История развития института попечительства в россии

Необходимостью установления опеки в качестве способа замены родительской власти или отцовской власти является возможность так называемого господства над личностью, не способной к самостоятельной жизнедеятельности, данное положение было известно людям во все времена, даже в период преимущественного господства патриархальной семьи и у любого народа, независимо от традиций и обычаев.

На Руси первое упоминание в летописи об опеке следует отнести к 879 г. Оно звучит следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми», то есть Рюрик назначает опекуна своему сыну близкого родственника.

Таким образом, в случае смерти родителей опекунами признавались ближайшие родственники, занимавшие место умерших.

Если анализировать положения такого исторического памятника права, как «Русской Правды», то оно имеет довольно таки достаточно скудные сведения об опеке и попечительстве далекого прошлого, в частности в статье 99 «Русской Правды», где сказано, что «Если после смерти отца в семье остаются малые дети, а мать выходит повторно замуж, то опекуном признается один из близких родственников либо может быть отчим – названный отец.

С течением времени круг насущих вопросов, который образуется при опеке над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, начал приобретать четкие и определенные границы обозначения. Опека обычно формируется при жизни родителя по его завещанию или собственной воле, в том числе и по решению церкви, которая в прошлые времена обладала властной компетенцией и доминирующей возможностью влияния на внутрисемейные отношения, так как на нее было возложено ведение наследственных, семейных и опекунских дел, то есть по сути она наделялась для этого соответствующими компетенциями. Однако близкие родственники подопечного продолжают смотреть и наблюдать за опекуном. Его обязанности обозначают, например, нравственный характер по возврату имущества опекаемого, до того момента, когда он будет признан полностью независимым и самостоятельным, а также сможет отвечать за свои поступки, превращается уже в сугубо юридическую составляющую.

Реформы Петра I Великого также имели регулирующее воздействие на институты опеки и попечительства. Например, в период его правления обязанность смотреть за тем, чтобы сироты не остались без опекунов, была возложена на так называемых магистратов, в компетенцию которых входила обязанность по определению и назначению опекунов, а также обязанность наблюдения за ними, то есть опека, в данном случае, была признана учреждением или органом государства, которое в полной мере контролирует опекунскую деятельность. При Петре I Великом опекун также мог быть определен как по завещанию, так и согласно закону, или же по непосредственному распоряжению правительственных органов.

Во время правления Екатерины II Великой отношения в сфере опеки были подвержены существенным и качественным преобразованиям, юридическим основанием которых стал Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний». После введения этого Указа в действие основной отличительной особенностью опеки стала ее сословность. Сословность в данном ключе приобретала обязательный характер. Так, с учетом принадлежности к определенному сословию ребенка-сироты опека находилась в ведении различных учреждений. Особо тщательной переработке была подвержена регламентация так называемой опеки дворян, которые как мы знаем являлись костяком императорской власти. При каждом верхнем суде в земствах существовала опека дворян для соответствующих представителей дворянства, которые были либо малолетними или вдовами, о которых опеку должен был осуществлять каждый из предводителей дворянства.

Более подробным образом статья 209 Указа 1775 г. определяла требования, которые предъявлялись в отношении будущего опекуна – то есть человеку порядочного и честного поведения из категории родственников, посторонних лиц либо свойственников. Его честь, добродетель, не зазорное поведение, а также незапятнанная репутация должны подавать пример для воспитания малолетнего в «пристойном и здравом содержании». Так, в качестве опекунов не могли выступать: расточители имущества собственного имения, например, азартные игроки, если «ничего от оного не осталось»; находящиеся, либо которые ранее находились в явных и главных пороках либо под судебным наказанием, которые попали под общественное порицание и вследствие этого имели неблагополучную репутацию, а также которые находились под преследованием или были осужденными; совершающие строгие и суровые поступки, которые известны представителям дворянского сословия; находящиеся в ссоре с родителями опекаемого, которые могли бы иметь возможность осуществления мести.

