Общая характеристика власти догосударственного периода
Вопрос 1.
Общая характеристика власти догосударственного периода
Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.
Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 - 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
- экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:
1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Вопрос2
Вопрос 3.
Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основнымипризнаками.
1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началахправа на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство.Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства являетсяусовершенствование совместной жизни посредством установления иподдержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.
Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно
2. Постоянным признаком государства является наличие определеннойтерритории, то есть территориальная организация государственной власти.Территориальная организация государства означает, что его властьраспространяется на определенную территорию, которая находится подюрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе насмену принципу кровнородственной организации населения пришел принципего территориальной организации. Люди, проживающее на территориигосударства, становятся подданными или гражданами данного государства.Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всемигражданскими и политическими правами (правом избирать и бытьизбранными в представительные органы государственной власти, заниматьдолжности в органах государственной власти, осуществлять определенныевиды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать гражданвсеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами.Основные права и свободы человека и гражданина должны бытьзаконодательно гарантированы государством. Однако государство, признаваяправа и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцеви лиц без гражданства.
3. Важнейшим признаком государства является наличие публичнойвласти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная(государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев),призванных осуществлять задачи и функции государства.
4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливаетсистему налогов и сборов для формирования государственного бюджета.Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, втом числе на содержание государственного аппарата, который занят толькоуправленческой деятельностью, а также на содержание социально незащищенных слоев населения.
5. Суверенитет. В юридической и политологической литературегосударственный суверенитеттрактуется как верховенство государственнойвласти на своей территории и ее независимость в международной сфере.
Вопрос4.
Форма государства – это организационно-функциональная структурагосударства, выражающая способ организации и осуществлениягосударственной власти и ее взаимодействие с населением.
В настоящее время в юридической и политологической литературеклассификация формы государства осуществляется главным образом по ееэлементам: форме правления (монархия и республика), форме
государственного устройства (унитарное государство, федерация иконфедерация), форме государственного (политического) режима(демократические или авторитарные методы государственного управления).
Вопрос5
Форма правления. Государство – это форма осуществлениясуверенной власти. В зависимости от того, кто является носителемсуверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под
формой правления понимается организация верховной государственнойвласти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
По формам правления государства подразделяются на монархии иреспублики. Монархия – это такая форма правления, при которой всяверховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства(монарха), передается по наследству или династически. Монархическая формаправления начала складываться еще в рабовладельческом обществе и до сихпор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как формаправления не остается неизменной. Она претерпела весьма значительныеизменения в зависимости от условий развития общественно-политическихинститутов и расстановки социально-политических сил общества.Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховнуюгосударственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх(король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другиморганом государственной власти. Например, история знает много примеровабсолютной монархии: Россия – в период самодержавия, Англия – в периодправления династии Стюартов, Франция – при правлении династии Бурбонов. Внастоящее время абсолютные монархии в ее «чистом» виде сохранились внекоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней –самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман,Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции исозданы парламенты, однако вся власть исходит от монарха, а парламентыимеют лишь консультативный характер.Ограниченная монархия – это такая форма правления, при которойвласть монарха ограничена представительным органом – парламентом,действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания,Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия,Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархииподразделяются на дуалистические и парламентские.
Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от
абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими
основными признаками:
Парламентарная монархия – это такая форма правления, где власть
монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии
являются:
Республика – это такая форма правления, при которой высшие органыгосударственной власти избираются народом на основе всенародногоголосования, то есть источником власти выступает суверенный народ. Вреспубликах высшие органы государственной власти коллегиальные и восновном выборные (глава государства – президент, парламент), которыеизбираются на определенный срок. Должностные лица выборных органовгосударственной власти несут политическую ответственность перед своимиизбирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзывдепутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение отдолжности президента.
Вопрос6.
