Общественный строй.
Дворяне Правовой статус дворянского сословия регулировался Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Дворянство остается самым привилегированным сословием, только дворяне имеют право владеть на праве собственности землей, с проживающими на ней крестьянами. Дворяне получают право торговать наравне с купечеством а также владеть фабриками и заводами в городах наряду с фабрикантами и заводчиками. |
Духовенство Правовое положение духовенства оставалось почти без изменений. Духовные лица были освобождены от постойной и полицейской повинности. Закон разрешил представителям духовенства переходить в другие сословия и менять род занятий. Дети священников и дьяконов в случае выхода из духовного сословия получали звание потомственных почетных граждан. |
Городское население Городское население в первой пол.XIX в. делилось на 5 групп: 1. почетные граждане (потомственные и личные); 2. Купцы; 3. Цеховые мастера; 4. Мещане; 5. Рабочие люди. Почетные граждане пользовались рядом льгот и привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д. |
Крестьяне 1.Крепостные В эту эпоху делается попытка ослабить крепостной гнет. В 1803 г. издается Указ о вольных хлебопашцах (этот закон разрешал помещикам освобождать крестьян с наделением их землей за выкуп). В 1816-1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости крестьяне прибалтийских губерний (но без земли, с передвижением в пределах своей губернии и другими ограничениями). В 1842 г. издается Указ об обязанных крестьянах (крестьяне получают свободу, но без земли) 2. Казенные (государственные и удельные) |
Правовое положение сословий |
2.
Император Власть императора, как и в XVIII в. остается неограниченной самодержавной. В 1797 г. Павлом I принимается новый закон о престолонаследии (как и в московские времена престол по закону переходит от отца к старшему сыну). В царствование Александра I делаются попытки придать самодержавному строю облик конституционной монархии (проекты Новосильцева и Сперанского) |
Государственный строй
Органы верховного управления |
Собственная Его Императорского Величества канцелярия (Собственная Е.И.В. канцелярия) Высшее государственное учреждение. Образована при Петре I, затем упразднена Александром I и вновь воссоздана в 1812 г. Структурно делилась на 4 постоянных отделения (создавались также и временные отделения): Первое отделение – исполняло личные поручения царя, представляло ему поступающие на его имя бумаги и объявляло по ним решения, ведало личным составом чиновников; Второе отделение – занималось кодификацией законодательства; Третье отделение – ведало политическим сыском и следствием по политическим делам; Четвертое отделение – ведало благотворительными учреждениями. |
Государственный совет Был учрежден в 1810 г. по инициативе М.М.Сперанского. Являлся совещательным органом при императоре. Функции: 1. обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором; 2. вопросы войны и мира; 3. введение в отдельных местностях чрезвычайного положения; 4. бюджет; 5.отчеты всех министерств и ведомств; 6. судебные и др.дела, которые царь выносил на рассмотрение совета. Царь мог одобрить решение Государственного совета а мог его отвергнуть. |
Комитет министров Был учрежден в 1801 г. и состоял из всех министров и руководителей других центральных ведомств. Являлся высшим административным учреждением. Функции: 1. Осуществлял надзор за деятельностью государственного аппарата; 2. Толковал законы; 3. Разрабатывал проекты законов; 4. рассматривал дела, которые затрагивали интересы нескольких ведомств. |
Министерство двора и уделов Обслуживало царя и членов царской фамилии. |
Сенат В первой половине XIX в. Сенат выполнял главным образом судебные функции. |
Министерства В 1802 г. были созданы министерства, коллегии постепенно упразднялись (Манифест от 8 сентября 1802 г. и «Общее учреждение министерств» 25 июня 1811 г.). Министры были наделены большой властью, все вопросы решались ими единолично. Подчинялись министры непосредственно царю. Функции министерств: Министерство внутренних дел (Руководство полицией а также выполнение большого объема других внутренних функций государства. В его ведении оказались самые различные учреждения: местные административно-полицейские органы, сословные органы, учреждения благотворительности, управление иностранными поселенцами, продовольственное дело, медицина, почтовое