Система органов государственной власти в Российской Федерации. Место и роль прокуратуры в системе государственно-правовых институтов.
Организации работы и управления в органах прокуратуры.
Организация работы – совокупность мероприятий по созданию оптимальных условий взаимодействия между органами и учреждения прокуратуры, подразделениями внутри органов и между отдельными работниками в целях повышения эффективности прокурорской деятельности и успешного решения задач, стоящих перед прокуратурой.
Среди организационных мероприятий принято выделять управленческие мероприятия. Управление – руководство, руководящее воздействие на деятельность прокурорских работников со стороны вышестоящих работников. Таким образом, управление – основной метод выполнения организационных мероприятий. Без управления нет организации. При этом часть управленческих мероприятий можно считать одновременно элементами организации работы.
Элементы организации работы органов прокуратуры
1. Издание управленческих правовых актов, в т.ч. акты властно – распорядительного характера (приказы, инструкции, распоряжения), рекомендательного характера (информационные письма, обзоры практики)
2. Работа коллегий генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов РФ, а также приравненных к ним. Также проведение различных совещаний, как в подразделениях генеральной прокуратуры, так и в районных подразделениях.
3. Контроль и проверка исполнения (не путать с прокурорским надзором) – со стороны вышестоящих прокуроров нижестоящих (внутренний ведомственный прокурорский надзор)
4. Работа с кадрами – подбор и расстановка, воспитание кадров.
5. Распределение обязанностей (объема работы) между органами прокуратуры, а внутри органов между подразделениями и отдельными работниками (принципы распределения: зональный (территориальный) – работники закрепляются за территорией, предметный – закрепляются за отраслью, предметно-зональный – на уровне прокуратуры области, дается кусок области, но с соответствующим предметом, объектный)
6. Планирование и прогнозирование работы.
7. Информационное обеспечение – сюда входит учет информации, делопроизводство, систематизация информации, результаты аналитической деятельности.
8. Отчетность.
9. Материально – техническое обеспечение.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Требование прокурора.
Указанное направление деятельности является новым для прокуроров. Статья 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» введена 17 июля 2009 г. Федеральным законом № 171-ФЗ».
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.
О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы указанный приказ требует от заместителей Генерального прокурора РФ, начальников Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в пределах компетенции:
- обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внесение требований либо направление заявлений в суд о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты в целях исключения из них коррупциогенных факторов, а также принимать меры к надлежащему исполнению требований прокурора и осуществлению надзора за исполнением судебных решений;
- осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе возложить эти обязанности на конкретных работников; издать необходимые организационно-распорядительные документы; в целях определения механизма реализации новых полномочий провести межведомственные совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций федерального уровня, обладающих нравом нормотворчества, — Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- инициировать внесение изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях установления процедуры представления в органы прокуратуры для соответствующей проверки принятых нормативных правовых актов;
- при реализации новых полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном главой II Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195;
- в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогениый фактор;
- руководителям органов прокуратуры лично участвовать в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации или представительных органов местного самоуправления при рассмотрении требований. Обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и местного самоуправления, организации и должностным лицам с участием представителей прокуратуры. При рассмотрении требований занимать активную позицию, разъяснять негативные последствия практики правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы;
- в случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты в целях исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
организовать учет и проведение проверок по обращениям, поступившим в органы прокуратуры согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе с использованием сети Интернет, организовать информационный обмен с общественными организациями и объединениями;
- продолжить практику информирования соответствующих органов и должностных лиц о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, не относящихся к категории актов, установленных ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также в проектах нормативных правовых актов.
18. Понятие предмета и пределов прокурорского надзора.
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата. Надзор - это контрольная деятельности за исполнением только законов.
Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуре, принятое на работу в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора. Понимается под понятием прокурора – генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют специфическую деятельность. Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие. Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности. Предмет прокурорского надзора.
Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена деятельность органов прокуратуры. Объект прокурорского надзора. Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора. Прокурор как должностное лицо органа прокуратуры, но также к субъектам относится и сам орган. Сущность. Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений.
Пределы прокурорского надзора
По предмету к пределам прокурорского надзора относятся то, что прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта.
