Старение населения как социально-демографический процесс и его последствия.

Вопросы к экзамену

1. Социальная геронтология: понятие, содержание, объект и предмет исследования социальной геронтологии. Геронтология (по- гречески геронтос – старик и логос – наука) – это наука о старости и старении. Она изучает процессы старения с общебиологических позиций, а также исследует суть старости и влияние её наступления на человека и общество. Социальная геронтология – это общественная дисциплина, призванная решать демографические и социально-экономические проблемы старения населения.

Термин «социальная геронтология» был впервые употреблен американским ученым Э. Стиглицем в конце 40-х годов. Мечников – родоначальник современной отечественной геронтологии.

Социальная геронтология изучает биологические процессы старения человека с целью найти социальные меры и возможности сохранить телесную и духовную значимость, свойственную пожилому возрасту. Проблема условий существования и образа жизни старого человека выходят здесь на первый план. Социальная геронтология тесно связана с вопросами общей культуры, являясь в определенной степени её мерилом, если иметь в виду степень заботы государства, общества и семьи о старом человеке, его соматическом и психологическом благополучии. Интегрируя различные аспекты изучения процесса старения, социальная геронтология как мультидисциплинарная наука заняла прочные позиции в системе дисциплин, исследующих человечество и общество. Биология, экология и социология составляют треугольник, в рамках которого изучается жизнь здорового и больного человека, его старость, долголетие и смерть. Объектом социальной геронтологии являются люди пожилого и старческого возраста, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в посторонней помощи. Предметом изучения социальной геронтологии, как науки является социальная среда, окружающая пожилых людей и социальные отношения, в которые они вступают. Предметом же практической деятельности социальной геронтологии выступает социальная ситуация клиента – пожилого человека.

2. Этапы развития социальной геронтологии и основные направления научных исследований и практического приложения. Одним из первых исследователей социально-психологических аспектов старости считается американский ученый Дж. Холл, а его монография “Старение, последняя половина жизни”, вышедшая в свет в 1922 г., и явилась прологом к созданию целой науки, которая впоследствии получила название “социальная геронтология”. Практически социальная геронтология стала развиваться очень быстро как наука после второй мировой войны, когда на первый план в геронтологии были выдвинуты проблемы положения старых людей в современном обществе, а затем и теоретические вопросы, составившие предмет социальной геронтологии.

В истории становления социальной геронтологии можно выделить 2 этапа:

1. Исследования социально-геронтологических проблем одиночками-энтузиастами.

2. Институализация научных изысканий и практических мероприятий, сопровождающаяся осознанием положения старых людей как особой социальной проблемы.

Родиной социальной геронтологии следует считать США. Это не случайно. США первыми столкнулись с экономическими проблемами старых людей. Специфичность социальной истории этой страны в том, что она пережила тяжелый и неожиданный “шок постарения” в результате изменившихся в начале ХХ века иммиграционных законов и квот, лишивших американское общество прежнего источника непрерывного “омоложения”. Потрясения “Великой депрессии” и массовое движение старых граждан в 30-е годы впервые обозначили их социально-психологические трудности как острую социальную проблему. В 1928 году была организована Американская ассоциация защиты старости, а уже в середине 60-х годов в Мичиганском университете была разработана программа социальной геронтологии как учебной дисциплины. В настоящее время США считают центром теоретической социальной геронтологии. Нужно особенно подчеркнуть тот факт, что с самого начала инициатива выделения социальной геронтологии в самостоятельную общественную дисциплину принадлежала социологам, социальным психологам, демографам и экономистам. Внимание при этом полностью было сосредоточено на социальных аспектах демографического постарения наций, причем подготовка кадров для социальной работы со старыми людьми считалась одной из первоочередных задач социальной геронтологии.
Начало социального подхода к изучению геронтологических проблем в России положил И.И. Мечников, обосновавший теорию ортобиоза - разумного по отношению к здоровью поведения людей. Тем самым он показал зависимость старения человеческого организма от индивидуального образа жизни. К сожалению, непризнание в целом роли и значения социологии и социальной психологии, имевшее место в государственной политике СССР, явилось причиной того, что как самостоятельная наука социальная геронтология так и не заняла своего места среди других общественных дисциплин. Инициатива выделения социального аспекта и изучение социальных проблем старых людей принадлежали советским демографам, гигиенистам и ученым-медикам. В структуре института геронтологии и гериатрии АМН СССР в Киеве была организована лаборатория демографии и социологии. В 60-70-е годы проводились интенсивные исследования социально-геронтологического направления. Актуальность выделения социальной геронтологии, по мнению В.Д. Шапиро, существовала уже в 80-е годы. Он подчеркивал, что социология является ведущей научной дисциплиной в геронтологии, взаимодействующей практически со всеми ее отраслями. Согласно В.Д. Шапиро, основным при определении старости должно быть изменение социально-демографических параметров: трудового статуса, содержания работы, отношения к работе как к источнику дохода и материального благополучия и вытекающих отсюда изменений в выполняемых социальных ролях. И тем не менее социальная геронтология в СССР как самостоятельная академическая дисциплина не состоялась, не были подготовлены высшие специальные кадры, большинство проблем, связанных с практической социальной работой со старыми людьми, остались неразрешенными.Распад советской системы, экономические реформы почти в одночасье превратили людей пожилого и старческого возраста в нищих, маргинальных членов общества в России. В 90-х годах Россия столкнулась с экономическими и социальными проблемами своих старых граждан, которые были актуальными для стран Западной Европы и США в первой половине ХХ столетия.
Социальная геронтология на современном этапе своего становления в России нуждается прежде всего в солидной теоретической систематизации, которая бы позволила осмыслить феномен старения во всех ее аспектах. Первоочередной задачей является подготовка специалистов - социальных геронтологов, которые должны хорошо знать и понимать процессы старения, оценивать и предлагать реальные меры для увеличения социальных забот за старыми людьми.

Научные исследования в социальной геронтологии ведутся в трех направлениях: 1). Изучаются социальные детерминанты биологического и психического старения индивида. Исследуется влияние процесса старения на личность на завершающих этапах жизненного цикла человека – изменение его социальных потребностей, установок, ценностных ориентаций, мотиваций, структуры деятельности и поведения, активности, т.е. всего образа жизни. В целом это направление концентрирует внимание на индивидуальных и личностных особенностях старения и старости. 2). Изучаются различные социальные группы и общности пожилых и старых людей. А также группы и общности, членами которых они являются, - семья, родственники, круг знакомых, соседи и т.д. Задача социальной геронтологии в данном случае – определить место, роль и функции людей пожилого возраста в этих группах, их взаимоотношения с группой в целом и её отдельными членами; исследовать влияние, оказываемое ближайшим социальным окружением на процесс старения. 3). Изучается общественное положение пожилых и старых людей как особой социальной и возрастной группы, являющейся важным элементом социальной и демографической структуры общества, оказывающей влияние на различные социальные процессы. Это направление изучает цели, структуру и функции институтов и организаций, занимающихся социальным обеспечением, защитой и обслуживанием старых людей.

3. Характеристики старения: физиологическое, ретардированное и патологическое. Роль социальной геронтологии в профилактике патологического старения.

4. Календарный и биологический возраст; продолжительность жизни: видовая, функциональная, максимальная. Значение основных понятий в определении актуальных проблем социальной геронтологии.

5. Теории старения: перечислить и дать краткое определение.

В биологии существует более двухсот теорий старения, но все их можно разделить на две большие группы – теории «запрограммированного» и «непрограммированного» старения.

С позиции первого подхода старение – это базовое биологическое свойство всех живых организмов; это процесс, который эволюционно задан и генетически предопределен. Любой организм функционирует в пределах времени, необходимого для достижения половой зрелости и выполнения репродуктивной функции, затем его жизнедеятельность нарушается. В пользу этой теории служат, например, данные об ограниченном числе делений клетки на протяжении жизнедеятельности («феномен Хайфлика»). При такой постановке вопроса старение – явление нормальное, универсальное и представляет собой «самоуничтожение», «самоликвидацию» организма с целью освободить дорогу новым поколениям. Биолог, нобелевский лауреат Питер Медовар вскрывает генетические причины старения, связывая негативные изменения в старости с проявлением неотбракованных в репродуктивный период вредных мутаций.

С позиции второго подхода старение – это результат накопления в течение жизни «ошибок и катастроф», когда случайно происходят нарушения и повреждения («непрограммированное» старение). Следовательно, причины старения связаны с воздействием неблагоприятных внешних факторов, которые и необходимо знать, чтобы предупреждать и контролировать их появление. И.И. Мечников разрабатывал теорию старения как аутоинтоксикацию организма. Один из основоположников российской геронтологии – А.А. Богомолец полагал, что главным фактором старения является нарушение гармонии физиологических процессов организма. И.В. Давыдовский считал клеточную атрофию морфологической основой возрастного изменения функционирования различных систем организма. Согласно его взглядам, для старости характерны процессы приспособительного самоограничения жизненных отправлений в условиях пониженной устойчивости структур к внешним воздействиям. Старость рассматривалась И.В. Давыдовским как возрастно-специфическая форма приспособления к среде, как «стесненная в своей природе жизнь», появление которой нельзя связать с какой-либо определенной календарной датой.

Социальные теории старения. Одна из первых социальных теорий старения была предложена американскими психологами Каминзон и Генри в 1961 году. Это теория разъединения, освобождения. В ней утверждается, что старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе.

1.Теория активности. Её сторонники считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность.

2.Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиций этой теории, для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего пути.

3.Теория наименования и маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности.

Психологические теории страения: Размышления психологов о процессах, происходящих при старении, можно объединить в две большие группы. Одна группа ученых анализирует период старения на основе принципа компенсации (Н.К. Корсакова, О.Н. Молчанова и др.), другая – разрабатывает идеи о возможности выхода психики человека на качественно новый уровень развития личности (Э. Эриксон, Р. Пекк, П. Балтес и др.).1). Старение в целом рассматривается как заключительная стадия развития личности, однако в частных концепциях выделяются его специфические особенности. Так, Д.Б. Бромлей, определяя развитие в старости как постразвитие, подчеркивает его компенсаторный характер по отношению к возникающим возрастным изменениям. Поскольку старение обусловлено нервно-психическими, эндокринно-обменными, психосоциальными причинами, то, по словам Н.К. Корсаковой, оно сопровождается комплексом аффективных реакций, связанных с переживанием актуальной дефицитарности. Формирование «совладающего поведения», встраивание компенсаторных механизмов и устранение факторов риска, к которым относятся соматические состояния, определяют позитивную или негативную динамику изменений в этот период. Механизм компенсации может быть вполне адекватным и обеспечивать полную адаптацию к новым условиям жизни, если он включает элементы обучения новым видам и способам деятельности, новым стратегиям поведения, направленным на преодоление дефицитарности. Нельзя игнорировать сложность реализации компенсации, которая связана с нарастанием ригидности, с трудностями переключения, с сужением круга общения, характерными для человека в пожилом возрасте. При неудавшейся компенсации включаются и становятся доминирующими негативные механизмы психической жизни – уход, отчуждение и агрессия. 2). В концепции Э. Эриксона старость – неотъемлемая часть жизненного пути, его логическое и психологическое завершение, однако он подчеркивает социально ценные черты этого возраста. Возможность успешного перехода в этот психологический возраст Э. Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Сущность развития в данном возрасте состоит в достижении целостности личности (эгоинтеграции), которая основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором ничего не следует менять. Социально ценная черта личности в старости – мудрость. Э. Эриксон определяет ее как состояние духа, как одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, освобождающий историю жизни от случайностей, что позволяет личности осознать связь и преемственность поколений.

Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, отчаяние от невозможности начать жизнь заново. Э. Эриксон настаивает на том, что разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Р. Пекк, развивая идеи Э. Эриксона, утверждал, что человеку в период старения необходимо решить ряд новых возрастных задач, чтобы полностью сложилось чувство целостности личности. Для этого ему следует сделать следующее:1.перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности через призму не только какой-либо одной роли (профессионала или родителя), но и других (общественник, защитник животных и др.);2.осознать факт ухудшения здоровья и старения тела, выработать необходимое «равнодушие» и терпимость. Успешное старение возможно, если человек приспособится к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься;3.преодолеть озабоченность перспективой близкой смерти, принять мысли о смерти без ужаса, продлить собственную жизненную линию благодаря участию в делах молодого поколения.

Под влиянием Э. Эриксона в концепции «непрерывного жизненного пути» старость трактуется как продолжение прежнего стиля жизни, где завершающий период жизни зависит от всех предшествующих.

Старение населения как социально-демографический процесс и его последствия.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Ему предшествовала так называемая демографическая революция, основными проявлениями которой были уменьшение показателей смертности и быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия. Во второй половине XX века демографическая революция охватила все страны Европы и распространилась на другие континенты.

Наиболее частым показателем старения общества является участие людей старшего возраста в его структуре, этот показатель выражается в процентах. Нижняя граница старости обычно считается 60-65 лет. Глубокими стариками считаются люди в возрасте 80 лет и старше. Доля последних в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности населения или по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.

