Понятие истины в науке .Абсолютная истина .Вечная истина .Обьективная истина .Относительная истина.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости жения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат ривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное зна ние, соответствующее определенному уровню развития об щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Вечная истина - неопровержимость истины во время познания .
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
. соответствие знаний действительности;
. то, что подтверждено опытом;
. некое соглашение, конвенция;
. свойство самосогласованности знаний;
. полезность полученного знания для практики.
Аспекты истины:
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина
Относительная истина
исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика
4. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Классификация науки . Фундаментальные и прикладные науки. Философия . Естественные, технические и общественные науки .
Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
• Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
• Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
• hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
• Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
• Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
Этапы развития
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии). А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия. Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение. Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей. 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос). Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта. Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм. Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
• научное знание ориентируется на теологизм
• ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
• возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний. Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений. Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …) Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
• Культура постепенно освобождается от господства церкви.
• первые попытки убрать схоластику догматизм
• интенсивное развитие экономики
• лавиноообразный интерес к научному знанию.
Особенности периода:
• научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
• попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
• начинают преобладать экспериментальные знания
• наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
• начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт
4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук. Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности).
·
5. Роль образования в повышении эффективности научной деятельности . Право на образование как историческая категория .
Трудно отрицать важность значения образования и науки в развитии общества. Все, что окружает нас - вещи, техника, предметы повседневного обихода, - является результатом научных изобретений, добросовестного труда и вдохновения многих людей. Мы также можем стать учеными, специалистами благодаря полученному образованию. Поэтому понятна необходимость знаний и для дальнейшего прогресса человечества.
Нет ни одной стороны человеческой жизни, которая бы не базировалась на ранее приобретенных, а теперь старательно сохраненных знаниях. Научно-технический прогресс, развитие различных отраслей промышленности, производство различных товаров ... Однако нельзя считать, что научные открытия и знания имеют влияние только на материальную сторону нашего существования. Так, культурная жизнь была бы также невозможна без знаний и научного прогресса. Когда-то был изобретен и сделан каждый из музыкальных инструментов, впервые смешаны краски для рисования, были выполнены примитивные чертежи для строительства сооружений. Без этих открытий художник не мог бы рисовать, музыканту не на чем было бы играть, а архитектор, дизайнер, скульптор не представляли бы, как достичь гармоничного сочетания элементов в создаваемых ими дворцах, интерьерах, скульптурах.
Мы не знали бы, что такое качественная художественная фотография, если бы не был изобретен фотоаппарат, не смотрели бы прекрасных кинолент, если бы прежде не появилась первая кинокамера. Да и современные деятели искусства не смогли бы творить, если бы не знания, заложенные их предшественниками в фундамент определенного вида искусства. Нет, такое вообразить невозможно, а ведь это только поверхностный обзор того, во что бы превратилось наше существование без развития культуры.
Научные открытия и изобретения делают человека эрудированным, расширяют его мировоззрение, заставляют по-новому посмотреть не только на определенную проблему, но и вообще на свет. Уместно вспомнить пьесу "Жизнь Галилея" Бертольда Брехта, где главный герой исследует и объясняет причины и особенности движения планет. Это очень ценное открытие для науки, однако, власти обрекают Галилея на смерть. Почему? Темные невежественные итальянцы начинают интересоваться этой "опасной" теорией, бунтовать против насаждаемых церковью предрассудков. Делаем вывод: знание - не "мертвый груз" для памяти, они способны изменить наше представление о мире.
Однако не следует забывать, что злоупотребление любыми изобретениями может привести к досадным, а порой и трагических последствий. Ядерная энергия, оружие, сильные яды и многое другое является причиной многочисленных бед человечества вообще и нашего общества в частности. Неразумное использование этих изобретений - пример злоупотребления приобретенными знаниями.
Общество ни в коем случае не должно допустить еще каких-либо аварий. Ученые должны направлять свои усилия не только на изобретение опасных вещей, но и на разработку новых действенных способов ликвидации техногенных катастроф, на улучшение экологической ситуации, противостояния смертельной угрозе.
Будущее людей - за образованием и наукой.