По объектам прокуратура не осуществляет надзор в отношении:
- президента
- федерального собрания
- правительства
- судов;
- граждан
Рассмотрение прокурором жалоб на действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя либо следователя в порядке ст.124 УПК РФ. Участие прокурора в рассмотрении судом жалоб данной категории в порядке ст.125 УПК РФ
Прокурор в силу положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Одной из форм осуществления прокурором своих функций является рассмотрение ими жалоб на действия и решения, принятые в ходе производства по уголовному делу либо по материалу доследственной проверки на досудебных стадиях процесса.
Жлоба может быть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцелярию прокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются, которые они обязаны незамедлительно направить ее прокурору. Жалобы, поступающие вышестоящему прокурору, также безотлагательно направляются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за производством расследования по данному уголовному делу либо доследственной проверкой по заявлению.
Проверка поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела, материала доследственной проверки, связанных с изложенными в жалобе фактами и получение объяснений от должностных лиц.
Рассматривая жалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства, предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
В случае необходимости прокурор вправе вызвать к себе заявителя для уточнения сведений, приводимых в жалобе, или получения дополнительных данных. Предоставляемая заявителем информация облекается в письменную форму и включается в материалы производства по жалобе. Заявителю также может быть предложено представить документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты.
При явке заявителя по вызову прокурора для выяснения указанных в жалобе обстоятельств совершения дознавателем или следователем действий, влекущих за собой уголовную ответственность, заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации («Заведомо ложный донос о совершении преступления»).
Срок рассмотрения жалоб граждан в порядке ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации составляет 3 суток. В зависимости от содержания направленной жалобы для ее проверки и принятия по ней решения может возникнуть необходимость получения дополнительных объяснений от заявителя, истребования дополнительных материалов, в том числе связанных с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, в этой связи срок разрешения жалобы может быть продлен прокурором до 10 суток.
Решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении оформляется в виде постановления прокурора. В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении жалобы отменяется обжалуемое решение, принимаются иные акты прокурорского реагирования, а также меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости прокурор одновременно принимает меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. О принятом решении по жалобе заявитель уведомляется прокурором с разъяснением порядка обжалования решения вышестоящему прокурору либо в суд.
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, предусмотрена возможность по окончании проводимых в связи с жалобами проверок по просьбе заявителей ознакомить их с материалами проверок и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайны и законным интересам других лиц.
Полный или частичный отказ прокурора в удовлетворении жалобы может быть обжалован заявителем вышестоящему прокурору или в суд по месту производства предварительного расследования либо доследственной проверки.
Обязанность защищать законные права и интересы граждан возложена на государство. Глава 16 УПК РФ обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
В УПК РФ нет определения понятия жалоба. Определение жалобы дано в ФЗ от 06.05.06г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» № 59 ФЗ. (вступил в силу 01.11.2006г.) ППВС РФ от 10.02.2009 № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ". Информационное письмо ГП от 31.03.2010 № 36-13-2010 "О порядке рассмотрения жалоб, направленных в суд."
Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод, законных интересов, либо прав и свобод других лиц.
Форма подачи жалобы: письменная, устная.
Предмет жалобы:
4. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
5. Постановление о прекращении уголовного дела;
6. иные действия решения следователя, дознавателя, прокурора, которые способны причинить ущерб Конституционным правам и свободам участников или затруднить доступ к правосудию.
Проблемы:
УПК РФ не содержит требований к форме подачи письменной жалобы в порядке ст. 125.
Рекомендации, что должно быть в жалобе, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ.
1. Полные сведения о лице подавшем жалобу;
2. Указания на действия или решение которое обжалуется, фамилия должностного лица, который совершил действия, принял правовое решение;
3. Доводы лица подавшего жалобу;
4. Перечень прилагаемых документов.
Судье в ряде случаев, при отсутствии каких-либо важных сведений в жалобе в порядке ст. 125, стали принимать решение о ее возвращении – это незаконного, т.к. не предусмотрено ст. 125 УПК РФ.
Проблемы связанные с подачей жалобы и рассмотрением:
1. В УПК РФ не установлен срок передачи жалобы в суд (при подачи жалобы через должностное лицо).
2. Законодательная проблема в УПК РФ для рассмотрения жалобы по 125, предусмотрен 5 суточный срок. Согласно ФЗ «О защите прав потерпевшего и свидетелей»срок рассмотрения жалобы составляет 24 часа.
3. Принятие решений. УПК РФ предусмотрено 2 вида решений: 1. О признание действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение. 2. Об оставлении жалобы без удовлетворения.
Иные решения, которые предусматривает ППВС РФ:
вернуть жалобы для устранения недостатков.
