеристики. Все группы людей по социальному статусу и имущественному положению дают соотносимый процент активистов, но при этом есть существенные уточнения, ограничения и стимулы, присущие различным категориям.
Многие эксперты фиксировали повышенную долю женщин среди активистов НКО (некоторые обозначали ее как 70%, 80% и даже более):
Мужчины умудряются зажигать на начальном этапе. Но основной движущей силой в итоге оказываются мамочки с колясками. У них есть запас свободного времени и есть мотивация… – зачем этим заниматься. Я считаю, что общественные организации имеют женское лицо.
Мне кажется, что основной фактор большего присутствия женщин – это ответственность. Мужики – они по природе пофигисты.
В возрастной структуре гражданских активистов доминируют, по мнению большинства респондентов, люди двух возрастов. У возрастной группы 20-30 лет есть интерес к жизни и позитивный настрой, больший ресурс свободного времени (отсутствие семейных забот), тяга к расширению круга контактов и сниженный патерналистский запрос. Во-вторых, это люди предпенсионного и пенсионного возраста. У них есть время и желание участвовать в решении каких-либо проблем (например, в сфере ЖКХ, где молодежь практически не активна).
Некоторые респонденты (старшего поколения) высказывали скептическое отношение к участию в НКО молодежи, отмечая изменение установок в поколении девяностых-нулевых:
Приоритеты нового поколения – прежде всего деньги, секс, наркотики, скорость. Такие люди не готовы бескорыстно решать проблемы других людей.
Как отмечают эксперты, средний возраст чаще оказывается «провальным» в плане участия в НКО. Люди заняты работой, у них дефицит свободного времени в сочетании с максимизацией рабочей и бытовой нагрузки.
Вопрос о преобладании среди активистов представителей среднего класса,которые, казалось бы, должны быть более склонны к гражданской позиции и коллективным действиям, получил неоднозначные трактовки среди респондентов. Обозначим рамку для анализа этого важного вопроса.
С одной стороны, по мнению большинства респондентов, среди руководителей, и среди волонтёров организаций (причем самого разного толка) есть множество людей, занятых в бюджетной сфере, в том числе, людей с доходами ниже среднего, представителей разных слоёв населения и разных профессий. Они отмечали, что «классовое» разделение в гражданском обществе провести невозможно.
С другой стороны, в характеристиках «среднего активиста» у разных экспертов звучали факторы «предрасположенности» к участию в гражданской активности, совпадающими по сути с отличительными чертами среднего класса, причем эксперты отмечали, что они, как правило, работают кумулятивно, т.е. взаимосвязано и со взаимным усилением:
· Имущественное положение:оно создает условия для участия в деятельности НКО. Люди получают возможность не думать о своем материальном положении. Малообеспеченные же настолько «задавлены» материальными проблемами, что им некогда поднять голову и посмотреть вокруг… Они ждут, что придет добрый папа, губернатор или мэр и изменит ситуацию. Даже тот же ремонт в подъезде. Многие люди всегда ждут, что это кто-то сделает за них.
· Более вольный жизненный график, по сути – следствие из той же относительной финансовой обеспеченности, но часто он связан с особенностями трудовой деятельности, самозанятости, творческих профессий. Но эта особенность работает только в сочетании с остальными: от нечего делать скорее образуются какие-то маргинальные структуры, нежели гражданская активность. Проще пойти и набить морду.
· Повышенный уровень образованности – такая корреляция отмечается подавляющим большинством; высокий образовательный уровень также является и отличительной чертой среднего класса, хотя, разумеется, не все высокообразованные граждане к нему принадлежат.
· В качестве группы, которая имеет большую склонность к гражданскому активизму, некоторые респонденты называли представителей бизнеса. По их мнению, те, кто имеет средства, думают о том, как не потерять их. В то же время отмечалась занятость бизнесменов, недостаток у них времени для участия в НКО (порой даже профильных для них).
Таким образом, особую роль среднего класса в функционировании НКО можно считать доказанной. В общей массе активистов НКО доля представителей среднего класса не выделяется слишком явно, но они дают этим организациям качество работы. Часто они – руководители организаций, которые являются более эффективными менеджерами и более профессиональными лидерами в силу более высокого уровня знаний, зачастую они могут лучше сформулировать задачу и наметить порядок действий по ее реализации. Даже при том, что во многих случаях НКО заняты «надклассовыми» проблемами, которые диктуются не столько уровнем заработка или состояния и заставляют людей самоорганизоваться в структуру гражданского общества, именно выходцы из среднего класса зачастую обладают достаточным самосознанием, чтобы активно отстаивать эти права для себя, и для тех, кто является благоприобретателем деятельности организации.