Правовое обеспечение коммерческой деятельности на российских и мировых рынках
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение коммерческой деятельности на российских и мировых рынках
Тема 1. Понятие и значение проблемы правопонимания
Теория права как система правовых понятий. Понятие права как исходное понятие теории права. Проблема правопонимания в политико-правовой мысли и юриспруденции. Основания плюрализма в понимании права. Социальный (культурно-исторический) и методолого-мировоззренческий плюрализм. Право как объект познания. Право как «вещь» и как язык. Натурализм и конвенционализм в интерпретации права.
Классификация правовых теорий. Критерии оценки правовых теорий: достоверность и истинность; логическая связность и целостность; обоснованность; ценностная приемлемость; практическая значимость. Соотношение правовых теорий между собой. Взаимосвязь и преемственность правовых теорий (социокультурная и теоретико-методологическая).
Правовые теории и типы правопонимания. Критерии выделения типов правопонимания. Соотношение права и государства; права и закона; права и произвола. Позитивистский и непозитивистский типы правопонимания.
Тема 2. Правопонимание в современной западной теории права
Юридический позитивизм и его разновидности: критерии выделения, основные направления критики. «Мягкий» и «жесткий» юридический позитивизм. Аналитическая юриспруденция Г.Харта: обоснование герменевтического позитивизма и позитивизма социального факта. Понятие «правила признания». Позитивистская концепция Дж. Раза: натурализм, универсализм и динамика правовой теории.
Прагматизм американских юристов в определении права: право как социальная технология. Р.Паунд о праве как форме социального контроля. Американский правовой реализм: критика формализма, нормативизма, правовой определенности. «Легальный» реализм К.Ллевеллина. Отрицание нормативности права Дж.Фрэнком.
Концепции естественно-правовой ориентации. Критика позитивизма Г.Радбрухом. Концепция «надзаконного права». Концепция «внутренней моральности» Л.Фуллера. Юридический холизм и интерпретатизм Р.Дворкина. Методологическая критика позитивизма Дж.Финнисом. Реалистический правовой морализм Дж.Мура.
Школа критических правовых исследований. Трактовки права в теориях глобализации. Постмодернистская юриспруденция.
Тема 3. Понимание права в отечественной юридической науке
Правопонимание в условиях советского периода. Классовый подход к праву. Марксистские интерпретации основных видов правопонимания. Официальное «правопонимание» 1938 года. Новые подходы к праву послевоенного периода. «Узконормативное» и «широкое» понимание права.Правопонимание в современной России.Плюрализм правовых теорий. Современный нормативизм (М.И.Байтин). Значение позитивистского типа правопонимания в теоретической и практической юриспруденции. Либертарная теория права. В.С.Нерсесянц о праве как единстве правовой сущности и явления. Этическая основа права. Право и справедливость. Право и свобода.Социально-антропологическая трактовка права Л.И.Честнова. Интегративное понимание права (В.Г.Графский, Р.А.Ромашов): основания и значение. Коммуникативная концепция права А.В.Полякова.
2.3. Учебно-тематический план
2.3.1. Структура дисциплины
№ раз- дела | Наименование разделов, тема | Количество часов | ||||||
Всего | Контактная аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | ||||||
Тема 1 | - | |||||||
Тема 2 | - | |||||||
Тема 3 | - | - | ||||||
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | - | - | - | |||||
Итого: | - | |||||||
Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Концепции современного правопонимания» используются следующие образовательные технологии:
1. Традиционная образовательная технология (лекция, лекция визуализация, собеседование, составление глоссария, обзор научных статей, тестирование);
2. Технология интерактивного коллективного взаимодействия (эвристическая беседа, групповое решение творческих задач, обсуждение кейса, групповое обсуждение презентации доклада по проекту, мозговой штурм, орг-деятельностная игра);
3. Технология проблемного обучения (проблемная лекция, исследовательский проект, эссе, проект, кейс стади).
2.3.7. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр / тема | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
2 / 1 | Лекция | Лекция – беседа | |
2 / 1 | Лекция | Проблемная лекция | |
2 / 1 | Практическое занятие | Групповое обсуждение обзоров научных статей | |
2 / 2 | Практическое занятие | Эвристическая беседа | |
2 / 2 | Практическое занятие | Групповое решение творческих задач | |
2 / 2 | Практическое занятие | Мозговой штурм | |
2 / 3 | Практическое занятие | Анализ кейсов (обсуждение) | |
2 / 3 | Практическое занятие | Эвристическая беседа | |
2 / 3 | Практическое занятие | Орг-деятельностная игра | |
Итого: | (100 % аудиторных часов) |
2.3.8. Оценочные средства результатов обучения *
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование средств оценки результатов обучения |
Тема 1 | ОК-1; ОПК-2; ПК – 14 | Глоссарий, тесты | |
Тема 2 | ОК-1; ОПК-2; ПК-18; ПК – 18; ПК-5; ПК – 7; ПК – 14 | Собеседование | |
Тема 3 | ОК-1; ОПК-2; ОПК-3 ПК – 5; ПК – 7; ПК – 14; ПК-15; ПК – 18 | Групповое обсуждение обзоров научных статей, наблюдение | |
Текущий контроль | Использование балльно-рейтинговой системы (БРС) | ||
Промежуточная аттестация: зачет | Использование балльно-рейтинговой системы (БРС) |
* Фонд оценочных средств по дисциплине (тематика рефератов, проектов, эссе; экзаменационные билеты; контрольные вопросы, задания и тесты, а также критерии их оценки) является обязательной частью УМК дисциплины.
Балльно-рейтинговая система
Оценка «зачтено» по дисциплине «Концепции современного правопонимания», по которой в данном семестре нет экзамена, выставляется студенту, набравшему 50 и более баллов, означающих, что содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции и практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены.
Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Концепции современного правопонимания», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией (зачет) равна 100.
Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.
1. | Посещение занятий | до 14 баллов (1 балл за занятие) |
2. | Контрольные мероприятия | до 42 баллов |
Тестирование I | до 10 баллов | |
Тестирование- II | до 16 баллов | |
Выступление на семинарском занятии (участие в групповом обсуждении, мозговом штурме, орг-деятельностной игре, решении творческих задач) | до 16 баллов (1 выступление - 1 балл) | |
3. | Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра | до 44 баллов |
Написание эссе | до 10 баллов | |
Написание глоссария | до 6 баллов | |
Анализ кейса | до 8 баллов | |
Обзор научных статей | до 10 баллов | |
Презентация проекта | до 10 баллов | |
5. | Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий | до 30 баллов (дополнительно) |
Публикация научной статьи | до 10 баллов | |
Исследовательский проект, оформление информационного учебного ресурса | до 10 баллов | |
Участие в научной конференции | до 10 баллов |
Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Концепции современного правопонимания» в течение 7 недель 1 семестра.
· 100 баллов распределяются на учебный период (1 семестр), заканчивающийся промежуточной аттестацией;
· 100 баллов – посещение и контрольные мероприятия;
· возможность набора дополнительных 30 баллов за практико-ориентированные задания.
4. Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины
№п/п | Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий | Перечень оборудования и технических средств обучения |
Лекционная аудитория | Мультимедийное оборудование | |
Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение коммерческой деятельности на российских и мировых рынках