Основные принципы организации
МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ
В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. Тюремное служение в исправительных учреждениях направлено, прежде всего, на создание условий для полноценной духовной жизни заключенных в местах принудительного содержания. Вместе с тем догматическое учение о Церкви не может сужаться до понятия «Церковь только для заключенных», ибо Церковь объединяет в себе всех верующих во Христа и должна быть доступна для всех участников уголовно-исполнительного процесса в местах принудительного содержания: лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, субъектов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием, подопечных службы пробации, участников досудебных разбирательств и программ восстановительного правосудия, персонала и курсантов УИС, членов семей указанных категорий граждан.
2.Тюремное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10, 30-37). В основе тюремного служения лежит любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, … не ищет своего, … не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13, 4-7). Тюремное служение, как одна из форм служения милосердия и жертвенного сострадания, помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней – самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.
3. Поскольку в осуществлении миссии тюремного служения в исправительных учреждениях Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, к делу тюремного служения Церкви могут привлекаться сотрудники государственных пенитенциарных учреждений (юристы, врачи, психологи, педагоги, воспитатели, социальные работники и иные), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Важно, чтобы клирики, вдохновляющие работу в сфере тюремного служения, оказывали пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи.
4. Современное общество озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата правонарушителей в гражданское общество без ущерба для окружающих лиц. Проводимая реформа уголовно-исполнительной системы в духе новой редакции европейских тюремных правил заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности». Оказание осужденным помощи в социальной адаптации является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы.
5. В осуществлении миссии тюремного служения Церковь может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом. Однако такое взаимодействие принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать тюремное служение совместно с православными в целях прозелитизма.
Сегодня на территории России существует огромное количество различных религиозных течений, нетрадиционных культов, некоторые из них по своим принципам и культовой практике не могут быть допущены к работе с осужденными. Это такие, которые допускают:
- нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
· действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
· создание вооруженных формирований;
· пропаганду войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
· принуждение к разрушению семьи;
· посягательство на личность, права и свободы граждан;
· нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
· склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
· воспрепятствование получению обязательного образования;
· принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
· воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
· побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
При решении вопроса о допуске представителей той или иной религиозной конфессии в учреждения УИС следует выяснять не только их религиозные убеждения, но и возможную принадлежность < каким-либо общественным объединениям. Как показывает практика, не редки случаи, когда под различные религиозные организации маскируются экстремистские политические группы и даже организованные преступные сообщества.
В связи с этим, строго руководствуясь действующим законодательством, администрации ИУ или СИЗО имеют право не давать разрешение на посещение учреждений тем религиозным организациям и конфессиям, которые не зарегистрированы в регистрационных структурах России и субъектов Российской Федерации или не прошли государственную перерегистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и подлежат ликвидации в судебном порядке.
6. Тюремная деятельность может быть весьма различной: медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.
7. Церковное тюремное служение не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия и сострадания к нуждам заключенных или освободившимся из мест принудительного содержания и членам их семей, православные христиане должны проявлять рассудительность. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо тюремное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в сфере пенитенциарной и постпенитенциарной жизни заключенных.
ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИИ ЦЕРКВИ
В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Тюремное служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
1. На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссии тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях отвечает Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, который является координационным органом по отношению ко всем каноническим подразделениям Русской Православной Церкви.
2. На епархиальном уровне общее руководство епархиальными структурами тюремного служения осуществляет правящий архиерей.
Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или епархиальная комиссия по тюремному служению, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, рекомендациями Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, указаниями правящего архиерея.
Деятельность епархиального отдела по тюремному служению финансируется епархиальным управлением, а также за счет привлечения благотворительных средств.
3. На благочинническом уровне тюремное служение обеспечивается благочинными храмов благочиннических округов.
4. На приходском уровне общая организация, координация и контроль за осуществлением тюремного служения находятся в компетенции священнослужителей, на которых возложено правящими архиереями духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса.
Финансирование служения тюремного священника и программ тюремной миссии на приходском уровне осуществляется на основании решения Приходского совета во главе с настоятелем по согласованию с благочинным округа и епархиальным отделом по тюремному служению, а при наличии возможности – на благотворительной основе.
Взаимодействие ИУ со средствами массовой информации осуществляется:
а) на основе законодательных норм УИК РФ (1996 г.) и Закона РФ «О средствах массовой информации»;
б) при обязательном согласовании всех вопросов работы представителей средств массовой информации в ИУ с руководством территориального управления исполнения наказаний и участии в этой работе его пресс-центра;
в) при персональной ответственности, которая возлагается на начальников учреждений уголовно-исполнительной системы за взаимодействие со СМИ и результативность данной работы.
Извлечения основополагающих норм федерального законодательства, регулирующего вопросы свободы совести и деятельность религиозных объединений в местах лишения свободы на 01.01.2016: