Информационно-аналитическая деятельность в органах прокуратуры.

Содержание прокурорского надзора по всем его направлениям в значительной степени связано с информационной работой. На основании сбора, систематизации, анализа и обобщения разного рода информации прокурор, используя свои полномочия, принимает решение и действует. Очевидно, что чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую, весьма ограниченное время для выбора решения.

Информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации управления в системе прокуратуры Российской Федерации, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно- распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры ведется в основном по двум направлениям. Внешним направлением считается работа, связанная с определением состояния законности и правопорядка на территории и (или) объекте, поднадзорных конкретным органам прокуратуры. В этом случае анализ данных, характеризующих состояние законности и правопорядка, даёт знание реальной обстановки, позволяет правильно определять направления надзорных усилий и объекты надзора, прогнозировать развитие неблагоприятных тенденций и процессов, вырабатывать предупредительные меры.

Другое внутреннее направление информационно-аналитической работы в органах прокуратуры - сбор, изучение и оценка информации с целью определения эффективности организации и деятельности органов прокуратуры. Такая информационно-аналитическая работа позволяет вырабатывать организационные мероприятия, направленные на совершенствование системы управления органов прокуратуры.

По первому направлению предмет деятельности - анализ материалов, характеризующих исполнение законов поднадзорными органами. А по второму - анализ сведений, характеризующих состояние самого прокурорского надзора. В практической деятельности эти направления тесно связаны, поскольку нельзя отрывать надзорную деятельность от предмета надзора.

Изучение докладных записок, материалов аналитической деятельности и прокурорских проверок показало, что аналитическая работа, направленная на совершенствование системы управления, ведётся, как правило, в связи с обобщением практики прокурорского надзора на том или ином надзорном участке. Городское и районное звено не уделяет данной деятельности нужного внимания, анализы и обобщения проводятся бессистемно, нередко на основе статистических данных за отчетный период, требующих дополнительного текстового анализа, регламентированного нормативными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В результате не удаётся достичь целостного анализа и объективной оценки как самой работы прокуратуры города(района) так и состояния законности и правопорядка, не решается задача обеспечения правильного выбора приоритетов в надзорной деятельности прокуратур города или района.

8. Планирование в органах прокуратуры, виды планов.

Планирование является неотъемлемой функцией управления.

Сущность планирования состоит в определении целей и задач деятельности прокуратуры, формировании перечня конкретных мероприятий для достижения поставленных целей и задач, установлении сроков исполнения мероприятий, а также назначении исполнителей, ответственных и контролирующих.

К основным задачам планирования в органах прокуратуры принято относить:

  1. оптимальное распределение сил и средств на основных направлениях обеспечения законности и правопорядка;
  2. квалифицированное взаимодействие прокуратуры с иными правоохранительными органами, судами, органами государственной и муниципальной власти;
  3. оптимальное взаимодействие между структурными подразделениями и должностными лицами прокуратуры;
  4. упорядочение трудового процесса.

Основное значение планирования определяется возрастающим объемом сферы правового регулирования в современном обществе и государстве, за которым осуществляется прокурорский надзор, и облегчением организации и осуществления контроля за деятельностью органов прокуратуры.

Процесс планирования представляет собой систему последовательно совершаемых операций с различным составом участников для выработки и принятия окончательного управленческого решения – плана.

Планирование осуществляется в несколько этапов:

  1. Сбор полной и достоверной информации о состоянии среды планирования.
  2. Анализ информации с целью выявления специфических проблем и прогнозирования их развития.
  3. Подготовка проекта плана.
  4. Обсуждение проекта плана.
  5. Принятие плана и организация его исполнения.

Планирование строится на определенных принципах. К числу основных из них можно отнести:

Принцип научной обоснованности плана, заключающийся во всестороннем познании и учете как общих объективных закономерностей развития общества государства и права на данном историческом этапе, так и частных проявлений развития общественных отношений в сочетании с целями и задачами, стоящими перед органами прокуратуры.

Принцип системности, означающий преемственность и взаимосвязь всех видов планов, разрабатываемых в определенной прокуратуре, с планами вышестоящей прокуратуры, а также планами иных правоохранительных органов.

Принцип непрерывности, означающий постоянное планирование на всех уровнях прокурорской системы, на всех этапах реализации прокурорских полномочий.

Принцип оптимальной достаточности мероприятий, определяющий соответствие объема работы реальным штатным иным возможностям прокуратуры.

Принцип гибкости, заключающийся в равномерном распределении нагрузки по подразделениям и должностным лицам прокуратуры в течение отчетного периода.

Принцип стабильности, предполагающий неизменность плановых мероприятий, но в то же время не исключающий возможности корректировки плана.

Как правило, содержание типичного плана охватывает следующие элементы: подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период; перечень планируемых прокурорских проверок; обобщение практики применения того или иного законодательства; проведение совещаний и заседаний коллегий; проведение мероприятий, связанных с повышением квалификации работников прокуратуры.

В литературе принято дифференцировать существующие виды планов:

По субъектам выделяются планы работы аппарата прокуратуры в целом, планы работы отдельных подразделений аппарата, индивидуальные (личные) планы прокурорских работников, а также планы работы отдельных органов и учреждений прокуратуры.

По содержанию планы подразделяются на те, что регулируют надзорную деятельность (планы проверок, выездов на места и т.п.) и реализацию иных направлений прокурорской деятельности (координационные планы); направленные на организацию обучения (учебно-тематические планы обучения и переподготовки сотрудников); планы стажировок; планы проверок состояния работы подчиненных прокуратур и т.п.

По срокам планы бывают краткосрочные (разовый план мероприятий); среднесрочные (квартальные, полугодовые и годовые) и долгосрочные, или перспективные (на срок свыше года).

Как правило, краткосрочные и среднесрочные планы используются для планирования конкретных мероприятий по определенному направлению работы либо индивидуальной деятельности работников. Перспективные затрагивают проблемы борьбы с преступностью в городе районе области и готовятся совместно с другими правоохранительными органами.

Наши рекомендации