Государственное управление в области
ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ЖИВОТНОГО МИРА
Государственное управление в области рационального использования животного мира осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. До 1 января 2008 г. рассматриваемые специально уполномоченные государственные органы состояли исключительно из соответствующих федеральных и территориальных (бассейновых) государственных органов.
Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:
• обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
• поддержка деятельности, направленной на охрану животного
мира и среды его обитания;
• осуществление пользования животным миром способами,
не допускающими жестокого обращения с животными, в
соответствии с общими принципами гуманности;
• недопустимость совмещения деятельности по осуществлению
государственного контроля за использованием и охраной
животного мира и среды его обитания с деятельностью по
использованию объектов животного мира;
• привлечение граждан и общественных объединений к реше
нию задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого
использования объектов животного мира;
• отделение права пользования животным миром от права
пользования землей и другими природными ресурсами;
• платность пользования животным миром;
• приоритет международного права в области использования
и охраны животного мира, охраны и восстановления среды
его обитания.
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны и использования животного мира перечислены в ст. 5—8 ФЗ «О животном мире». Статья 6 устанавливает перечень полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта РФ. К ним относятся:
• организация и осуществление охраны и воспроизводства, а
также регулирование численности объектов животного мира,
за исключением объектов животного мира, находящихся на
особо охраняемых природных территориях федерального
значения, охрана среды обитания указанных объектов жи
вотного мира;
• ведение государственного учета численности объектов живот
ного мира, государственного мониторинга и государственного
кадастра объектов животного мира в пределах субъекта РФ,
за исключением объектов животного мира, находящихся на
особо охраняемых природных территориях федерального
значения;
• выдача лицензий (за исключением распорядительных) и
разрешений на использование объектов животного мира, за
исключением объектов, находящихся на особо охраняемых
527
природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
• контроль за использованием капканов и ловушек; осущест
вление контроля за оборотом продукции, получаемой от
объектов животного мира и др.
Контроль за осуществлением, а также за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами. Контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий включает в себя:
• рассмотрение и анализ отчетов о проведенных мероприя
тиях в области охраны, использования и воспроизводства
объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты,
ежеквартально представляемых органами государственной
власти субъектов РФ;
• оценку качества проведенных мероприятий за счет средств,
предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета
для осуществления переданных полномочий;
• оценку деятельности органов государственной власти субъ
ектов РФ по исполнению переданных полномочий;
• направление органам государственной власти субъектов РФ
предписаний об устранении выявленных нарушений;
• направление органам государственной власти субъектов РФ
предписаний о привлечении к ответственности должностных
лиц, исполняющих обязанности по осуществлению передан
ных полномочий;
• направление Министерству сельского хозяйства РФ предло
жений об изъятии переданных полномочий.
Контроль осуществляется в форме документальных и выездных плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и руководителями ее территориальных органов. Выписки из планов доводятся до проверяемых органов государственной власти субъектов РФ. Внеплановые проверки проводятся в случае получения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору сведений о возможных нарушениях, допущенных органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении
528
переданных полномочий, нарушениях законодательства РФ, в случае несоответствия и расхождения в сведениях, представленных в отчетах о проведенных мероприятиях органом государственной власти субъекта РФ, поступления обращений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, а также для проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственное управление в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, являются Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству, Министерство природных ресурсов РФ и др. Указанные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения образуют систему государственных органов в области контроля за охраной и использованием объектов животного мира. Сфера их деятельности и полномочия по осуществлению государственного контроля определены положениями об указанных органах, утвержденными Правительством РФ, законами РФ и указами Президента РФ.
Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу РФ, и среды их обитания и др.
Минсельхоз России принимает следующие нормативные правовые акты: правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также осуществляет: организацию работ по разведению в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домаш-
529
них животных и вредителей растений (кроме вредителей леса); государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов и среды их обитания; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса и др.
Государственный комитет РФ по рыболовству осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
• методики исчисления размера вреда, причиненного водным
биологическим ресурсам;
• порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова)
водных биологических ресурсов для осуществления промыш
ленного рыболовства;
• порядок заключения и регистрации договора о переходе долей
в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических
ресурсов для осуществления промышленного рыболовства от
одного лица к другому;
• перечень видов живых организмов, являющихся живыми
ресурсами континентального шельфа;
• порядок определения категорий водных объектов рыбохо-
зяйственного значения и использования находящихся в них
водных биологических ресурсов;
• порядок установления ограничений рыболовства;
• порядок проведения аукционов по продаже промышленных
квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и долей
в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических
ресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
• перечень видов водных биологических ресурсов, которые
являются объектами рыболовства;
• типовые правила рыболовства и правила рыболовства для
каждого рыбохозяйственного бассейна;
530
• порядок осуществления рыболовства в различных целях;
и др.;
2) организует:
• комплексное изучение водных биологических ресурсов в
целях сохранения водных биологических ресурсов и среды
их обитания;
• государственный учет и государственный мониторинг состо
яния водных биологических ресурсов, включая обеспечение
функционирования отраслевой системы мониторинга водных
биологических ресурсов и наблюдения за деятельностью ры
бопромысловых судов;
• мероприятия по восстановлению водных биологических
ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате
стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением
водных биологических ресурсов, находящихся на особо ох
раняемых природных территориях федерального значения и
занесенных в Красную книгу РФ;
• проведение конкурсов на право заключения договора о поль
зовании рыбопромысловым участком;
• искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных
биологических ресурсов;
3) осуществляет:
• ведение государствен ного кадастра объектов животного мира,
принадлежащих к объектам рыболовства;
• разработку и представление на государственную экологичес
кую экспертизу предложений об общих допустимых уловах
водных биологических ресурсов;
• оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу
(вылов) водных биологических ресурсов и внесение измене
ний в такие разрешения, а также приостановление действия
разрешений на добычу (вылов) водных биологических ре
сурсов или аннулирование таких разрешений до истечения
установленного срока их действия;
• заключение с пользователями водными биологическими
ресурсами договоров о закреплении за ними долей в общем
объеме квот;
• согласование перечня рыбопромысловых участков, включаю
щих в себя акватории внутренних вод РФ, в том числе внутрен
них морских вод РФ, и территориального моря РФ, утвержда
емого органом исполнительной власти субъекта РФ;
• заключение договоров пользования рыбопромысловым
участком;
531
• заключение договоров об искусственном воспроизводстве
водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохо-
зяйственного значения;
• установление ограничений рыболовства в порядке, предус
мотренном законодательством РФ о водных биологических
ресурсах;
• осуществляет государственный контроль и надзор за соблюде
нием законодательства РФ в области рыболовства и сохране
ния водных биологических ресурсов, за исключением водных
биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых
природных территориях федерального значения и занесенных
в Красную книгу РФ;
• выдает разрешения в установленных законодательством РФ
случаях;
• осуществляет иные функции в установленной сфере деятель
ности, если такие функции предусмотрены федеральными
законами и нормативными правовыми актами Президента
РФ и Правительства РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:
1) осуществляет контроль и надзор:
• в области охраны, использования и воспроизводства объектов
животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты
и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление
которых передано органам государственной власти субъек
тов РФ;
• за соблюдением законодательства Российской Федерации и
международных норм и стандартов в области морской среды
532
и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
• за рациональным использованием минеральных и живых
ресурсов на континентальном шельфе;
2) выполняет функции федерального органа исполнительной
власти, специально уполномоченного на осуществление государ
ственного регулирования в области охраны озера Байкал;
3) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
• добывание объектов животного и растительного мира, зане
сенных в Красную книгу РФ;
• оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесен
ным в Красную книгу РФ;
• добывание объектов животного мира, не отнесенных к объ
ектам охоты и рыболовства, и пользование ими, за исключе
нием полномочий, осуществление которых передано органам
государственной власти субъектов РФ;
• содержание и разведение в полувольных условиях и искусст
венно созданной среде обитания объектов животного мира,
не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, за исключе
нием полномочий, осуществление которых передано органам
государственной власти субъектов РФ;
• ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны
и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме
осетровых рыб;
4) осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг
объектов животного мира, уникальной экологической системы
озера Байкал, континентального шельфа, исключительной эко
номической зоны, внутренних морских вод и территориального
моря РФ;
5) осуществляет ведение Красной книги РФ.