Отказать в приеме жалобы.
прекратить производство по жалобе.
об отложении судебного разбирательства. (ОКСот 20.12.2005 № 475-0).
Незаконные решения: 1. О направлении жалобы по подсудности. (Определение ВС № 0362 от 06.03.03г.) УПК РФ не предусматривает передачу жалобы по подсудности.
2. Об оставлении жалобы без рассмотрения.
3. Об отказе в приеме жалобы (ОКС № 431-О от 24.11.05г.)
Виды составов преступления.
Уголовная ответственность наступает только за совершение деяния; мысли, чувства, слова и т. д. не являются уголовно наказуемыми. Деяние может быть выражено в двух формах:
– в действии – оно представляет собой акт активного общественно опасного и противоправного поведения;
– в бездействии – это общественно опасный акт поведения, состоящий в не совершении лицом того действия, которое оно должно было и могло совершить.
1) простой (иногда его называют основной) состав преступления - он содержит в себе основные признаки преступления и не содержит ни отягчающих (квалифицирующих), ни смягчающих обстоятельств. Так, в ч. 1 ст. 158 УК дается определение кражи как тайного похищения чужого имущества (без смягчающих и без отягчающих обстоятельств);
2) состав с квалифицирующими признаками, т.е. с такими, которые обременяют ответственность и влияют на квалификацию. Примером квалифицированного состава можно считать ч. 2 ст. 158 УК, т.е. кражу, содеянную повторно или за предыдущим заговором группой лиц ;
3) состав с особенно отягчающими (особенно квалифицирующими) обстоятельствами, т.е. такими, которые предоставляют преступлению особой общественной опасности. Например, кража, содеянная в особенно больших размерах или организованной группой (ч. 5 ст. 158);
4) состав преступления со смягчающими обстоятельствами (так называемый привилегированный состав), что характеризуется обстоятельствами, которые в значительной мере снижают общественную опасность и наказуемость данного вида преступления (например, умышленное убийство, содеянное в состоянии сильного душевного волнения - ст. 116, или убийство при превышении границ необходимой обороны - ст. 108).
За характером структуры составов, т.е. за способом описи их признаков непосредственно в законе, все они могут быть разделены на простые и сложные.
К простым составам относят те, которые содержат в себе признака одного общественное опасного действие, которое посягает на один объект. Примером простых составов является умышленное убийство (ч. 1 ст. 105 УК), грабеж (ч. 1 ст. 161).
Сложным есть состав, законодательная конструкция которого осложнена какими-нибудь обстоятельствами. Поэтому сложными следует признать составы с двумя объектами (разбой - ст. 162), изнасилование (ст. 131 УК РФ) включает два действия: применение или угроза применения насилия и половое сношение с потерпевшей вопреки ее воле; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), характеризуется сочетанием двух форм вины.
К числу сложных относят также и альтернативные составы, объективная сторона которых может выражаться в нескольких действиях или способах действия или в разных следствиях. Так, государственная измена в ст. 275 определенная как то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации,. По всей видимости, каждая из названных действий образовывает объективную сторону указанного преступления.
За особенностями конструкции выделяют преступления с формальным составом, преступления с материальным составом и преступления с усеченным составом.
Преступлениями с формальным составом называют такие, что не содержат в себе как обязательный признак общественное опасные следствия, а потому преступление считается законченным с момента совершения указанных в законе действий. Например, ч. 1 ст. 322 устанавливает ответственность за незаконное пересечение государственной границы. И это преступление считается законченным с момента совершения самого действия (перехода), независимо от возможных следствий.
Преступлениями с материальным составом считаются такие, при конструировании которых как обязательные признаки объективной стороны включаются определенные общественное опасные следствия содеянного преступления. В таких составах объективная сторона получает свое полное развитие лишь при условии наступления указанных следствий и только из этого момента преступление считается законченным. В преступлениях с материальным составом нужно обязательно устанавливать причинную связь между самым действием и общественное опасными следствиями, которые настали.
Примером преступления с материальным составом является убийство, которое считается конченным лишь с момента смерти пострадавшего (ст. 105). Сам по себе факт выстрела в жертву с целью ее убийства не образовывает состава законченного преступления, поскольку не настал предусмотренный криминальным законом следствие - смерть другого человека. Такие действия должны квалифицироваться лишь как покушение на убийство.