В последующие годы опекой начали ведать разнообразные учреждения, в том числе «департамент городского правления гражданских дел». Однако, по своей сути институт опеки оставался прежним и до начала 20 века был подчинен сословному принципу, который сохранил собственную силу безотносительно к характеру формирования института опеки - по назначению либо по завещанию. Несмотря на то, что родитель-завещатель был свободен в выборе своего опекуна по закону, конкретные родителями в их завещании опекуны могли быть определены в данном звании.

В конце 19 и начале 20 века в России к деятельности опекуна, а также комплексу его прав и обязанностей было уделено большее внимание и регламентация. Однако, по-прежнему их основу формировали положения и указы, которые были аналогичны тем, что были определены в период правления Екатерины II Великой.

Однако, положение дел с опекой и попечительством, в особенности над детьми-сиротами из представителей крестьянского сословия, не соответствовало реальным потребностям общества и данного класса. В частности, в сельской местности, если ребенок был признан сиротой, сельский сход определял, не окажется ли в том же сельском обществе надежный человек, который захотел бы усыновить сироту либо в добровольном порядке принять его на воспитание.

Обычно таких не находилось в силу того, что бремя воспитания и содержания ложилось и без того на лиц, не имеющих должного материального благосостояния, поэтому дети, которые были оставлены без надзора - сироты, побирались и бродяжничали до тех пор, пока не был найден так называемый добрый человек - «презритель», принимавший сироту на попечение. Подобное случалось не только с детьми крестьян, но и с другими сословиями. Случаи уклонения от опеки и попечительства обладали частным характером, от чего значительное количество безнадзорных несовершеннолетних лиц росло без каких бы то ни было опекунов или под безответственной властью лиц, которые взяли ребенка на собственное попечение, и не осуществляли свои обязанности по воспитанию и содержанию. Одной из причин несовершенства института опеки и попечительства того периода времени являлось отсутствие четкости в правоотношениях между опекуном и опекунским учреждением, в том числе определением юридических границ в деятельности опекуна, а также отсутствие меры юридической ответственности за неисполнение или же, говоря современным языком, ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

Процесс развития и формирования института опеки и попечительства в Российском обществе де-факто был завершен в 19 веке. Порядок и основания устройства детей-сирот, которые остались без родительского попечения, оставались неизменными вплоть до 1917 г. Последняя попытка проведения преобразования и реформирования института опеки и попечительства была предпринята в 1915 г. Межведомственным совещанием, где председателем признавался министр юстиции И.Е. Ильяшенко, которая завершилась созданием нового проекта устава опеки и попечительства. По данному проекту высшими опекунскими начальниками признавались участковые мировые судьи, а высшими опекунскими установлениями признавались съезды мировых судей, которые разрешали вопросы, связанные с назначением опекуна или попечителя и другие.

Новацией данного проекта было признано осуществление опеки над малолетними лицами до достижения ими совершеннолетнего возраста, а также разрешение вопросов по отбиранию детей от порочных и неблагополучных родителей для того, чтобы поместить их на воспитание в порядочную семью, приют либо другое соответствующее учреждение, где бы несовершеннолетний не наблюдал низменное положение вещей. Проект так и не был принят, а соответственно, и не оказал должного кардинально положительного воздействия на формирование института опеки и попечительства над лицами, не достигшими совершеннолетия, в России[2].

Уже после Октября 1917 г., то есть после Октябрьской революции, опека и попечительство взамен сословного получила общегосударственный характер. Правовой основой данного института стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, Семейном, Опекунском и Брачном праве 1918 г., который включал в себя соответствующий раздел «Опекунское право».

Таким образом, можно прийти к выводу, что институт опеки и попечительства, оставаясь по своей сущности одинаковой во все периоды времени, на каждой стадии развития истории России обладала характерными особенностями, которые были продиктованы общественными потребностями и реалиями того времени.


Наши рекомендации