- В годы перестройки провозглашается доктрина социалистического правового государства с целью поднять авторитет и эффективность государственных органов, провести реформы в структуре представительных органов власти, решить вопрос о высшем руководстве страны; - Была провозглашена реформа избирательного права. Декларируется создание демократического механизма выборов с обеспечением возможности свободного выдвижения кандидатов и отказа от партийного диктата при проведении выборов; - Провозглашается отказ от формального права руководства государственными органами соответствующими партийными организациями; - Была сделана попытка повысить роль судебной власти, чтобы она стала еще более независимой. |
1. Изменения в государственном строе
Президиум Верховного Совета СССР(исполнительный орган Верховного Совета) |
Верховный Совет СССР постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти |
Съезд народных депутатов СССР высший орган государственной власти в стране Закон о выборах от 1 декабря 1988 г. предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества депутатов |
Президент СССР (Вице-президент) (был избран на Съезде народных депутатов, впоследствии предусматривалось выборы президента производить всенародным голосованием) Полномочия президента: - гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР; - обладал законодательной инициативой и правом вето (оно могло быть преодолено большинством Верховного Совета в 2/3 голосов каждой из палат); - принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве; - принимал меры по охране суверенитета СССР и союзных республик; - координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. |
Структура высших органов власти |
Кабинет Министров СССР (правительство СССР) – исполнительный и распорядительный орган власти |
Военные трибуналы в Вооруженных Силах |
Верховные Суды союзных республик |
Верховные суды автономных республик |
Областные, краевые, городские суды, суды автономных округов, суды автономных областей |
Районные (городские) народные суды |
Верховный суд СССР является высшим судебным органом СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом |
Комитет конституционного надзора СССР (Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР») Избирался Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права |
Полномочия: конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества. |
Высший Арбитражный Суд СССР |
Полномочия: Была расширена подсудность арбитражного суда, если ранее он рассматривал хозяйственные споры только между государственными организациями, то теперь и между другими субъектами |
В данный период в развитии права наметились две тенденции. Во первых возросла роль и усилилась самостоятельность республиканского законодательства, произошел отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному. Многие республики стали принимать нормативные акты, где декларировался приоритет республиканского законодательства над союзным и федеральным. Началась так называемая «война законов». Во вторых наметилась тенденция к обновлению законодательства, связанное на первом этапе - до 1989 г. - с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем - с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономике, рынку на основе частной собственности, свободы предпринимательства и приватизации. |
2. Изменения в праве
Нормативная основа: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31 мая 1991 г., Закон «О собственности в СССР» 1990 г., Закон «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Закон СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г., Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФС» от 3 июля 1991 г., Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Гражданское право в этот период развивается на основе тех же закономерностей, что и другие отрасли права. На эволюцию правовых институтов оказал мощное воздействие переход от планово-распределительной экономики к рыночной и от государственного монополизма к многоукладности. В законодательство были внесены существенные изменения, особенно это касалось института собственности. Нормативные акты содержали отказ от принципиальной позиции коммунистов по поводу общенародной государственной собственности на средства производства и приоритета государственной собственности. Конституция устанавливает, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Собственность в СССР выступает в виде: собственности советских граждан; коллективной собственности, представленной арендными, коллективными предприятиями, кооперативами, акционерными обществами и т.д.; государственной собственности, В российском законе собственность разделяется на: частную, государственную, муниципальную и собственность общественных объединений (организаций). Размер частной собственности не ограничивается, состав ее ограничен только соображениями безопасности и международными обязательствами. Предусматривалось ограниченное право частной собственности на землю. С официальным разрешением предпринимательской деятельности начинает формироваться целая система предпринимательского законодательства, была ликвидирована государственная монополия на банковскую деятельность и внешнеэкономическую деятельность. Были разрешены иностранные инвестиции, расширена свобода сделок с иностранной валютой, всем юридическим лицам разрешалось продавать и покупать иностранную валюту за рубли по рыночному курсу, граждане могли открывать счета в иностранной валюте без предоставления документов об источнике ее приобретения. Был начат процесс приватизации муниципальной и государственной собственности а также жилищного фонда. |
Нормативная основа: Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г. (с изменениями и дополнениями), «Основы законодательства Союза ССР о труде» (в редакции 1988 г.), Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» 1989 г., Закон «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. В данный период трудовое право продолжало развиваться в рамках социалистических реальностей но в него стали вноситься меры, направленные на расширение участия трудящихся в управлении предприятиями, создание дополнительных гарантий в условиях начинающегося кризиса. Было предусмотрено создание советов трудовых коллективов как коллективных полноправных представителей трудовых коллективов с широкими правами по контролю действий администрации. Вводилась выборность руководителей предприятий. Наряду с сохранением традиционных форм договоров отношения между работником и работодателем стали оформляться в новой форме трудового договора –трудовой контракт. |
Тема 19
Конституция Российской Федерации 1993 г. (12 декабря 1993 г.) Структура (разделы и главы) |
Государство и право Российской Федерации (1991 г. – настоящее время)
Раздел первый (9 глав): 1. Основы конституционного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент Российской Федерации; 5. Федеральное собрание; 6. Правительство Российской Федерации; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. Раздел второй. Заключительные и переходные положения |
Права и свободы человека и гражданина (изменения постсоветского периода): 1. В России права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией; 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3. Право на жизнь для каждого человека; 4. Право на свободу и личную неприкосновенность; 5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 6. Неприкосновенность жилища; 7. Свобода массовой информации и запрет на цензуру; 8. Право частной собственности охраняется законом; 9. Граждане вправе иметь в частной собственности землю; 10. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 11. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.51 Конституции); 12. Закон устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. |
Основы конституционного строя: v Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; v Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; v Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; v Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; v Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; v Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. v Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. v Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; v В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; v Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; v В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; v В Российской Федерации признается идеологическое многообразие; v Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; v В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность; v Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. |
Президент РФ Глава государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях |
Администрация Президента РФ |
Полномочные представители Президента РФ |
Органы законодательной власти субъектов РФ |
Федеральная исполнительная власть Правительство Российской Федерации Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров |
Федеральная судебная власть Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Правосудие в России осуществляется только судом |
Федеральная законодательная власть Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) представительный и законодательный орган России, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы |
Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Наши рекомендации