Право на образование — одно из прав человека «второго поколения» (социально-экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность), приемлемость и адаптируемость образования, а также указывает, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы».[1] Объём права на образование может быть различен для разных ступеней образования — так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает обязательность и бесплатность начального образования, но только постепенное введение бесплатного высшего образов
Статья 22 Декларации прав человека и г
·
6. Правовое регулирование высшего профессионального образования в РФ.
Правовое регулирование высшего профессионального образования (далее - ВПО) предусматривает собой целенаправленную деятельность по упорядочению сложившихся и формирующихся общественных отношений в условиях модернизации ВПО.
Анализ состояния правового регулирования предполагает анализ источников, регулирующих исследуемые правоотношения. Как и в других сферах общественной жизни в системе высшего образования действуют одновременно международно-правовые и национально-правовые источники.1
Это объясняется тем, что система права включает в себя крупные взаимодействующие блоки - блок внутригосударственного (национального) права и блок тех общепризнанных принципов и норм международного права, которые включены в соответствующую систему права.2
1 Статья 1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права и государства. М., 2005. С. 153.
Венцом национально-правового регулирования является Конституция РФ, в которой помимо ст. 43 имеется ряд норм, опосредованно осуществляющий регулирование общественных отношений в системе образования, в том числе, в системе ВПО. Как справедл
иво отмечает Г.А. Дорохова, в иерархии внутрисистемных связей законодательства об образовании наивысший уровень отводится функциональным связям конституционных норм с остальными структурными элементами системы.3
В Конституции РФ право на образование отнесено к правам, которые неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.4 Заметим, что Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью.5
Безусловно, Российская Федерация, позиционируя себя социально-ориентированным государством, образовательную политику должна реализовывать в статусе государственного приоритета. Кроме того, провозглашены свобода мысли и слова, право на поиск и получение информации, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на доступ к культурным ценностям.6
Конституционное закрепление свободы преподавания получило развитие в Законе РФ
3 Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании (теоретические проблемы совершенствования). М.: Наука, 1985. С. 18.
4 Статьи 17, 18 Конституции РФ // Росс. газ. 1993. 25 декабря. № 237.
5 Статьи 2, 7 Конституции РФ // Росс. газ. 1993. 25 декабря. № 237.
6 Статьи 29, 44 Конституции РФ // Росс. газ. 1993. 25 декабря. № 237.
«Об образовании»1, Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»2, Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ.
Научно-педагогические работники вузов имеют право определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами, выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса. Одновременно научно-педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки, гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.3
Конституция РФ закрепляет равенство в получении образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.4 Вместе с тем в отношении ВПО, Конституцией РФ введено ограничение: высшее образование может быть получено только на конкурсной основе.5
Несомненно, прямое действие конституционных норм об идеологическом многообразии, гарантиях охраны достоинства личности, з
7. Болонский процесс и правовое регулирование высшего профессионального образования в РФ.
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран[7].
Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке.
Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.
8. Изменение законодательства РФ в обсласти высшего проф образования в контексте Болонского процесса .
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования присоединилась Россия. В Берлинское коммюнике была внесена соответствующая запись: «Министры приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и Монтенегро, "бывшей Республики Югославии Македонии" на членство, увеличивая, таким образом, число участников до 40 европейских стран. Министры признают, что членство в Болонском процессе подразумевает существенные изменения и реформы для всех подписавшихся стран». К настоящему времени 47 европейских стран официально присоединились к реализации Болонского процесса.
Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, и основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, достаточно четко коррелируют с национальными целями и стратегией развития образования в России. Ст.2 п.1 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяет интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования.
С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.
Минобрнауки РФ в 2004 г. сформировало Группу по осуществлению Болонских принципов в России. Основными направлениями деятельности Группы являются: анализ хода реализации Болонских принципов в развитии высшего профессионального образования в РФ; выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в РФ и Европе; координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием РФ по развитию Болонского процесса в России.
В 2005 г. приказом Минобрнауки был утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы", а также возложены на Национальный фонд подготовки кадров функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией.
Также в 2005 году были определены головные вузы и организации в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах РФ реализацию основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.
9. Подготовка юристов в высших учебных заведениях России: основные тенденции, перспективы , проблемы. Проблемы подготовки научных кадров для юриспруденции .