Одним из направлений деятельности органов государственного управления в сфере охраны и использования объектов животного мира является контроль в этой области. Задачей государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ и законодательства субъектов РФ об охране и использовании объектов животного мира.
В целях реализации требований ФЗ «О животном мире» осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия,
533
направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством РФ. Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ. Под охраной животного мира понимается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Например, в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов. Основу работ по искусственному воспроизводству рыбных запасов составляет деятельность рыбоводных предприятий по выращиванию молоди ценных промысловых видов рыб — осетровых, лососевых, сиговых, частиковых, растительноядных. Так, в естественные водоемы и водохранилища РФ в 2006 г. выпущено1 7419 млн штук молоди ценных промысловых видов рыб, из них (млн штук): осетровых — 79, лососевых — 695, сиговых — 34,5, частиковых — 6533,6, растительноядных — 77, прочих (кефалевых и миног) — 6,5. В основных водоемах, где обитают осетровые виды рыб, — Каспийском и Азовском бассейнах — проводятся широкомасштабные работы по разведению таких особо ценных видов, как белуга, осетр, севрюга.
В условиях катастрофического снижения численности сибирского осетра первостепенная роль отводится его искусственному воспроизводству. На это направлена работа осетровых заводов Сибири, которые в 2006 г. выпустили 2,451 млн штук молоди.
1 Результаты округлены. 534
С 1996 г. начата целенаправленная работа по восстановлению популяции байкальского осетра, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, выпуск которого в озеро Байкал за 2001—2006 гг. составил 4,33 млн штук. В Сахалинской области 95 % вылавливаемой кеты — искусственного происхождения, каждая третья горбуша в уловах Сахалино-Курильского региона получена за счет искусственного воспроизводства. Среднегодовой вылов горбуши за последние 10 лет составил 74,6 тыс. т, что в 2,2 раза выше, чем за предыдущее десятилетие, было выпущено 7,43 млн штук подрощенной молоди сибирского осетра и стерляди. Уловы тихоокеанских лососей заводского происхождения увеличились с 8—10 т в середине 1980-х гг. до 40 тыс. т в последние годы.
Значение рыбоводства особенно велико для формирования и поддержания видов рыб, обеспечивающих сохранение биоразнообразия. Запасы редких и исчезающих видов рыб, занесенных в Красную книгу РФ, поддерживаются благодаря деятельности рыбоводных предприятий по искусственному воспроизводству рыбных запасов. Рыбоводные заводы Ленинградской области разводят волховского сига, балтийскую кумжу, озерного лосося и озерную кумжу. Рыбоводные предприятия Республики Дагестан занимаются искусственным воспроизводством терского лосося, а Донской осетровый рыбоводный завод — азовской белуги.
В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. В целях своевременного выявления распространения, физического состояния объектов животного мира, структуры, качества и площади среды их обитания, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования проводится государственный мониторинг объектов животного мира.
Учет водных биологических ресурсов, обитающих в морях на территории РФ, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на территориальном
535
шельфе РФ, является очень сложным. В этих целях используются космические средства и новейшие информационные технологии. Эффективность государственного учета водных биоресурсов достигается при помощи системы наблюдений и контроля за деятельностью российских и иностранных промысловых судов, ведущих промысел водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами и морские ресурсные исследования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях, а также российских судов, осуществляющих промысел водных биоресурсов и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и в экономических зонах иностранных государств1.