Тезис 1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг

Тезис 1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка.

В частности:

- гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8);

- вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34).

Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).

Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и действует на всей территории Российской Федерации.

Кроме названных законов нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах.

Так, статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии …

Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства.

Тезис 2. Понятие товарного рынка

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке состоит из следующих этапов.

1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров.

2. Определение состава продавцов и покупателей.

3. Определение географических границ товарного рынка.

4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке.

5. Определение количественных показателей структуры товарного рынка.

6. Определение качественных показателей структуры товарного рынка.

7. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т.е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

8. Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке.

Тезис 3. Субъекты конкуренции на товарных рынках

Субъектами конкуренции на товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие либо имеющие намерение осуществлять свою деятельность в условиях конкуренции, то есть реальные и потенциальные конкуренты.

Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью.

Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины.

Основания классификации монополистической деятельности на виды различны.

Так, в зависимости от числа участников такая деятельность проявляется в индивидуальной или коллективной форме, кроме того, монополистическая деятельность может носить договорный и внедоговорный характер, исходя из оформления отношений договором.

Тезис 11. Правовое регулирование конкуренции на рынках финансовых услуг

Тезис 17. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. "и", "ж" ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ).

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.

Тезис 1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

Наши рекомендации