Эксперты отдела демографии ООН в 1959 г. приняли возраст 65 лет как границу для измерения процессов старения и предложили три уровня, характеризующие демографическую структуру населения:

1) при 4% лиц старше 65 лет - молодое население;

2) от 4% до 7% - структура зрелого населения;

3) более 7% - старое население.

Понятие “демографическое старение” получило всеобщее признание в демографии и статистике в последние 40 лет. Главную роль в этом играет снижение уровня рождаемости. Ибо чем меньше рождается детей, тем впоследствии увеличивается доля людей старшего возраста. Если старение индивида - необратимый процесс, который завершается со смертью, то “демографическое старение” - обратимое явление. “Омоложение” населения может наступить только при увеличении рождаемости, когда в структуре населения увеличивается доля детей и молодежи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.

Две главные тенденции характеризуют демографические процессы на Земле:

а) районы с низкой рождаемостью, низкой детской смертностью, с высокой продолжительностью жизни - это модель “старого населения”;

б) районы с высокой рождаемостью, высокой общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста, низкой средней продолжительностью жизни - модель “молодого населения”.

Демографическая старость считается:

1)подвижной при проценте лиц старше 60 лет к общему числу населения - от 12 до 14%;

2)стабильной - проценте этих лиц от 15 до 19%;

3)сенильной депопуляцией - свыше 20%.

Основной социальной проблемой старения населения можно считать нехватку трудовых ресурсов. Пожилые люди выходят на пенсию, а заменить их некем.

7. Три уровня демографической структуры населения, определенные ООН: «молодое население»; «старое население», «зрелое население». Понятие «демографическая старость».

8. Социально-демографические ситуация в РФ и государственная политика в направлении разрешения демографического кризиса.

9. Социальные стереотипы в отношении пожилого и старого возраста.

10. Концепции здоровья в пожилом и старческом возрасте в социальной геронтологии. Прогнозирование потребностей населения старших возрастов в медицинской помощи и социальном обслуживании.

11. Медицинские проблемы пожилого и старческого возраста. Старческие недомогания и старческая немощность. Способы их облегчения.

12. Понятия гериатрии и геронтологического ухода..

13. Геронтологическая реабилитация: определение, основные направления, цели. Проблемы инвалидности в пожилом возрасте.

14. Деменция: определение, критерии, группы. Лечение и профилактика деменции.

15. Проблема одиночества в старости.

16. Тяжелые потери и горе в пожилом возрасте и в старости. Проблемы переживания тяжелой утраты.

17. Эйджизм и его проявления в повседневной жизни и в социальной работе с пожилыми людьми

18. Социальная активность пожилых. Сферы проявления и.виды социальной активности.

19. Социальные и психологические модели адаптации к пенсионному периоду жизни.

20. Проблема социальной поддержки в семье. Отношения взаимозависимости и семейной поддержки.

21. Социальная защита пожилых и старых людей в РФ и экономически благополучных странах.

22. Социальное обслуживание граждан старшего поколения: формы, законодательно-правовая основа.

23. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в стационарных учреждениях социальной защиты.

24. Эффективность социальной работы с пожилыми и старыми людьми: общие показатели и инновации.

25. Технологии социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

26. Нравственно-этические проблемы в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.

27. Роль психотерапии и семейной терапии в решении социально-бытовых проблем населения пожилого и старческого возраста.

28. Социально-психологическая реабилитация и реинтеграция населения пожилого и старого возраста: проблемы и возможности.

29. Роль и значение нестационарных учреждений социальной защиты в профилактике и преодолении социально-бытовой дезадаптации пожилых и старых людей.

30. Роль негосударственных организаций в социальной защите пожилых и старых людей и взаимосвязи с государственной системой социальной защиты.

31. Распределительная и накопительная системы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ.

32. Основные направления социальной и медицинской реабилитации пожилых и старых людей.

33. Принципы, формы и организация социального обслуживания пожилых и старых людей.

34. Профессиональные деструкции в пожилом возрасте. Стратегии и этапы адаптации к пенсионному возрасту.

35. Пенсионная система Швеции, Норвегии и Финляндии.

36. Организация социальной защиты и пенсионного обеспечения в США.

37. Негосударственные формы социального обслуживания пожилых и старых людей.

38. Религиозные аспекты старения и старости: конфуцианство, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам.

Наши рекомендации