Учет и профилактика дорожно-транспортных происшествий
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
Правила регистрации дорожно транспортных происшествий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий".
Учет и анализ ДТП проводят в целях:
– оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения;
– изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;
– выявления участков концентрации ДТП;
– разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на участках концентрации ДТП;
– оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:
– органами внутренних дел;
– владельцами транспортных средств;
– государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.
Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.
Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется МВД России.
ДТП является учтенным, если сведения о нем зарегистрированы в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий.
При использовании электронно-вычислительной техники сведения о ДТП также должны быть систематизированы в соответствующей базе данных.
Виды ДТП:
1) Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
2) Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
3) Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
4) Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
5) Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
6) Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
7) Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
8) Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
9) Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
По признакам места совершения ДТП их можно классифицировать на ДТП:
– в населенных пунктах;
– на автомобильных дорогах различных категорий;
– в других местах.
Причинами возникновения ДТП являются:
– нарушение правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедами;
– неудовлетворительное состояние проезжей части улиц, дорог, дорожных сооружений и средств регулирования дорожного движения;
– несоответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности движения.
Классификация ДТП по причинам их возникновения позволяет определять наиболее опасные нарушения правил дорожного движения и принимать наиболее эффективные меры к их предотвращению.
По категориям виновных лиц различают следующие ДТП:
– совершенные по вине водителей;
– пешеходов;
– велосипедистов;
– пассажиров;
– должностных лиц дорожных, коммунальных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Важное значение в деятельности Госавтоинспекции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий отводится мероприятиям, направленным на привитие участникам дорожного движения знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах.
В частности, Положение о ГИБДД возлагает на Госавтоинспекцию задачи, связанные с разъяснением законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, оказанием содействия органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам поведения на улицах и дорогах, в пропаганде Правил дорожного движения.
Проведение этой работы регламентируется Наставлением по организации деятельности ГИБДД МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930.
Субъектами пропаганды являются подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения.
Основными задачами Госавтоинспекции по пропаганде являются:
– информирование населения о состоянии безопасности дорожного движения;
– формирование у участников дорожного движения правосознания и культуры в области дорожного движения, уважительного отношения к действующим правилам, нормативам и стандартам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, установление партнерских взаимоотношений между участниками дорожного движения и сотрудниками Госавтоинспекции;
– воспитание дисциплинированности граждан, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.
Подразделения Госавтоинспекции решают стоящие перед ними задачи по пропаганде во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями, общественными объединениями, СМИ.
Деятельность подразделений Госавтоинспекции по пропаганде осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Разъяснение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения с целью предупреждения ДТП и правонарушений, воспитание дисциплинированности граждан, ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.
2. Информирование участников дорожного движения о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о ДТП и причинах их возникновения, дорожных заторах, а также иных актуальных вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.
3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий.
4. Укрепление авторитета и доверия среди населения к деятельности Госавтоинспекции, а также привлечение внимания широких слоев населения к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.
При осуществлении деятельности по пропаганде подразделения Госавтоинспекции используют следующие формы и методы:
– организация проведения в субъектах Российской Федерации автомотовелопробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения;
– организация издания и распространения брошюр, плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции;
– организация проведения конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения;
– участие в качестве консультантов и рецензентов изданий, кино-, видеопродукции, социальной рекламы, сценических постановок по безопасности дорожного движения, а также содействие в организации дальнейшего их использования;
– использование возможностей СМИ, социальной рекламы, печатной и сувенирной продукции;
– организация трансляций обращений к участникам дорожного движения посредством радиоустановок (громкоговорящих установок) на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, а также в иных общественных местах;
– проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях;
– принятие участия в организации и проведении конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения;
– обобщение передового опыта работы и внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.
[1] Предотвращение преступлений – это деятельность государственных органов, общественных организаций и граждан, рассчитанная на определенный круг лиц, отдельные микрогруппы и на конкретные личности, которые вынашивают преступные намерения, обнаружили преступный умысел, замышляют совершение преступления либо положительно воспринимают и разделяют преступный образ жизни, и ставящее целью дискредитировать преступное поведение, развенчать преступный образ жизни, побудить к отказу от преступного умысла. По своему смыслу понятие "предотвращение преступлений" более объемно, чем их предупреждение.
[2] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / под ред. В. П. Сальникова. В 2 ч. Ч. I. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 23-25.
[3] Статья 1 Федерального закона «О полиции»; Пункт 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248.
[4] Гражданин и аппарат управления в СССР. – С. 18.
[5] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. – М., 1965. – С. 7.
[6] Жильский Н.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан: Организационно-правовой анализ: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – СПб, 2000. – С. 8.
[7] Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2005. – С. 689.
[8] Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях».
[9] Безденежных В.М. Административно-правовая борьба милиции против пьянства и алкоголизма. – М., 1976. – С. 30; Бахрах Д.Н. Ответственность за нарушения общественного порядка / Д.Н. Бахрах, А.В. Серегин. – М., 1977. – С. 3-22.
[10] Административное право России. Ч. 3: учебник / Д.Н. Бахрах, Ю.П. Соловей, И.М. Чемакин и др. – Екатеринбург: Диамант, 1997. – С. 55.
[11] Теория государства и права: чебник / под ред. В. В. Лазарева. – С. 209.
[12] Шамба Т. М. Советская демократия и правопорядок. – М.: Мысль, 1985. – С. 32.
[13] Комментарий к Закону "О судоустройстве РСФСР" (постатейный) / под ред. Б.Д. Завидова. – М.: Юридический дом Юстицинформ, 2003 // СПС Консультант Плюс.
[14] Советское административное право: учебник / под ред. А.П. Коренева. – М.: Юридическая литература, 1986. – С. 329.
[15] Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – С. 653.
[16] Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации").
[17] Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации".
[18] Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".
[19] Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне".
[20] Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 "Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте".
[21] См.: Статья 1 Федерального закона от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
[22] Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Изд. 1. Т. XXII. № 20406.
[23] Пункт 1 Положения об МВД России : указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248.
[24] Лещина Э.Л. Правовые и организационные основы реализацией милицией правоохранительной функции государства: монография. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. – С. 57.
[25] Приказ МВД России от 14 июня 2011 г. № 637 "Вопросы реформирования территориальных органов МВД России".
[26] История органов внутренних дел России: курс лекций / под ред. А. Г. Фастова. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2003. – С. 3.
[27] Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 "Вопросы организации полиции".
[28] Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. – Омск, 1993. – С. 145.
[29] Административная деятельность органов внутренних дел: учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – Часть общая. – С. 5.
[30] См., например: Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 20 июня 2012 г. № 615.
[31] Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Академия МВД СССР, 1987. – С. 130.
[32] Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2005. – С. 20.
[33] Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. – С. 619.
[34] Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. – С. 10.
[35] Каплунов А. И. Автореф. д-ра. – С. 10-11.
[36] Каплунов А.И. Автореф. д-ра. – С. 36.
[37] Каплунов А.И. Автореф. д-ра. – С. 38
[38] Российская газета. – Федеральный выпуск № 5254. – 2010. – 9 авг.
[39] Бекетов О.И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – Челябинск, 2010.– С. 22.
[40] См., например: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
[41] Бекетов О.И. Указ раб. – С. 23.
[42] Бельский К.С. Указ соч. – С. 604.
[43] Бельский К.С. Там же. – С. 605.
[44] Состояние преступность в России за январь-декабрь 2014 года /https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf.
[45] Шергин А.П. Административная юрисдикция: монография. – М.: Юрид. лит., 1979. – С. 35.
[46] Указанные материалы должны содержать необходимые свидетельства (доказательства) о факте совершения административного правонарушения и причастности конкретного лица к его совершению.
[47] Подпункт "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[48] См.: Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.
[49] В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 определены случаи, когда право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении.
[50] Афанасьев B.C. Обеспечение законности: вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 1993. – С. 9.
[51] Статья 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
[52] Капустина И.Ю. Административно-правовые средства обеспечения законности и дисциплины службы в органах внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. – Белгород, 2009. – С. 26.
[53] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1999. – Т. 1. – С. 437.
[54] Большая советская энциклопедия. – М., 1972. – Т. 8. – С. 318.
[55] Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1973. – С. 153.
[56] Коренев А.П. Административное право России: В 3 частях. Часть 1. – М.: МЮИ МВД России; Изд-во «Щит-М», 1999. – С. 248
[57] Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел / под общей ред. Г. Г. Зуйкова. – М.: Юрид. лит., 1974. – С. 126.
[58] Капустина И.Ю. Указ раб. – С. 83-84.
[59] За исключением дел об административных правонарушениях, производство по которым осуществляют подразделения Госавтоинспекции, органы внутренних дел на транспорте.
[60] Приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 849 «Об утверждении положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации».
[61] Приказ МВД России от 29 января 2008 года № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах».
[62] Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции").
[63] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 28.
[64] Цупко В.Н. Административно-правовые и организационные основы тактики охраны общественного порядка: дис. – С 88.
[65] Тактика несения службы патрульно-постовыми нарядами милиции: Библиотечка сотрудника патрульно-постовой службы милиции / под ред. Л.Л. Попова. – М., 1995. – Вып. 2. – С. 4-5.
[66] Приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 849 "Об утверждении положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации".
[67] Пункт 3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции: утв. Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 “Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции”.
[68] Киричек Е. В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации / http://www.center-bereg.ru/m198.html.
[69] Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации").
[70] Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения").
[71] Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения").
[72] Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
[73] Приказ МВД России от 30.03.2015 N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог"
[74] Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
[75] Приказ МВД России от 07.08.2013 N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"