Особенно тщательной должна быть подготовка преподавателей к проведению открытых лекций. Лектор должен учитывать одновременно два фактора: донести необходимую информацию до аудитории и то, что лекцию необходимо выстроить методически грамотно. При этом следует обратить внимание на то, что при посещении открытой лекции определяются и анализируются: а) наличие у преподавателя рабочих материалов (тезисов, конспекта или текста лекции), обсужденных на кафедре, необходимых дидактических материалов, средств наглядности (слайдов, схем, диапозитивов, видеофрагментов и т. д.); б) ведение слушателями конспектов лекций; в) теоретический и методический уровень лекции; г) научность, актуальность содержания; д) системность, логическая стройность изложения, наличие вводной части, выводов по каждому из изложенных вопросов и заключения; е) умение лектора базироваться на знаниях, полученных при изучении других тем и дисциплин, т. е. реализовывать внутри - и междисциплинарные связи; ж) учет профиля подготовки (специализации) обучаемых; з) речь лектора, доступность и темп изложения, возможность конспектирования материала; и) умение лектора установить и поддержать контакт с аудиторией, стимулировать познавательную активность обучаемых; к) целесообразность, методическая грамотность использования наглядных пособий и технических средств обучения; л) конкретность задания на самостоятельную работу.
Подготовка к самостоятельной работе должна отвечать определенным требованиям: а) она должна носить ежедневный, целенаправленный характер; б) целесообразно составление плана самостоятельной работы на неделю, месяц, семестр и т. д.; в) следует строго следовать срокам выполнения планируемых мероприятий; г) необходимо придерживаться правила: считать учебный материал изученным студентом только тогда, когда у курсанта сложилось достаточно четкое и ясное представление о его содержании; д) выработка системного подхода не только к усвоению учебного материала изучаемых дисциплин, но и к повышению эффективности в решении вопросов практической деятельности; е) знание и осмысление методики рационального распределения времени, отведенного для самостоятельной работы (наукой доказано, что через 10 - 15 дней после прочтения книги и прослушивания лекции человек забывает более половины материала, поэтому повторять следует не тогда, когда изучаемое забыто, а тогда, когда этот процесс еще не начался); ж) прочному усвоению изучаемого материала способствует умение вести записи, конспекты (важное значение для студентов имеет умение записывать не слова, а мысли лектора своими словами).
Перспективы
Сама по себе профессия юриста уже считается престижной. Они пользуются уважением и располагают массой преимуществ в обществе.
Юристы имеют возможность отличного карьерного роста. Большинство ведущих и высокооплачиваемых должностей страны требуют именно юридического образования. Так начав свою карьеру, вы в итоге путем упорного труда и постоянного самосовершенствования можете вырасти до генерального прокурора или судьи арбитражного суда. Для этого важно иметь безупречную репутацию, успешные громкие дела и прилагать массу усилий.
10. Понятие юриспруденции :комплексный подход . Генезис юридической науки в древнем Риме . Вклад в юриспруденцию выдающихся отечественных юристов и юристов зарубежных стран .
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia — «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris — «право» и лат. prūdentia — «предвидение», «знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:
1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
Правовые науки, юридические науки — общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.
В России также используется термин «Правоведение».
Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н.э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.
Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н.э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана[1].
Видные российские юристы второй половины XIX века
1.2 Б.Н. Чичерин
В историю юриспруденции прочно вписаны имя и творческое наследие выдающегося русского мыслителя, педагога, общественного деятеля, представителя известного дворянского рода Бориса Николаевича Чичерина. Он родился 26 мая 1828 г. в Тамбовской губернии. Первоначальное образование получил дома, в имении родителей. В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета. Непосредственная подготовка к поступлению заняла несколько месяцев. Именно тогда, уже живя в Москве, он познакомился со своими будущими университетскими преподавателями, среди которых оказался выдающийся историк Т.Н. Грановский. Учеба в университете весьма подробно и живо описана самим Б.Н. Чичериным в его мемуарах.
Во время обучения Б.Н. Чичерина в университете формировались его религиозно-нравственные идеалы человечества, патриотизма и культурно-национального универсализма, ставшие позже исходной позицией для формирования русской либерально-консервативной интеллигенцией национальной политической, экономической и правовой культуры. Научные интересы молодого Чичерина определились на начальных этапах университетского учения - это история русского права и государственное право. Но его привлекали также история, философия, экономика. Как отмечает В.А. Томсинов, об увлечении Б.Н. Чичерина гегелевской философией на юридическом факультете ходили легенды: студенты-сокурсники звали его за это увлечение "Гегелем"1. Верность гегелевскому учению Б.Н. Чичерин сохранял и впоследствии, будучи сам маститым ученым.
