Понятие истины. Истина и правда. Истина и оценка. Критерий истины

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствии мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Истина - знание, соответствующее своему предмету,. совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины.

Объективность - первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания, но в то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность.

В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях.

Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.

Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность.

Истина - процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина понимается как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может бить опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины», знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.

По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Конкретность И. означает соответствие знаний предмета и явлений материального мира, социальному развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п.

Истина - это адекватное отражение объекта по знающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект, т. к. он существует сам по себе, вне сознания.'

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Пол правдойпонимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь -преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена

Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что ещё не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъестественном - религиозном, принимаемое без доказательств.

Оценка – это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Основной формой познания и критерием истины является практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего. мира и самого человека. К видам практики относят материальное производство, управленч. деятельность, науч. эксперимент.

Как критерий, практика – это единство абсолютного и относительного. Относительность в практике – это её историческая ограниченность.

Различные теории об истине:

1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство

2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность

3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё

4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи­цированности

Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.

Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой.

В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

36. Проблема начала науки. Динамика науки: от прото науки традиционных цивилизаций к оформлению дисциплинарно-организационной науки в культуре Нового времени. Понятие научной рациональности.

Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17 вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельности опредмечивается и материализуется в ней.

В античности и в средние зека в основном происходило философское познание мира. В рамках этой философии объединялись знания и сведения о "первых причинах и всеобщих началах", формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это были лишь отдельные ветви науки, но не наука в целом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, - они не создавали объективных условий для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института.

В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.

Буржуазные революции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание.

Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной базы знаний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии.

Наука - явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д.

Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире.

Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина 20 в.) -учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве' необходимого условия объективно-истинного описания и объяснения мира.

Постклассическая наука (вторая половина 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая стадия имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира.

Классическая - механику, построение мира строится на принципе жесткого детерминизма.

Неклассическая - строится на идеях относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постклассическая - стадия становления и организации, ориентирование на "синергетическое движение" и глобальный эволюционизм.

Рациональность –это тип мышления и соответствующего ему продукта, т.е. рациоального знания, обладающего дискурсивностью (способность выраж-ся в языке), определенностью понятий и терминов, системностью, обоснованностью, открытостью для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления, рефлективностью, способностью к изменению всех компонентов мышления.

37. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их единство и различия

Научные дисциплины можно подразделить на естествен­ные, технические, об­щественные и гуманитарные науки. Между ними нет резкой границы, ряд научных дисци­плин занимает промежуточное положение (на­пример, психология). Для современной науки характерен диалог между различными науками, при­водящий их к взаимообогащению.

По своей направленности и непосредственному отноше­нию к практике отдельные науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Целью фундаментальных наук явля­ется раскрытие закономерностей и принципов функ­ционирования. Целью же приклад­ных наук является применение результатов фундаменталь­ных наук для решения не только по­знавательных, но и со­циально и практически ориентированных задач. Фундамен­тальные науки создают теоретическую ос­нову для развития прикладных на­ук.

В процессе становления научное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенные фор­мы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория.

Импульсом к развитию научного знания является проблемы (от греч. - преграда, труд­ность, задача) или целостный, комплекс вопросов. Главным источником появления проб­лем и задач в науке являются противоречия между теорией и фактами.

Наличие такого рода противоречий обусловливает со­здание проблемной ситуации в науке. При появлении по­требности в устранении противоречия и актуализируется про­блема. Различие между научной проблемой и научной задачей заключается в следующем: под научной задачей сле­дует понимать решаемый наукой вопрос, характеризую­щийся дос­таточностью средств для своего разрешения; если же средств для решения недостаточно, то такой научный вопрос называется научной проблемой.

Следующая форма развития научного знания - гипотеза (от греч. - основа, предполо­жение), представляю­щая собой научное допущение или предположение, истин­ное значе­ние которого не определено. Научная гипотеза выдвигается в процессе развития науч­ного знания для peшения конкретной проблемы. Выдвижение но­вой гипотезы, как пра­вило, опирается на результаты про­верки старой. Как научные положения гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверж­дение). Свойство верифицируемости служит эмпиричес­кой основой процесса становления и раз­вития как гипотезы, так и других форм научного знания, обеспечивая непрерыв­ный харак­тер развития науки.

Эмпирической основой для выдвижения гипотезы и со­здания теории в научном позна­нии выступает такая его форма, как факт. Факт (от лат. - сделанное, свер­шившееся) - особого рода поло­жения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты зависят от теории, которая форми­рует их концептуальную основу, язык, средства и методы экспериментального исследования. В то же время изучае­мые и получаемые при их исследовании данные наблюде­ний и эксперимента наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Благодаря такому взаимо­действию и самостоятельности факты обнаруживают про­тиворечия в теории и способствуют дальнейшему развитию науч­ного знания.

Важной формой развития научного знания является тео­рия. Теория (от греч. theoria - расстояние, исследование) наиболее сложная и развитая форма научного знания. В ши­ро­ком смысле слова теория означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объ­яснение каких-либо явлений. В более узком и специальном смысле слова теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное, систем­ное представление о закономерностях.

В структуре научного познания можно выделить два уровня — эмпирический и теоре­тический, которым соответ­ствуют эмпирическое и теоретическое исследования.

Эмпирический и теоретический уровни познания отлича­ются друг от друга по предмету, средствам я методам иссле­дования.

Различие по предмету исследования: эмпирическое исследование в основе своей ори­ентировано на изучение явлений и зависимостей между ними; теоретическое исследования происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зави­симость представляет собой вероятностно-истинное зна­ние, выведенное в результате обобщения опыта. Теоретический закон - это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур.

Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам: эмпирическое иссле­дование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изу­чаемым объектом благодаря использованию особых приборов; теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а не реального экспери­мента.

Различие теоретического и эмпирического уровней позна­ния осуществляется и по методам познания. Для эмпиричес­кого уровня основными методами выступают реальный экс­пери­мент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследова­ние опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеали­зирован­ными объектами, логическое и историческое иссле­дование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Наши рекомендации