дело, управление рядом отраслей промышленности. Министерство полиции (Управление административно-полицейскими учреждениями, тюрьмами, рекрутскими наборами и некоторыми наиболее важными полицейско-хозяйственными делами. В составе министерства также было отдельно образована Особенная канцелярия – орган политического сыска, который осуществлял борьбу с общественным и крестьянским движением, цензуру, расследование важнейших уголовных дел, а также функцию контрразведки) Министерство юстиции (На это министерство были возложены функции подготовки законодательных актов, а также задачи по управлению системой суда и прокуратуры (заведование личным составом, учреждение и упразднение судов, надзор за их деятельностью)) Министерство финансов (Главным назначением данного министерства было заведование источниками государственных доходов. Позднее часть хозяйственных функций Министерству финансов передали из МВД) Министерство народного просвещения (Заведовало высшими, средними и низшими учебными заведениями, типографиями, цензурой) Военное министерство (Заведовала основными вопросами военного управления, осуществляла общее руководство военным хозяйством, военными академиями) Морское министерство (Ведало военными морскими силами и руководило Морским кадетским корпусом) Министерство иностранных дел (Политические сношения с иностранными правительствами, защита интересов российских подданных за границей и содействие иностранным подданным в России в удовлетворении их законных требований, охрана национальных интересов России и расширения экономических и торговых связей. |
Органы политического сыска |
Синод В первой половине XIX в . Синод являлся по прежнему высшим учреждением по делам русской православной церкви а также высшим церковным судом не только для духовенства, но и для светских лиц (по бракоразводным делам) |
Органы подчиненного управления |
Третье отделение Его Императорского Величества канцелярии (образовано особым царским указом 3 июля 1826 г. упразднено указом от 6 августа 1880 г.) Компетенция III Отделения: 1. Борьба с государственными преступлениями; 2. Сбор сведений о сектах и раскольниках; 3. Контроль за лицами, состоявшими под полицейским надзором; 4. Высылка и размещение подозрительных и вредных для самодержавия лиц; 5. Контроль за местами заключения государственных преступников; 6. Контроль за всеми иностранцами, прибывающими и живущими в России. Структура III Отделения: I экспедиция – ведала всеми политическими делами – «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором»; II экспедиция – ведала раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и крестьянским вопросом; III экспедиция – занималась специально иностранцами; IV экспедиция – вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т.п.; V экспедиция – ведала театральной цензурой |
Отдельный Корпус жандармов (образован императорским указом от 28 апреля 1827 г. и придан III Отделению в качестве исполнительного органа для практического выполнения задач государственной политической полиции на территории Российской империи) По инспекторской, строевой и хозяйственной части Отдельный корпус жандармов подчинялся военному ведомству. Задачи по наблюдательной части, организации и ведении политического розыска, проведению дознаний и другим вопросам контролировались и направлялись III Отделением. |
В XVIII веке и в первой половине XIX века (в правление Александра I) предпринимались безуспешные попытки создать кодифицированное правовое уложение взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. И только при императоре Николае I были проведены громадные работы по систематизации законодательства. Работа по систематизации законодательства была поручена II Отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Главную роль в работе комиссии играл М. М. Сперанский. Николай I прямо поставил перед Сперанским задачу ничего не менять в существующем законодательстве, а лишь привести его в порядок. Таким образом систематизация законодательства имела целью закрепить и укрепить существующие феодальные порядки |
3. Развитие права
Источники права: Полное собрание законов Российской империи 1830 г. (46 томов, в которых были помещены в хронологическом порядке как действовавшие, так и утратившие силу законы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и до Манифеста 12 декабря 1825 г. о вступлении на престол Николая I ) Свод законов Российской империи 1832 г. (15 томов, в которые вошли лишь действующие законы, изложенные по определенной системе) Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. |
