Принципы российского уголовного права
Решающую роль в определении и осуществлении уголовной политики Российского государства играют принципы уголовного права, так как именно они определяют объем и содержание уголовного права, а также практику применения уголовно-правовых норм.
Принцип необходимо понимать как основное положение какой-либо науки, теории, учения и т.д. По определению С.С. Алексеева, «принципы права - это выраженные в праве руководящие начала, характеризующие его содержание»1.
Задачи, стоящие перед российским уголовным правом, должны решаться путем использования специфических, используемых только в уголовном праве средств, т.е. угрозы применения и непосредственно применение наказания на основе принципов, установленных в уголовном законе, выработанных наукой уголовного права и судебной практикой.
Принципы законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), вины (ст. 5 УК РФ), справедливости (ст. 6 УК РФ), гуманизма (ст. 7 УК РФ), сформулированные в уголовном законе, а также традиционно выделяемый в уголовном праве принцип неотвратимости ответственности в полной мере соответствуют прогрессивному развитию нашего общества 1. Принцип законности находит свое выражение в Конституции Российской Федерации (ст. 15), где говорится, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Принцип законности как конституционный принцип в ст. 3 УК РФ сформулирован следующим образом:
1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип законности применительно к уголовному праву необходимо понимать так, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе как за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренные уголовным законом (ст. 8 УК РФ), а уголовное наказание может быть применено только по приговору суда (ч. 1 ст. 43 УК РФ). Действием этого принципа в российское уголовное право не допускается институт аналогии закона, т.е. « восполнение пробелов в праве, когда закон применяется к случаям, прямо не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом»1. В связи с этим необходимо учесть, что претворение в жизнь всех перечисленных выше принципов, пронизывающих институты российского уголовного права и закрепленных в уголовном законе, возможно лишь при строжайшем соблюдении законности. Нарушение законности неизбежно ведет и к нарушению всех других принципов российского права, причинению огромного вреда обществу и непосредственно гражданам.
2. Принцип равенства граждан перед законом как конституционный принцип (ст. 19 Конституции Российской Федерации) сформулирован в ст. 4 УК РФ. «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.»
По смыслу ст. 4 УК РФ все лица, совершившие общественно опасные деяния, независимо от характеристик, одинаково подлежат уголовной ответственности. Однако этот принцип не говорит об их равной ответственности и наказании. Например, наказание для несовершеннолетнего, совершившего то же преступление, что и взрослый преступник, будет значительно ниже; совершение лицом, ранее судимым (при рецидиве преступлений), влечет повышенное наказание (ч. 2 ст. 68 УК).
3. Принцип вины заключается в том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, наказывается только при наличии вины, а виновным признается лишь тот, кто совершил преступление умышленно или по неосторожности. В ч. 1 ст. 5 УК РФ говорится, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Это означает, что уголовную ответственность может нести только конкретное физическое лицо (т.е. человек), вменяемое лицо, достигшее определенного законом (ст. 20 УК РФ) возраста уголовной ответственности. Российское уголовное право не признает ответственности за чужое деяние, поэтому исключается уголовная ответственность юридических лиц, родителей за детей, супругов друг за друга и т.д.
На основе принципа вины российское уголовное право исключает возможность объективного вменения (ч. 2 ст. 5 УК РФ), т.е. что какие бы тяжкие последствия ни были причинены действиями лица, оно не будет привлечено к уголовной ответственности, если не будет доказано, что действительно оно виновно (например, не будет привлечен к ответственности человек, если он сам, падая на скользкой дороге, сбил идущего ему навстречу человека, который при падении получил тяжкую травму и скончался).
4. Принцип справедливости. В соответствии с ч. 1 ст. 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Этот принцип направлен в большей мере на индивидуализацию ответственности и наказания. Достаточно сказать, что реализация этого принципа четко обозначена в уголовном законе. Примером тому являются виды санкций статей Особенной части УК РФ, т.е. относительно определенные с указанием на минимум и максимум наказания (например, от 6 до 15 лет лишения свободы - ч. 1 ст. 105 УК РФ) и альтернативные - с указанием на два или более вида наказания (например, от 5 до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или без такового - ч. 4 ст. 158 УК РФ).
В связи с этим, руководствуясь принципом справедливости, суд при назначении наказания конкретному лицу, совершившему общественно-опасное деяние, учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч. 3 ст. 60 УК РФ).
Следует также отметить, что исходя из принципа справедливости в ст. 60-85 УК РФ указаны обстоятельства, позволяющие при определенных условиях освободить виновного от уголовной ответственности и наказания или существенно смягчить ответственность и наказание.
Принцип справедливости относится к конституционному принципу, так как в ст. 50 Конституции Российской Федерации говорится: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Это конституционное положение трансформируется в ч. 2 ст. 6 УК РФ: «Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Например, если гражданин России отбыл наказание за совершение хулиганских действий за границей и вернулся в Россию, он не может быть второй раз привлечен к уголовной ответственности за это преступление. Ранее на практике такие случаи имели место.
5. Принцип гуманизма как выражение человечности, уважения к гражданам, к их собственному достоинству пронизывает все положения российского уголовного права. При этом закон специально оговаривает, что наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК РФ).
В ст. 21 Конституции Российской Федерации говорится: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а так же в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). В соответствии с этим в системе наказаний (ст. 44 УК РФ) преобладают наказания, не связанные с лишением свободы; появились неизвестные ранее уголовному законодательству такие более гуманные наказания, как обязательные работы, ограничение свободы. Принцип гуманизма проявляется и в строгой индивидуализации ответственности и наказания с учетом личности виновного, в особо осторожном подходе к несовершеннолетним преступникам, широкой практике освобождения от уголовной ответственности и наказания лиц, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести и т.д., о чем свидетельствует Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 2003 года № 162 ФЗ».
В то же время гуманизм российского уголовного права не следует понимать в одностороннем порядке, т.е. в заботе о правонарушителе и его интересах. Поэтому гуманным и справедливым с точки зрения охраны интересов всего общества является применение в уголовном праве суровых мер уголовного наказания в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (например, введение в систему наказаний такого нового вида наказания, как пожизненное лишение свободы).
6. Принцип неотвратимости ответственности проявляется в уголовном праве в том, что каждый совершивший преступление должен быть подвергнут наказанию или иным мерам, предусмотренным уголовным законом.
Смысл этого принципа заключается в том, что виновный в совершении преступления привлекается к наказанию в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Следует отметить, что включение в уголовный закон норм, позволяющих освобождать от уголовной ответственности и от наказания лиц, совершивших преступление (ст. 75-85 УК РФ) не снизит качественную характеристику этого принципа. Всякое преступление должно влечь за собой определенную реакцию со стороны государства и в этом, как раз заключается суть принципа неотвратимости ответственности. Однако закон в отдельных случаях позволяет сделать из этого общего правила исключение, которое является не опровержением, а наоборот, подтверждением этого правила.
Для наиболее полной характеристики принципа неотвратимости ответственности, необходимо обратиться к словам итальянского просветителя XVIII века Чезаре Беккариа: «Одно из самых действительных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность»1.