Преступлениями с усеченным составом считаются такие, в которых момент истечения преступления самым законом переносится на стадию приготовления или на стадию покушения. Например, за ст. 119 ответственность за угрозу убийством наступает с момента самой угрозы, а разбой считается законченным преступлением с момента нападения с целью овладения чужим имуществом (ст. 162). Содержат законодательную характеристику объективной стороны путем описания признаков не только действия или бездействия, но и реальной угрозы наступления конкретных общественно0опасных последствий, в то время как сами эти последствия не являются признаками состава. Например, заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ст.122), ст. 215. Предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, и эксплуатации объектов атомной энергетики, создающие опасность для жизни человека или содержащие угрозу радиоактивного заражения окружающей среды.
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Место и роль прокуратуры в системе государственно-правовых институтов.
Конституцией РФ закреплен принцип разделения государственной власти на:
законодательную;
исполнительную;
судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
Президент Российской Федерации;
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
Правительство Российской Федерации;
суды Российской Федерации.
На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:
1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция – формирование законодательства страны;
2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов.
Основные функции Правительства РФ:
а) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
б) представляет отчет об исполнении федерального бюджета;
в) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
г) управляет федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
3) судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции, Генеральная прокуратура РФ.
0Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации'.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными.
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Общие принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.
Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении наиболее существенных черт и требований и, во-вторых, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.
Принципы прокурорского надзора можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие руководящие положения, определяющие существенные черты деятельности прокуроров Общие принципы закреплены в Конституции РФ и в Законе "О прокуратуре РФ". К ним относятся:
1) законность – выполняя государственно-правовую функцию надзора, прокуратура действует в строгом соответствии с принципом законности, функционирует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности.
2) единство и централизация органов прокуратуры.
3) независимость.
4) обязательное исполнение требований прокуратуры;
5) гласность.
6) взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.
7) политической независимости закона о прокуратуре запрет прокурорам на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокурора в процессе осуществления прокурорского надзора.
Наряду с общими принципами действуют и внутриорганизационные принципы, к которым можно отнести зональный, предметный и предметно-зональный принципы.
3.Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: общая характеристика.
После распада СССР и образования России как самостоятельного и независимого государства законодательство о прокуратуре требовалось привести в соответствие со сложившимися политическими реалиями.
17 января 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Этот закон с учетом изменений и дополнений действует и в настоящее время. С момента вступления в силу нового Закона о прокуратуре Закон СССР «О прокуратуре СССР» перестал действовать на территории России.
Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Конституция закрепила положение о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.
В соответствии со ст. 71 Конституции правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится исключительно в ведении РФ.
В принятом Законе о прокуратуре в соответствии с новыми условиями развития государства и общества были определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, обозначены конкретные направления (отрасли) прокурорского надзора. Цель прокуратуры заключается в обеспечении на территории РФ верховенства действующих законов. В соответствующих разделах, регламентирующих деятельность прокурора в определенных отраслях надзора, установлены предмет и пределы последнего.
Закон трансформирует содержание и назначение прокурорского надзора в уголовном и гражданском судопроизводстве, отводя прокурорам роль одной из сторон при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, хотя за ними сохраняется право опротестования незаконных и необоснованных судебных решений.
В Законе о прокуратуре отражены основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры: единство и централизация системы прокурорских органов, независимость прокуратуры от органов государственной власти и управления, а также общественных организаций (движений) и политических партий, гласность в деятельности органов прокуратуры.
Сформировавшаяся за годы существования СССР система органов прокуратуры в новом федеральном законодательстве была в основном сохранена. Наряду с территориальными прокуратурами в системе органов прокуратуры РФ действуют военная, транспортная, природоохранная прокуратуры, прокуратура исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований. В 2007 г. при прокуратуре РФ был создан Следственный комитет.
Один из разделов Закона о прокуратуре посвящен задачам и полномочиям прокуроров, а также средствам реагирования на установленные нарушения закона по каждой из отраслей прокурорского надзора.
Достаточно полно в Законе о прокуратуре представлена кадровая политика. В нем закреплены положения, связанные не только с подбором, расстановкой и воспитанием кадров, но и с мерами правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, а также их семей.
4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров. Ограничения и запреты, связанные с прохождением службы в органах прокуратуры.
Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.
Вступая в должность, прокурор обязан:
соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;
защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях, могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
Согласно ч. 2 ст. 40.1 Ф3 «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:
имеет гражданство иностранного государства;
п<