Государственное управление в области юстиции

Система органов управления юстицией включает в себя Министерство юстиции РФ, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов.

В настоящее время Министерство юстиции действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313. Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов. Министерство имеет специализированное печатное издание – Бюллетень Министерства юстиции РФ.

На Министерство юстиции РФ возложена функция контроля за соответствием ведомственных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ. Государственной регистрации подлежат только те акты, которые затрагивают права и обязанности человека, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер. Государственная регистрации нормативных правовых актов – это совокупность неразрывно связанных между собой действий регистрирующего органа. Она включает в себя юридическую экспертизу соответствия правового акта законодательству РФ, присвоение регистрационного номера, занесение нормативного правового акта в Государственный Реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является регистрация некоммерческих организаций. В целях повышения качества исполнения этой функции принято два административных регламента:

1) По принятию в порядке, установленном законодательством РФ решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц ( Приказ МЮ РФ от 19 декабря 2006 г. № 372);

2) По принятию в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций (Приказ МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 361).

Физическим и юридическим лицам предоставляется информация о зарегистрированных организациях в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 362.

Решение о регистрации общественного объединения принимается органом юстиции в течение 30 дней со дня получения необходимых документов. Орган юстиции обязан уведомить налоговый орган о зарегистрированном объединении. Налоговые органы в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений от органа юстиции должны внести запись об общественном объединении в Государственный Реестр юридических лиц и уведомить Министерство юстиции РФ в течение рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Неисполнение информационных обязанностей влечет административную ответственность должностных лиц регистрационных органов, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за деятельностью общественных объединений. В рамках проведения контроля министерство имеет право выносить общественным объединениям предупреждение в письменной форме. После двух предупреждений Министерство юстиции или его органы вправе подать в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения или прекращении его деятельности.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является управление уголовно-исполнительной системой. В настоящее время в уголовно-исполнительную систему входят: Федеральная служба исполнения наказаний, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, учреждения, исполняющие наказания.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 «О судебных приставах» Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов. Возглавляет ее Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Директор ФССП является главным судебным приставом Российской Федерации.

Административно-политическая сфера государственного управления имеет ряд отличительных признаков, которые выделил профессор А.А. Гришковец. Кратко представить их можно следующим образом:

1. В сфере расширенная по сравнению с другими сферами государственного управления федеральная компетенция (ст.ст. 71, 71 Конституции РФ);

2. Высокая стабильность системы органов управления этой сферой;

3. Президент РФ имеет исключительные управленческие полномочия в этой сфере. Согласно ст. 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел;

4. В этой сфере наиболее ярко выражены императивные методы регулирования общественных отношений. В этой сфере расширенные возможности по применению мер административного принуждения;

5. При регулировании отношений в этой сфере абсолютно господствуют нормы публичного права;

6. Специальные особенности государственной службы в органах государственного управления этой сферой обусловлены характером службы, которая нередко сопряжена с повышенными физическими нагрузками и риском для здоровья и жизни.

Наши рекомендации