Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина по действующему законодательству.

Адм-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами АП и реализуемых в адм-правовых отношениях. Адм-правовой статус гражданина во всех его разновидностях хар-ся определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права кол-во правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие адм-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).В-третьих, права и обязанности, составляющие адм-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.).В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, подостижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

12.Особенности адм-правового статуса иностр.гр-н и лиц без гражданства(ФЗ от 24.05.02 «О правовом положении иностр.гр-н в РФ»).

Иностр.гражданин-физ.лицо, не явл.гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного гос-ва; лицо без гражданства – физ.лицо, не явл.гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного гос-ва; Российское гос-во исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором. По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной. Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане не могут состоять на гос.и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся гос.тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян. Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д. Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы РФ, которая к российским гражданам применяться не может. Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах АП последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.





2вариант ответа:

Закон о положение иностранных граждан на территории РФ. Данный закон делит иностранных граждан на:1) временно пребывающие в РФ иностранные граждане. Это лица, прибывшие в РФ на основании визы, или в порядке, не требующей этой визы. 2) временно проживающие (лица, получившие разрешение на временное проживание).3) лица, получившие вид на жительство в РФ. Срок временного пребывания определяется либо тем сроком, который указан в визе, либо этот срок определяется - 90 дней. Разрешение на временное проживание м.б. выдано иностранному гражданину, на основании той квоты. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. В течении этого срока временного проживания иностранному гражданину может быть выдан вид на жительство. Для получения вида на жительство иностранец должен прожить не менее одного года. Вид на жительство выдаётся на 5 лет. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения, за исключением тех территорий, на которые нужно спец разрешение. Временно проживающие - не в праве самостоятельно поменять место жительство за пределы субъекта федерации или округа Москвы.Иностранным гражданам запрещено: 1) находится на гос или муниципальной службе. 2) они не вправе замещать должности в составе экипажа судна, плавающим под Российским флагом. 3) они не могут быть членами корабля военных экипажей.4) они не могут быть командиром самолета . 5) не могут быть приняты на работу в организацию, предприятие, деятельность которых связано с охраной РФ, или деятельность которых является гос тайной.6) не имеют право голоса при выборах. Лица без гражданства обязаны:платить налоги,соблюдать законы РФ.Иностранные граждане ближнего зарубежья наделяются большими правами, чем граждане дальних государств. (Н: Для украинцев не надо иметь визу для посещения России.)

13.Понятие и виды(орг-правовые формы) обществ.объединений гр-н по ФЗ «Об обществ.объединениях».Полномочия гос-ва по контролю и надзору за орг-цией и деятельностью общ.объединений гр-н.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:общественная организация(основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан); общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения ); общественный фонд (явл одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого закл в формировании имущ-ва на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущ-ва на общественно полезные цели ); общественное учреждение(не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения); орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого явл совместное решение различных соц проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).Признаки общ.объединения:добровольность формирования, отсутствие необходимости предварит.разрешения органов исполнит.власти и органов муницип.самоуправления, возможность регистрироваться и приобретать права юр.лиц(или не регистрироваться), действие от своего имени, не явл.коммерческими орг-циями. Гос-во:1.обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений. 2.оказывает поддержку их деят-ти. 3.законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Гос.поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ(предоставление грантов), заключения любых видов договоров,в т.ч.на выполнение работ и предоставление услуг, соц.заказа на выполнение различных гос.программ.

14.Меры администр.принуждения,применяемые к объединениям гр-н в целях противодействия экстремизму(по ФЗ «О противодействии экстремистской деят-ти).

С-но ФЗ О противодействии экстремистской деят-ти,общественному объединению в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения. Предупреждение выносится Ген.прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение м.б.вынесено также фед.органом исполнит.власти, осуществляющим функции в сфере гос.регистрации общественных объединений или его соответствующим территориальным органом. Предупреждение м.б.обжаловано в суд в установленном порядке.В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующим общественным объединением, не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности общественное объединение подлежит ликвидации.В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются права общественного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей СМИ, им запрещается пользоваться гос.и муниципальными СМИ, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хоз.деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

15.Правовой статус президента РФ и его администрации в с-ме исполнит.власти России по Положению об администрации Президента РФ от 6.04.2004.

Президент России является главой гос-ва и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы гос-ва представляет РФ внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос.целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Фед.Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных гос-вах и международных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ,а также реализует многие другие прерогативы, присущие главе гос-ва.Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей гос.власти. Президент в рамках своего правового статуса главы гос-ва и гаранта Конституции является также высшим носителем, организатором и руководителем системы гос.исполнительной власти в стране, которую он реализует как непосредственно и персонально, так и через формируемые им в соответствии со ст. 83 Конституции различные структуры Администрации Президента и гос.органы правительственной исполнит.власти. Об администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое им Правительство РФ со всеми своими центральными и территориальными органами правительственной федеральной исполнительной власти (органы гос.управления) и все президентские структуры его Администрации. Администрация Президента РФ в более узком собственном смысле действует на основе утверждаемого его указами Положения об администрации Президента РФ и имеет сложную разветвленную структуру.Администрация Президента РФ формируется им для создания всех необходимых условий реализации президентской власти. Взаимодействуя в установленном Президентом порядке с органами всех ветвей гос.власти, его Администрация создает условия для определения основных направлений внутренней и внешней политики и руководства Президентом их реализацией; обеспечивает организацию подготовки, согласования и представление Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента со всеми необходимыми документами; осуществляет контроль и проверку исполнения ФЗ, указов, распоряжений и поручений Президента с подготовкой ему соответствующих докладов; обеспечивает в установленном Президентом порядке всяческое ему содействие в реализации всех его полномочий главы гос-ва и гаранта Конституции.

16.Правительство РФ как высший орган исполнит.власти(ФКЗ от 17 дек.1997г. «О пр-ве РФ»).

Пр-во это коллегиальный орган,возглавляющий с-му исполнит.власти гос-ва и издающий правовые акты от своего имени. Пр-во РФ явл.высшим исполнит.органом гос.власти РФ. Пр-во РФ осуществляет исполнительную власть РФ и является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнит.власти в РФ. Пр-во РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Пр-во РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением фед.органами исполнит.власти и органами исполнит.власти субъектов РФ принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Пр-во РФ в пределах своих полномочий:организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;осуществляет регулирование в соц-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнит.власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует фед.целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.Также имеет полномочия в сферах эк-ки, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики,соц.сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окр.среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечение обороны и гос.безопасности РФ.

Наши рекомендации