Общие и специальные права дежурного по органу внутренних дел
Дежурный по органу внутренних дел пользуется всеми правами, закрепленными в законе «О милиции», то есть, условно говоря, «общими правами».
Как сотрудник милиции он вправе: требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с разделом 4 Закона РФ «О милиции».
Специальные права оперативного дежурного вытекают из его правового положения. Он является старшим оперативным начальником по отношению к дежурным всех подразделений и учреждений данного органа, а также начальником (старшим) всех служебных нарядов.
К числу специальных прав дежурного по органу внутренних дел (старшего дежурной смены) следует отнести право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделениям, служебным нарядам.
Кроме того, в отсутствие руководителей органа внутренних дел, дежурный (старший дежурной смены) имеет право:
– контролировать выполнение задач служебными нарядами. При осложнении оперативной обстановки или возникновении чрезвычайных обстоятельств, производить временные изменения в расстановке сил и средств с последующим докладом начальнику органа внутренних дел;
– привлекать при необходимости для организации охраны места происшествия, преследования и задержания преступников по «горячим следам» любые задействованные для охраны общественного порядка наряды милиции;
–вводить в действие по указанию начальника органа внутренних дел, а в его отсутствие – самостоятельно, с последующим ему докладом, специальные сигналы оповещения по плану действий при чрезвычайных обстоятельствах;
– давать дежурной следственно-оперативной группе (СОГ) обязательные к исполнению указания о выезде на места происшествий, не вмешиваясь в процессуальную деятельность следователя и дознавателя;
– получать от руководителя СОГ информацию о результатах работы на месте происшествия;
– при наличии доступа и в пределах своей компетенции получать и использовать для работы по раскрытию преступлений и розыску преступников информацию оперативно-справочных, разыскных, криминалистических учетов и автоматизированных банков данных информационных центров и экспертно-криминалистических подразделений системы МВД России, а от руководителей и сотрудников подразделений органа внутренних дел – сведения, необходимые для выполнения возложенных на дежурную часть задач;
– направлять, в необходимых случаях, заявки на получение транспортных средств для выполнения служебных задач; требовать от личного состава поддержания установленного порядка в служебных кабинетах и местах общего пользования, дисциплины, соблюдения формы одежды, правил пожарной безопасности;
– при изменении оперативной обстановки обращаться в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел и дежурные части соседних органов внутренних дел для получения экстренной помощи силами и средствами, а также необходимой информации;
– ходатайствовать о поощрении сотрудников органов внутренних дел, членов общественных объединений и граждан, отличившихся в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а по фактам недобросовестного отношения к службе сотрудниковорганов внутренних дел – о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Старший дежурной смены дежурной части МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ помимо прав, указанных выше, имеет право:
–отдавать необходимые и обязательные для исполнения распоряжения дежурным частям нижестоящих органов внутренних дел и подразделений, а также, по указанию руководства, требовать проведение служебных проверок по фактам нарушений сотрудниками органов внутренних дел действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов;
– производить при осложнении оперативной обстановки через оперативных дежурных органов внутренних дел маневр силами и средствами с последующим докладом о принятом решении министру внутренних дел, начальнику ГУВД, УВД, УВДТ.
Сотрудники дежурной смены при реализации задач и функций, возложенных на дежурные части, выполняют значительный объем обязанностей.
По сбору и анализу информации об обстановке. Дежурная смена обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные о ее изменениях, докладывать о них начальнику органа с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения и отдавать соответствующие распоряжения дежурным нарядам.
Для выполнения этих обязанностей оперативный дежурный поддерживает постоянную связь со служебными нарядами, обменивается информацией с соседними горрайлинорганами, аварийными, спасательными, санитарно-эпидемиологическими службами; использует средства проводной и радиосвязи и другие технические средства приема, анализа и обработки информации.
Полученную информацию оперативный дежурный заносит в зависимости от ее содержания в книгу учета заявлений и сообщений о преступлениях; в журнал учета информации о происшествиях, поступившей в орган внутренних дел по телефону, телеграфу; в тетрадь для записи оперативного дежурного; в папку для хранения телефонограмм.
По организации раскрытия преступлений «по горячим следам». Оперативный дежурный осуществляет круглосуточный прием, оформление и регистрацию всех заявлений, сообщений о преступлениях; организует выезд на место происшествия сотрудников групп немедленного реагирования, криминальной милиции, участкового уполномоченного милиции, обслуживающего данную территорию, ближайший наряд патрульно-постовой службы ГИБДД для принятия мер по предупреждению, пресечению, раскрытию преступления «по горячим следам», задержанию лиц, его совершивших, оказанию помощи потерпевшим, обеспечения охраны места происшествия. В необходимых случаях определяет состав следственно-оперативной группы, обеспечивает ее выезд на место происшествия и поддерживает с ней постоянную связь. Принимает меры к перекрытию путей отхода преступников. О совершенном преступлении (происшествии) информирует начальника горрайлиноргана и дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.