В 1861 г. Чичерин приступил к преподаванию в Московском университете в качестве исполняющего должность экстраординарного профессора. И вступительная лекция, произнесенная 28 октя
Спасович
Спасович является автором одного из лучших в свое время учебников русского уголовного права, после опубликования, которого ему была присуждена степень доктора прав.
Блестящий лектор, он пользовался у студентов популярностью. Являясь врагом рутинных взглядов в науке уголовного права и процесса, он вызвал тем самым недовольство университетского начальства. В связи со студенческими волнениями в 1861 году вместе с группой передовых ученых оставил Петербургский университет.
Появление учебника Спасовича вызвало большие нападки реакционной профессуры, которая подвергла жестокой критике прогрессивные положения, выдвинутые в нем. Эти яростные нападки привели к тому, что в 1864 году по распоряжению Александра II учебник был запрещен, а Спасович, избранный к этому времени ординарным профессором Казанского университета, к исполнению служебных обязанностей допущен не был. В адвокатуру Спасович вступил в 1866 году. Выступал в качестве защитника по ряду политических дел.
Спасович - оратор огромной эрудиции, большой художник, глубокий знаток истории и литературы. Был очень требователен к себе и коллегам по работе. Речи свои отрабатывал в мельчайших подробностях. Они поражают силой чеканного слова, богатством языка и глубиной мысли, умелым использованием сравнений. В его речах никогда не встретишь напыщенных фраз, стиль их прост, доходчив. Свои речи строил всегда в строгом логическом порядке, широко и умело используя богатство русского языка.
Однако следует отметить, что его речи не отличаются внешней отделкой, их сила и значение во внутреннем содержании. Несомненным достоинством речей Спасовича является удачная их планировка, тщательно продуманный анализ собранных по делу доказательств. В речи он умело и убедительно ставит каждое доказательство на свое место. Большой психолог, он всегда находит правильный тон речи, ему чужда несдержанная полемика с противником.
Спасович одинаково силен как в делах, где подсудимый отрицал свое участие в преступлении, так и в делах, где квалификация преступлений была сомнительной, или совершение преступления оспаривалось. Одной из лучших его речей является речь по делу об убийстве Нины Андреевской. Здесь умело и правильно распределен обильный доказательственный материал. Эта речь показывает большую подготовительную работу адвоката перед выступлением в суде.
Касаясь ораторского творчества Спасовича, следует отметить, что из замечательной плеяды дореволюционных адвокатов никто так умело и широко не пользовался научными знаниями, как Спасович. Глубокие поистине энциклопедические знания были его могучим оружием в судебном поединке.
Отмечают, что Спасович, начиная речь, как бы разочаровывал слушателей. Первую фразу он всегда произносил с большим внутренним напряжением. Оратор вначале заикался, слова были непокорны, фразы рождались тяжело, резали слух, но проходили первые минуты, и он овладевал аудиторией, произносил речь уверенно, твердо, убедительно. Замеченные дефекты сглаживались богатством мыслей, которые щедро подаются ярким, образным языком.
В некоторых своих речах Спасович затрагивает этические вопросы деятельности адвоката в уголовном процессе. Он подчеркивает, что выбор адвокатом средств защиты должен быть предельно добросовестным, свободным от выбора клиента. В средствах защиты не должно быть места сомнительным доказательствам, предоставленным клиентом.
В своих работах, освещающих деятельность адвоката, он подчеркивает ее общественный характер, призванный служить широким интересам правосудия.
Отдав адвокатской деятельности 40 лет своей жизни, Спасович всегда сочетал эту работу с литературной и научной деятельностью. Десять томов его собраний сочинений посвящены самым разнообразным отраслям знаний. Здесь исследования, посвященные вопросам права, крупнейшими из которых являются "О праве нейтрального флота и нейтрального груза", "Об отношениях супругов по имуществу по древнепольскому праву" и ряд работ, посвященных гражданскому праву. Большим вкладом в науку является разработанная им теория судебно-уголовных доказательств, теория взлома, большое количество работ по вопросам, посвященным