Форма государственного устройства. Под формой государственногоустройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений междуего составными частями (субъектами), а также между центральными иместными органами. Все государства по своему территориальному устройствуподразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарное государство (от лат. unitas – «единство») – это единоегосударство, не имеющее в своем составе иных государственныхобразований на правах его субъектов. Такое государство может делиться
только на административно-территориальные единицы, не обладающиесуверенитетом. Органы власти административно-территориальныхобразований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органамгосударственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция,Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.). В унитарном государстве – единоезаконодательство, единое гражданство длявсей страны, единая денежная система, административно-территориальноеуправление осуществляется единым центром. Административно-
территориальные единицы не обладают какой-либо политическойсамостоятельностью.
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, вкоторых при наличии единой территории имеются автономные образования.Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе рядавтономий – Тибет, Гонконг и др.), Испания (область Басков), Украина
(Крымская автономная республика) и др.
Федеративное государство характеризуется сложной формойтерриториального устройства, при которой государственная власть разделенамежду центральными, то есть федеральными органами государственнойвласти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (отлат. foedus – союз) – это союз нескольких государственных образований(государств), основанный на договоре. Субъекты федерации –территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками
государства (например, конституцией, законодательными органами).Поэтому современное понимание федерации означает, что это такоегосударство, в состав которого входят территориальные образования –субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающиеопределенным суверенитетом, тоестьотносительной самостоятельностью восуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъектыфедерации имеют определенную политическую самостоятельность.
Вопрос7.
Государственный (политический) режим. Политический режимпредставляет собой совокупность методов и приемов осуществлениягосударственной власти, характеризующую политическую обстановку встране, то есть степень политической свободы в обществе и правовоеположение личности.Политический режим во многом предопределяет нетолько особенности организации идеятельности государственной власти, нотакже ее соотношение со всеми существующими негосударственнымиобщественно-политическими организациями, степень участия населения в
управлении делами общества и государства. Иными словами,государственный (политический) режим во многом предопределяетособенности функционирования политической системы общества в целом.
Государственный режим характеризуется правовыми или неправовымиспособами (методами) осуществления власти. В зависимости от методовосуществления государственной властиполитический режим может бытьдемократическим или антидемократическим.
Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) –народовластие – означает широкий объем политических и гражданских правчеловека, активное участие граждан в формировании и деятельности органовгосударственной власти, признание воли народа единственным источником
государственной власти.
Вопрос 8
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Таким образом, государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы.
Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы:
1. Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
2. Монополия на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией (полицией) и т.д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
3. Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.
4. Монополия на налоги, в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
5. Обладание суверенитетом, является основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
6. Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
7. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Вопрос 9
Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения (Петров А.В).
Государственный аппарат – это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих задачи и функции государства.
Признаки:
1. Это постоянно действующая целостная иерархическая система государственных органов, построенная на принципах субординации1и координации2. Целостность этой системы обеспечивается общими для всех государственных органов принципами организации и деятельности, конечными целями и задачами деятельности.
2. Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы, в которых работают государственные служащие, то есть лица, занимающие в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющие определенную работу по осуществлению задач и функций государства, подчиненные служебной дисциплине.
3. Для обеспечения государственных властных полномочий в состав государственного аппарата входят органы принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. Государственный аппарат осуществляет государственную власть и выполняет функции государства.
5. Все государственные органы, образующие государственный аппарат, создаются и действуют на основе Конституции и других нормативно-правовых актов.
Таким образом, механизм государства – это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства (Цыганов В.И.).
Механизм государства и государственный аппарата Механизма государства – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.
Признаки механизма государства:
1. Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой;
2. Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем;
3. Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями;
4. Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;
Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь.
Вопрос 10
Правовое государство можно считать
результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего
совершенствования. Правовое государство – это государство,
обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого –
обеспечить свободу и благосостояние граждан.
Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона.
Но это упрощенное представление. Сам закон – это форма выражения права.
Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие.
Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно.
Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на
правовых принципах.
Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но
взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть
и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового
государства непременно предполагает теоретическое и практическое
признание приоритета права над государством, политикой, насилием,
отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки
права, отождествляемого с законом, – из трактовки права как орудия
государства, средства управления, формы политики. Тем более идея
правового государства отвергает и идеологизированное представление о
государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре
одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова по своей
глубинной природе и социальному предназначению – это политическая сила
(организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в
границах права. Именно связанность правом и отличает действительное
государство (государство в собственном смысле) от иных политических
организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.
Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая
политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и
не защищает правопорядок – таков любой тоталитарный политический
режим, который, строго говоря, не может и считаться государством,
например, при фашизме, большевизме.
Вопрос 11
Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В
экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является
собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы
человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм
собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении
результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к
определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является
абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на
достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих
потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как
гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в
возможности, например, быть членом политической партии или
объединения, выступающих с критикой существующей государственной
власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов
государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода
считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.)
может ограничивать своеволие государственных или иных структур в
отношении себя.
Гражданское общество – это правовое демократическое общество, где
связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям
гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и
благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства
права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей
государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому
развивается вместе с государством.
Вопрос 12
Развитие теории прав и свобод человека Основы прав человека и гражданина Человек - существо биосоциальное. С одной стороны, он представляет собой элемент живой природы, образует особый биологический вид - Homo sapiens. С другой стороны, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Человек есть частица сообщества людей, отражающая все основные свойства и закономерности этого сообщества и активно участвующая в общественной жизни, в общественных отношениях. С момента рождения он является индивидом, единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. От этих понятий необходимо отличать понятие личности. Под личностью понимается человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека неразрывно связаны с обществом, в котором он живет. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности конкретных личностей, т.е. их правовой статус. Человек, будучи родовым существом, выступает в трех ипостасях: 1. Как представитель Homo sapiens, характеризуемый полом, возрастом, биологическими особенностями, природной одаренностью и т.п. 2. Является членом гражданского общества, характеризующегося социальным положением, родом занятий, видом деятельности, уровнем дохода и т. п. 3. Он является гражданином государства - руководствуется нормами культуры, законами государства, ему принадлежат естественные права человека. Права человека - явление естественноисторическое, т.е. они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом исторического развития общества. Права человека образуют совокупность принципов и норм, регулирующих определенные общественные отношения. Каждая историческая эпоха включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права. В первобытном обществе права и обязанности слиты в одно и юридически не закреплены.
Вопрос 13
Правовой статус как основа реализации прав и свобод Понятие и элементы правового статуса Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом. Права человека — основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами. В структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище. Различают также общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой статус, связанный с некоторыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответственности. Конституционные права и свободы - дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции. Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет. Все права можно разделить на личные, экономические, политические, социальные и культурные. Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата. Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения. Обязанности условно можно разделить на общие и специальные. Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого. Вместе с категорией «правовой статус» рассматривают и правовое положение личности, выступающее как сумма общего правового статуса и любого другого, например отраслевого или специального. Виды прав человека В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка. Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного вмешательства в его частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство и их защиту, право на личную и семейную тайну, на гражданство (следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, свобода совести и другие права (ст. 20 –28 Конституции РФ). К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непременным условием их обладания является наличие гражданства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33 Конституции РФ). Социальные права реализуются в области общественных отношений. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства. Это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.
Вопрос 14
основные признаки права.
Нормативность
По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».
Волевой характер
История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.
Формальная определенность
Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).
Общеобязательность
Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.
Вопрос 16
Основные теории права Естественно-правовая теория ϲʙᴏю завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др.
Стоит отметить, что основные идеи данной доктрины:
• разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, ϲʙᴏйственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под кᴏᴛᴏᴩым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и кᴏᴛᴏᴩое выступает критерием права позитивного, так как не всякий закон содержит в себе право);
• отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, ϲʙᴏбода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
• источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.
Достоинства теории:
• ϶ᴛᴏ революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кᴏᴛᴏᴩой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более ϲʙᴏбодный строй;
• в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, кᴏᴛᴏᴩые должны приводиться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, ϲʙᴏбода, равенство и т. п.;
провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны теории:
• такое понимание права (как абстрактных нравственных цен