Практика показывает, что в тех горрайлинорганах, в которых оперативный дежурный незамедлительно реагирует на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, подключает посредством маневра задействованные по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности силы и средства, раскрываемость преступлений по «горячим следам» достигает значительных результатов. Фактор времени при возникновении указанных выше ситуаций играет важную роль, ибо оперативность органов внутренних дел низового звена способна нейтрализовать негативные явления, обеспечить розыск преступников по «горячим следам». Быстрота позволяет найти следы в сохранности, не поврежденными стихийными силами или заинтересованными лицами. Более того, оперативное реагирование на заявления, сообщения о преступлениях способствует незамедлительному, эффективному использованию сил и средств органа внутренних дел, что положительно влияет на раскрытие преступлений, а это, в свою очередь, поднимает авторитет органов внутренних дел, воздействует на сознание неустойчивых лиц, предостерегает их от совершения преступлений.
При получении сообщений о групповых нарушениях общественного порядка, массовых беспорядках, обнаружении взрывного устройства, взрыва в общественном месте, в жилом секторе, о вооруженном нападении на банк, отделение связи, о катастрофе, крупном пожаре, стихийном бедствии он по поручению начальника органа внутренних дел, а в его отсутствие самостоятельно вводит в действие типовой план, докладывает о происшествии в дежурную часть МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. Дежурная смена при этом выполняет свои обязанности в соответствии с картотекой неотложных действий по реагированию на сообщения о преступлениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Вызывает необходимые аварийные службы, скорую помощь, принимает меры к спасению людей. О принятых мерах информирует руководство органа внутренних дел, прокурора и дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.
По разбирательству с правонарушителями, доставленными в дежурную часть. Оперативный дежурный по органу внутренних дел производит разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть сотрудниками милиции или гражданами. Принимает от сотрудников протокол о доставлении правонарушителя или письменный рапорт, а от граждан – заявление, выясняет основания доставления, устанавливает данные о потерпевших и свидетелях, личности доставленного и его физическое состояние (наличие травм, опьянения и т. д.); регистрирует факт доставления в книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган.
В случае необоснованного доставления дежурному по органу внутренних дел необходимо указать сотруднику милиции, допустившему необоснованное доставление, неправомерность его действий и предложить принести извинения доставленному, после чего такого гражданина немедленного освободить. О необоснованном доставлении гражданина сотрудником милиции докладывает начальнику органа внутренних дел для принятия соответствующих мер.
При доставлении в дежурную часть несовершеннолетних оперативный дежурный после установления личности, обстоятельств совершения правонарушения передает их для разбирательства инспекторам подразделения по делам несовершеннолетних, если задержанный совершил административный проступок, либо оперуполномоченному уголовного розыска (или следователю), если несовершеннолетний совершил преступление, либо передает родителям или лицам, их заменяющим, находящегося в состоянии опьянения несовершеннолетнего. По указанию руководителя органа внутренних дел самостоятельно проводит разбирательство с правонарушителями в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.
Изъятые у доставленных (задержанных) вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, хранятся вместе с протоколом в дежурной части. При передаче материалов об административном правонарушении, оперативный дежурный передает изъятые вещи и документы (за исключением оружия и боеприпасов).
Следует иметь в виду, что при разбирательстве с доставленными за административные правонарушения, срок административного задержания может длиться не более 3-х часов. За этот период времени необходимо оформить соответствующие документы: составить протокол об административном правонарушении, указать в нем фамилии и адреса свидетелей, потерпевших, объяснение нарушителя. За отдельные виды правонарушений, санкции которых предусматривают наказание в виде административного ареста, виновные лица могут быть задержаны на срок не более 48 часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола.
Наставление по организации деятельности дежурных частей четко определяет перечень лиц, не подлежащих задержанию (Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты разных уровней, судьи, прокурорские работники и др).
Разбирательство с доставленными должно осуществляться в специальных комнатах (Примерное положение о комнатах для разбирательства с доставленными в дежурную часть органа внутренних дел, отдела (отделения) милиции (приложение № 2 к приказу МВД России от 26 февраля
2002 г.).
По подготовке служебных нарядов к несению службы и контроль за их работой. По прибытии сотрудников милиции, заступающих в наряд, оперативный дежурный обязан: при отсутствии командиров строевых подразделений проверить наличие личного состава в соответствии с расстановкой в книге постовых ведомостей; выдать им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи и служебные документы; ознакомить состав наряда с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц и похищенного имущества, организовать проведение инструктажа.
В процессе работы оперативный дежурный обеспечивает контроль за несением службы нарядами. Он обязан поддерживать с ними связь, принимать от них доклады об оперативной обстановке и своевременно информировать их о совершенных преступлениях, похищенных вещах, разыскиваемых преступниках, их приметах и вероятных маршрутах движения. По указанию начальника органа внутренних дел, а в случае его отсутствия самостоятельно вводит в действие в установленном порядке соответствующий план, контролирует выполнение предусмотренных мероприятий.
