Курение табака в общественных местах.
Известно, что курение табака наносит вред здоровью, как самого курильщика, так и окружающих его граждан. Если же подобные действия совершаются в общественном месте (например, в общественном транспорте), мешают окружающим и продолжают осуществляться, несмотря на просьбы их прекратить, можно констатировать нарушение общественного порядка.
КоАП РФ не устанавливает ответственность за подобные действия. В ряде субъектов данный пробел компенсируется законами об административных правонарушениях. Так, соответствующие нормы содержатся в законодательстве Новосибирской, Волгоградской, Рязанской, Орловской, Томской областей, Красноярского, Краснодарского краев и т. д.
Объективную сторону правонарушения составляет курение табака,
т. е. вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Употребление наркотических средств, психотропных веществ иных одурманивающих веществ в общественном месте требует квалификации по ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ.
Курение табака запрещено не во всех общественных местах, а только в тех, которые прямо указаны в диспозиции нормы. Чаще всего перечень таких мест соответствует перечню, указанному в ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 г. № 87 – ФЗ, согласно которой, в целях снижения вредного воздействия табачного дыма, запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения связана лишь с нарушением общественного порядка. Если при этом нарушаются правила пожарной безопасности, санитарные правила и т. д., возможна дополнительная квалификация (например, по ст. 20.4 КоАП РФ).
Субъектом правонарушения выступают физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
Состав правонарушения закреплен как формальный, однако, учитывая современное отношение населения к курению, применять норму следует исключительно дозировано, ограничиваясь случаями явного нарушения общепринятых правил поведения в обществе.
Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Охрана общественного порядка – важная, требующая комплексного подхода задача государства, в решении которой органы внутренних дел являются наиболее универсальным, но далеко не единственным субъектом.
2. Деятельность милиции по охране общественного порядка охватывает широкий круг мероприятий: от применения мер превентивного характера, до исполнения административных наказаний. Она связана с применением ответственности за широкий перечень административных правонарушений и уголовных преступлений. Исполнение законодательства об охране общественного порядка включает в себя такие составляющие как: организация несения службы, выявление и пресечение преступлений и административных проступков, оказание помощи пострадавшим, дальнейшая организация уголовно-процессуальных действий и производства по делам об административных правонарушениях.
3. Мелкое хулиганство – один из наиболее распространенных административных проступков, связанных с нарушением общественного порядка. Деятельность милиции охватывает практически все этапы применения данной нормы: от выявления и пресечения правонарушений до исполнения административного наказания.
4. Применение милицией административной ответственности за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ) сводится в основном к выявлению, пресечению административных правонарушений и подготовке материалов дела к рассмотрению. На сегодняшний день реализация данной нормы связана с определенными трудностями и поэтому носит в большинстве своем единичный характер.
5. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере общественного порядка является очень разнообразным. Деятельность милиции по его применению связана, прежде всего, с выявлением и пресечением правонарушений, а также подготовкой материалов дела к рассмотрению. Специфика регионального законодательства предопределяет ряд особенностей такой деятельности.
Глава 25. Административно-правовой контроль органов внутренних дел за исполнением законодательства
об охране порядка управления