Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода

Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше госу­дарства (если первое произошло около 3-4,5 миллионов лет назад, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад) необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характери­стику социальной власти и норм, существовавших в первобытном строе. Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятель­ность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единст­во рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период: 1)распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2)была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (то есть субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военноначальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жиз­недеятельности первобытного общества.

Признаки норм, существовавших в догосударственный период:

1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами по­ведения, вошедшими в привычку в результате многократного примене­ния в течение длительного времени); 2)существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей); 5) выражали интересы всех членов рода и племени.

Основные теории происхождения государства

Государство: Формирование государства–это длительный процесс, который у разных народов происходил разными путями. Теории:

*Теократическая-(Автор: Аврелий Августин).Суть: Государство есть Божий промысел, смысл которого - установление на земле порядка и гармонии;

*Патриархальная(Автор:Аристотель); Суть: Государство есть большая семья, где отношения монарха и его подданных тождественны отношениям отца и членов его семьи;

*Договорная (естественно-правовая) (Авторы: Гоббс, Локк и Руссо);Суть: Государство – это общественный договор, служащий гарантом прав и свобод человека;

*Марксисская (классовая) (Авторы: Маркс и Энгельс;)

Суть: Государство – это последствие раскола общества на классы;

*Теория насилия (Автор: Дюринг);

Суть: Государство – это результат внутреннего насилия или внешнего завоевания, т.к. Государством правит побеждёнными, а общество делится на классы, появляется частная собственность;

*Психологическая (Автор: Петражицкий);

Государство есть результат психологического взаимодействия людей или совершенная форма эмоционального общения;

*Расовая (Автор: Жозеф Артур де Гобино);

Суть: общество делится на «Высшую» и «Низшую» расы, т.е. отношения господства и подчинения, пример «Арийское государство» Адольфа Гитлера;

*Органическая (Автор: Спенсер);

Суть: Государство есть живой организм, где воля Государства выражается в законах, правительство – это мозг, а общество – это механизм.

Признаки государства

Государственная теория – пространственная сфера государственной юрисдикции, или иначе говоря – пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.

Фактическая территория – пространственная сфера в пределах определенных государственными границами. Юрисдикционная территория – территория на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство).

Институт гражданства (подданства) – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ.

Аппарат публичной политической власти – сущность заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. Утверждение Ф.Энгельса – существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа.

Государственный суверенитет – выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой – означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).

Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество правосудие, легальное принуждение.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позво­ляющими отличить его от социальной власти родового строя: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не сов­падающей с населением страны (государство обязательно обладает ап­паратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чи­новники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, лю­дей, не производящих материальных ценностей и занятых только управ­ленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, не­зависимо от принадлежности к какому-либо роду или племени); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуще­ствления функций государства и т.п.); 5) монополия на легальное применение силы, физического при­нуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государ­ственной власти) суверенитет.

Наши рекомендации