Право собственности. Впервые в истории русского законодательства было дано определение права собственности как права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Закон также защищал и право владения, которое рассматривалось как особый правовой институт. Право на полное распоряжение имуществом и свобода вступать в обязательства возникала в полном объеме с 21 года. Был установлен ряд ограничений в правоспособности подданных других государств, для лиц других национальностей и вероисповеданий (например черта оседлости для евреев, за пределами которой им было запрещено приобретать недвижимость), для женщин, крестьян, горожан и т.д. |
Обязательственное право. Для действительности договоров требовалось их заключение в письменном виде крепостным, явочным или домашним порядком. Средства обеспечения обязательств: неустойка, задаток, поручительство, залог. |
Семейное право. Нормы брачно-семейного права были установлены для каждой религиозной конфессии отдельно и признавались государством. Брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. По закон муж обладал личной властью над женой, жена обязана была повиноваться мужу, следовать за мужем при его переселении, поступлении на службу и т.д. Муж имел право через полицию требовать от жены повиновения. Паспорт жене выдавался с согласия мужа. Законодательство запрещало мужу наказывать жену. Закон устанавливал раздельность имущества супругов. Один супруг не отвечал своим имуществом за долги другого. По закону родителям принадлежала почти не ограниченная власть над детьми, их можно было наказывать, заключать в тюрьму от 2 до 4 месяцев, жалобы на родителей не принимались (за исключением уголовных преступлений). |
1. Государственные преступления: посягательства на жизнь и здоровье царя, восстания, измена (лишение всех прав состояния и смертная казнь); 2. Преступления против религии: богохульство, святотатство и др. (лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу); 3. Преступления против порядка управления: злоупотребление властью, разглашение служебных тайн, подделка документов, вынесение неправосудного приговора, казнокрадство, подделка монеты, ценных бумаг и знаков, неповиновение власти и др.; 4. Преступления против личности: умышленные и квалифицированные убийства, нанесение увечий, ран, побоев, расстройство здоровья (лишение всех прав состояния и каторжные работы, отдача в исправительные арестантские отделения, тюремное заключение); 5. Имущественные преступления: завладение чужим недвижимым имуществом, истребление межевых знаков, разбой, грабеж, воровство, истребление или повреждение чужого имущества, пожог жилых строений и др. (каторжные работы и тюремное заключение); 6. Преступления против семьи: вступление в брак с нарушением законы, обманный брак, насильственный брак, многобрачие, прелюбодеяние и др. (каторжные работы и тюремное заключение). |
1. Судебные заседания проходили тайно, при закрытых дверях; 2. На суде не могли присутствовать не только посторонние лица, но стороны и свидетели; 3. Дело рассматривалось на основании одних лишь письменных показаний; 4. Приговоры и решения суд выносил на основании письменных материалов следствия; 5. Приговор выносился судом не по убеждению судей а по формальным соображениям (формальная оценка доказательств); 6. Если у суда не было достаточных доказательств виновности обвиняемого, дело прекращалось, но обвиняемого в приговоре на всю жизнь оставляли «в подозрении». |
Процессуальное право (основные черты судебного процесса) |
Уголовные наказания: лишение всех сословных прав и привилегий, телесные наказания, смертная казнь, ссылка на каторжные работы и на поселение в Сибирь. Исправительные наказания:лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка на жительство в Сибирь или в другие губернии, арест, выговор, замечание, внушение и денежные взыскания (данные наказания применялись преимущественно к дворянам, духовным лицам и купечеству). |
Наследственное право. Благоприобретенное имущество можно было завещать по своему усмотрению. Завещать родовое имущество запрещалось (можно было завещать родственникам если владелец был бездетным). Наследниками по закону были нисходящие родственники, боковые и восходящие. |
Тема 8.
Наши рекомендации