Информационно-аналитическая работа

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах государственной власти состоит в том, что она напрямую связана с процессом управления. Многие руководители осознают важность этой работы и создают серьезные аналитические подразделений. Включение аналитических центров в структуру органов исполнительной власти – явление для нашей страны относительно новое.

Здесь важную роль играет их взаимодействие и, в частности, сбалансированность целей и задач информационно-аналитических структур внутри органа управления с другими подразделениями.

Важно, чтобы в информационно-аналитической службе был осуществлен непрерывный цикл подготовки материалов, начиная от процедуры определения показателей сбора информации, ее классификации, автоматизированной обработки и заканчивая анализом информации, разработкой прогнозов и практических рекомендаций.

Обычно выделяют три уровня информационно-аналитической деятельности: информационно-технологический, информационный и аналитический.

Информационно-технологическое обеспечение подразумевает не столько наличие компьютеров, сетей и средств связи, сколько продуманной программной средой, позволяющей накапливать, обрабатывать и искать необходимую информацию в автоматизированном режиме.

Аналитическая служба необходима там, где существуют значительные информационные потоки, требующие обработки. Информация должна быть только та, которая в дальнейшем используется для анализа. Преимущество следует отдавать собственным базам данных, создаваемым под решение конкретных задач.

Деятельность информационно-аналитических подразделений носит прикладной характер и опирается не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение специалистов, экспертов, обобщение уже готового материала, на координацию исследований научных коллективов (социологических, политологических, специально-научных и т.п.).

Всю информацию, с которой приходится иметь дело информационно-аналитическому отделу, подразделяют на три типа: входящую, исходящую и внутреннюю.

К входящей информации относятся:

• материалы СМИ, различных информационных агентств, информационных каналов и т.п.;

• сообщения, обращения граждан, групп, организаций, т.е. общественности;

• книги, брошюры, прочая литература по PR-специальности;

• документы, материалы, инструкции, нормативные акты и т.п. различных органов власти;

• слухи, сплетни – «канал молвы».

К исходящей информации относятся:

• обзоры прессы, различных информационных каналов, контент-анализ прессы;

• материалы для прессы и информационных агентств – пресс-релизы, ньюс-релизы, ответы на публикации, сообщения, заявления, интервью, статьи и т.п. как для газет, так и для электронных СМИ, включая Интернет;

• книги, журналы, брошюры, афиши, листовки, буклеты и т.п.;

• устные сообщения, распространяемые среди общественности, - использование «канала молвы»;

• аналитические, информационные и другие материалы для руководства;

• аналитические, информационные и другие материалы для других подразделений;

• ответы на сообщения, обращения граждан, групп, организаций, т.е. общественности;

• ответы (необходимая реакция) на документы, материалы, инструкции, нормативные акты различных органов власти.

К внутренней информации относятся:

• содержимое баз данных по всем средствам массовой информации, информационным каналам;

• содержимое баз данных по общественным, политическим, профессиональным, творческим, религиозным и иным объединениям граждан;

• содержимое баз данных по VIP-персонам и знаменательным событиям;

• результаты социологических исследований, опросов населения;

• методические разработки, технологии, программы PR-деятельности;

• внутренние документы пресс-службы – приказы, положения, инструкции, планы и т.п.

Классификация материалов СМИ в обзоре прессы зависит от задач, которые поставлены перед службой:

• по тематике (промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.);

• по персоналиям или организациям, которые они представляют (правительство, представительная власть, губернатор, вице-губернатор, Управление финансов и бюджета и т.п.);

• по «тону» публикации (информация – нейтральный; проблема – ставятся вопросы, которые требуют решения; критика - негативная оценка действий определенной организации или конкретного лица).

Обзор прессы может представлять собой краткое изложение основной мысли наиболее интересных публикаций или анализ тенденций, прослеживающихся по совокупности материалов различных СМИ (обычно об оценке какого-либо события, факта) с приведением наиболее ярких цитат.

Большое количество полезной информации пресс-служба может извлечь из анализа сообщений, обращений граждан, групп, организаций, т.е. общественности. Каждое из них требует рассмотрения и ответа, при необходимости принятия конкретных мер.

Особых приемов требует осмысление слухов и сплетен (информация «канала молвы»). Игнорировать их не стоит.

Слухи в политике обычно нужны для достижения трех основных целей.[3] Во-первых, они используются в борьбе с политическими конкурентами. Во-вторых, в качестве «пробного шара» для зондирования общественного мнения и возможной реакции общества по неофициальным каналам, прежде чем сообщать что-то официально. В-третьих, слухи используются для «раскрутки» политиков. Однако такое использование носит почти подпольный характер. В обществе существует определенное предубеждение: считается, что слух – это нечто не вполне приличное, к чему можно прибегать осторожно и в крайних случаях. Такое отношение – отголоски специально формировавшихся в нашем тоталитарном прошлом особого «табу» на неофициальную, «самостихийную» информацию.

Сплетни– это одна из разновидностей слухов. Внешне сплетни всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, «погоня за сенсациями», проявления «интриганских методов» и т.д., тем не менее, сплетни удивительно живучи. Они занимают определенное место в общественных отношениях. Это обусловлено многообразием социальных и психологических функций сплетен. Главная из них, как и у слухов, - информационное самонасыщение масс по собственным каналам. Эту функцию сплетня выполняет в случае «естественного» его появления. В «искусственном» варианте сплетни придумываются и распускаются целенаправленно. Как и слух, сплетня – особый механизм формирования психологии масс и, соответственно, инструмент PR-воздействия.

Отдельным направлением в информационно-аналитической работе государственных служб по связям с общественностью является диагностика деятельности политических партий и общественных объединений. В целях повышения точности информационной диагностики общественных объединений можно выделить индикаторы внутреннего и внешнего порядка. В качестве первых можно рассмотреть оценочное отношение общественных организаций и политических партий к следующим вопросам:

• основные цели общественного объединения;

• стратегия, т.е. способы достижения этих целей;

• вопросы отношения к собственности;

• отношение к многопартийности;

• отношение к религии;

• отношение к национальным вопросам;

• выбор союзников;

• налоговая политика;

• промышленная политика;

• социальная политика;

• региональная политика и др.

К внешним можно отнести следующие индикаторы:

• качественную динамику публикаций в средствах массовой информации (в газетах, сообщения и информация по телевидению и радио, в электронных СМИ о конкретных общественных организациях);

• ранжированные списки политических лидеров по результатам опубликованных материалов, по результатам социологических опросов, мониторинга общественного мнения с целью выявления отношения населения к деятельности партий;

• оценки политических организаций в научных работах, статьях и публикациях, посвященных деятельности общественных объединений, которые шкалируются информационным аналитиком;

• прямой и косвенный анализ статистических данных численности общественно-политических движений и др.

В целом можно говорить о том, что службы по связям с общественностью в органах государственной власти вполне способны не только проводить мониторинги социально-экономической обстановки в РФ, но и прогнозировать появления «зон повышенной социальной напряженности». Структуры по связям с общественностью могут уточнять и оценивать критерии социальной нестабильности, предкризисной и кризисной ситуации.

Наши рекомендации