Основные подходы к пониманию права
I. В зависимости от того, что рассматривать в качествеисточника правообразования, - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.
1. ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ(философский подход) берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Она связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля Цицерона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Расцвет данной теории был связан со стремлением людей изменить свою жизнь к лучшему – в эпоху Возрождения, эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. и современная эпоха перехода к правовому государству.
Представители:– Гуго Гроций (1583-1646 гг.) – голландский мыслитель и правовед; английские философы - Томас Гоббс (1588-1679 гг.), Джон Локк (1632-1704 гг.); французские философы-просветители Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.), Дени Дидро (1712-1778 гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.); русский философ и писатель-революционер - А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) и др.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон;
2) наряду с писанным «позитивным» правом, то есть законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право;
3) отождествляется право и мораль (т.е. они едины), по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
4) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от Бога, и не зависят от воли законодателя.
Достоинства:
- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый более свободный строй;
- в ней верно замечено, что законы могут быть не правовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
- провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны:
- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
2. ПОЗИТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА (К. Бергбом, Г.В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
II. В зависимости от того, в чем усматривается основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.
3.1.НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке. Основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена.
Представители:Штаммлер – немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый-правовед; Кельзен – австрийский политик и правовед; и другие.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», определяющая смысл остальных норм (конституция), принятая законодателем;
2) каждая низшая норма черпает свою юридическую силу (законность) в конечном итоге от суверенной нормы, (имеющей более значительную юридическую силу);
3) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от разумности, логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
4) право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права норм (например, естественного);
5) право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чистом виде»;
6) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые то же включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
7) Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:
а) право- это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
|
Достоинства:
- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
- нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Слабые стороны:
- осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, то есть излишне «очищают» от них право;
- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.
4. 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.
Представители: Петражицкий, Г. Тард, Росс, Рейснер и другие.
Основные идеи:
1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.
Достоинства:
- обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
- повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
- источник прав человека здесь «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.
Слабые стороны:
- осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права:
- в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
5. 3.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.
Представители: Л.Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд, Г. Канторович, Жени и другие.
Основные идеи:
Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
2) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего; .е.
3) Т.е. закон – писанное право, право – реализация закона (правопорядок, юридическая практика, правоприменение);
4) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория «живого» права;
5) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства:
- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
- эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА сложилась в конце XVIII в начале XIX веков в Германии.
Представители школы – Густав Гуго, Савиньи, Пухта.
Эта школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь от поколения к поколению, право само развивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.
Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию сверху, объяснялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.
Основные идеи:
1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право - это прежде всего правовые обычаи (то есть исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.;
3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.
Достоинства:
- впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
- справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны:
- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
7. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX – XХ веке. Явилась господствующей в СССР и ряде социалистических стран до конца 80-х гг. ХХ вв.
Представители: Маркс (1818-1883 гг.), Энгельс (1820-1895 гг.), Ленин (1870-1924 гг.) и др.
Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, право оказывает на экономический базис обратное воздействие. Главное в праве по их мнению является его классовая сущность.
Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Данная теория права оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права.
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
Достоинства:
- в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
- показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
- обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:
- преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
- слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
8. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явление. Теологическая теория связывала право с добром и справедливостью. Эта теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права и жизни людей.