По приему-передаче служебной информации в подразделения.
Информация, полученная оперативным дежурным в виде телеграмм либо телефонограмм и посредством электронных средств связи регистрируется, докладывается начальнику органа внутренних дел и передается исполнителю с записью на подлиннике о времени ее передачи.
При получении информации – ориентировки о совершенном преступлении незамедлительно докладывает начальнику органа внутренних дел, его заместителю и организует выполнение полученных указаний. В отсутствие руководителей горрайлиноргана немедленно принимает меры к ознакомлению сотрудников соответствующих служб горрайлиноргана.
При доставлении в ночное время в горрайлинорган корреспонденции оперативный дежурный обязан принять ее, зарегистрировать в журнале учета пакетов, проверить целостность упаковки и оттисков печатей (на сургуче или на бумажной наклейке), расписаться за получение ее в сдаточном реестре (разносной книге или расписке) с проставлением мастичной печати или штампа, а затем своевременно передать в канцелярию под расписку сотрудника канцелярии в журнале учета пакетов.
По информированию руководителей органов власти и оповещению личного состава органа внутренних дел.
Оперативный дежурный, получив из вышестоящей дежурной части сигнала об информировании руководителей органов власти города (района) и пароля к нему, фиксирует в журнале для записей оперативного дежурного точное время получения указанного сигнала и пароля, фамилию передавшего их лица, подтверждает в вышестоящую дежурную часть их получение, вскрывает пакет с обозначением полученного сигнала и пароля, докладывает начальнику органа внутренних дел о полученном сигнале и действует в соответствии с имеющейся инструкцией; в случае несовпадения полученного пароля с паролем, находящимся в пакете, немедленно докладывает в вышестоящую дежурную часть и действует в соответствии с полученными указаниями.
По обеспечению сохранности вооружения, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи, защиты и другого имущества, числящегося за дежурной частью.
Оперативный дежурный обеспечивает хранение находящихся в дежурной части нормативных правовых актов, оперативных планов и другой служебной документации, оружия, боеприпасов, специальных средств и средств защиты, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого имущества. Выдает и принимает закрепленное за сотрудниками оружие, боеприпасы, а также средства связи, защиты, криминалистическую и оперативную технику. При приеме проверяет их исправность и состояние.
О фактах утраты, повреждения имущества, задержки со сдачей оружия, боеприпасов, специальных средств сотрудниками докладывает начальнику органа внутренних дел и действует по его указанию.
По контролю за охраной здания горайлиноргана и ИВС, а также за соблюдением правил пожарной безопасности в органе внутренних дел.
В обязанности оперативного дежурного входит обеспечение правил пожарной безопасности и санитарных правил в административном здании: он должен знать о наличии и уметь пользоваться средствами пожаротушения, системой аварийного отключения электроэнергии, газа и водоснабжения в здании и т. д.
При вооруженном нападении на здание или ИВС оперативный дежурный организует отражение и задержание нападающих, вводит в действие план «Крепость», докладывает о случившемся начальнику органа внутренних дел и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.
Важным элементом в работе дежурной части является контроль за ее деятельностью со стороны начальника органа внутренних дел и его заместителей.
Назначением контроля в работе дежурной части является:
– выявление фактического положения дел и его сопоставление с требованиями соответствующих нормативных актов и указаний руководства органа внутренних дел;
– анализ причин недостатков и принятие мер по их устранению;
– выявление и обобщение положительного опыта работы;
– изучение деловых качеств сотрудников дежурной части, соблюдения ими законности и культуры в работе;
Контроль со стороны начальника и его заместителей может осуществляться в следующих формах:
– проверка деятельности дежурной части и ее сотрудников непосредственно на месте. Начальник органа внутренних дел и его заместители должны ежедневно посещать дежурную часть, на месте проверять работу каждого сотрудника дежурной смены. Для этого целесообразно иметь графики проверок дежурных частей на каждый месяц, предусматривая при этом и ночные проверки, как дежурной части горрайлиноргана, так и дежурные части подчиненных ему учреждений и подразделений;
– заслушивание докладов дежурных на оперативных совещаниях при начальнике горрайлиноргане внутренних дел;
– проведение плановых и внеплановых проверок работы дежурной части;
– заслушивание мнения руководителей служб и подразделений о работе дежурных смен;
– изучение мнения населения, рассмотрение писем, жалоб и предложений граждан о работе дежурной части.
Записи о проверках дежурной части органа внутренних дел, проведенных руководителями этого органа, производится в книге приема и сдачи дежурств, а сотрудниками вышестоящего органа внутренних дел – в книге замечаний и предложений проверяющих.