Разработка нового союзного договора

К лету 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. Назревал политический взрыв как средство накопившихся противоречий. Центр во главе с Горбачевым продолжал топтаться на месте, а либералы все более активно выступали за радикальное реформирование общества.

Горбачев частично пошел навстречу требованиям радикалов. На своей загородной даче в Ново-Огареве он достиг согласия с Ельциным и лидерами других республик относительно нового Союзного договора, значительно расширявшего права республик.

В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового Союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясным остава­лись вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами.

Неясным оставался статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключа­ли между собой двусторонние договора, а Украина воздерживалась от подписания соглашений, вплоть до принятия своей Конституции.

12 июля 1991 г. Верховный совет СССР после длительных дискуссий принял постановление «О проекте Договора о Союзе суверенных государств». 29 июля того же года в Ново-Огареве состоялась встреча президента СССР М.С. Горбачева с президентами России Б.Н. Ельциным и Казахстана Н. Назарбаевым, на которой речь шла о подписании союзного договора и кадровых вопросах.

19 августа 1991 г., за день до подписания нового Союзного договра, создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР».

Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Первое, что было явно заметно, - импровизированность переворота, несмотря на то, что подготовка его велась на протяжении нескольких месяцев. Участники переворота надеялись на поддержку Горбачева, который находился на отдыхе в Крыму, но он категорически отказался подписать Указ о ЧП.

Хотя существуют различные версии событий августа 1991 г., в особенности «форосского сидения» М.С. Горбачева, ясно одно – Президент СССР, отвергнув предложение о чрезвычайных мерах, не отмежевался от гэкачепистов, не удержал последних от введения чрезвычайного положения и не повлиял на предотвращение дальнейшего развития «заговора» и связанных с ними последствий. Он бездействовал, решил занять выжидательную позицию, ушел от исторической и политической ответственности за августовские события.

Участники заговора рассчитывали на то, что с возвращением привычной власти все незамедлительно подчиняться ее приказам. Но они не учли тех глубинных изменений в настроении людей, которые принесла перестройка.

В качестве срочных мер ГКЧП предлагало приостановить деятельность партий и движений, препятствовавших нормализации обстановки, запрещались уличные шествия, митинги и демонстрации, устанавливался контроль над средствами массовой информации. Временно приостанавливался выпуск «оппозиционных» центральных, московских городских и областных газет.

Руководство России во главе с президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, поддержанное демократами, большим числом москвичей, используя непоследовательную позицию и просчеты ГКЧП, не позволило гэкачепистам удержаться у власти. В противоборстве «двух властей» победу одержало руководство России во главе с президентов РСФСР Б.Н. Ельциным, поддержанное демократическими силами.

Провал ГКЧП и победа российского руководства ускорили процессы, происходившие вокруг КПСС. М.С. Горбачев 24 августа отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС и призвал Центральный Комитет к самороспуску.

Ускорились центробежные процессы в развитии страны, были сняты последние преграды на пути демонтажа Советского Союза как структуры, в которой КПСС была цементирующей силой.

Союзные республики, многие из которых во время событий 19-21 августа либо поддерживали ГКЧП СССР, либо занимали выжидательную позицию, теперь, после провала установить в стране чрезвычайное положение, в полной мере воспользовались благоприятной ситуацией, чтобы провозгласить свою государственную независимость. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийских в сентябре были признаны СССР независимыми.

В этих условиях президент СССР М.С. Горбачев, выполнявший, по сути, декоративную роль, предпринял последнюю попытку сохранить ускользающую из его рук политическую власть. Ему удалось возобновить «Ново-Огаревский» процесс. В переговорном процессе согласились участвовать всего семь республик. В переговорном процессе отказалась участвовать Украина – крупнейшая после РСФСР союзная республика.

1 сентября 1991 г. все же состоялось совещание с руководителя республик, на котором М.С. Горбачеву удалось достигнуть договоренности о необходимости подготовки подписания договора о создании Союза суверенных государств (ССГ).

14 ноября в Ново-Огарево руководители республик – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана высказались за создание единого конфедеративного демократического государства. Но этим надеждам не суждено было сбыться.

1 декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума). Президентом республики был избран Л. Кравчук, который сазу после избрания отказался от подписания Союзного договора в любой форме.

Таким образом, договорный процесс, который М.С. Горбачев возобновил, не решил основной своей задачи – предотвратить распад огромного и некогда мощного государства, хотя и содействовал достижению определенных договоренностей. 8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии – Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в Беловежской пуще под Минском заявили, что «Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государства (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза».

Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им полномочий Президента СССР.

118. Становление Российской Федерации как самостоятельного демократического государства. Формирование новых органов власти.

Современные тенденции государственного и правового развития России получали свое начало преимущественно в 1992-1993 гг.

Провал заговора в августе 1991 г. обозначил не только крах социалистического реформаторства в СССР, но и привел к быстрому демонтажу тоталитарной системы, начиная с ее стержня – КПСС. В то же время внезапность всех этих преобразований привела к изменению расстановки политических сил как в центре, так и на местах. Несмотря на большое количество изданных актов (а может быть, именно в силу этого), главные стратегические направления развития лишь формируются.

Перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача построения государства, не являвшегося собственностью исключительно одной политической силы, такого, которое не диктует обществу, как жить, а лишь надежно и эффективно служит ему.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 – начале 1992 гг. была весьма разнородной и противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР и РСФСР как составной части Союза, и на правовых актах, принятых новыми демократическими правительством и парламентом.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое – президентская власть, федерализм, принцип разделения властей, ответственность государства перед обществом. И старое – строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью за принимаемые решения.

На базе сложившихся ранее в недрах КПСС платформ и движений в ноябре-декабре 1991 г. началось возникновение новых политических партий:

Социалистической партии трудящихся, Российской партии коммунистов, Всесоюзной коммунистической партии большевиков, Союза коммунистов, Российской коммунистической рабочей партии. С января 1992 г. началось воссоздание партийных организаций, завершившееся в феврале 1993 г. проведением II (объединительно-восстановительного) съезда Коммунистической Партии Российской Федерации, в которой к этому времени было объединено уже полмиллиона человек (т.е. больше, чем во всех остальных политических партиях России вместе взятых).

«3-й силой» выступили партии и движения национально-патриотического направленности (Российский общенародный союз, Русский национальный собор и др.). Прошедший в начале 1992 г. конгресс национально-патриотических сил показал заметное укрепление их позиции после августа 1991 г. Промедление российского правительства с экономическими реформами вызывало нарастающее недовольство в демократических кругах и прессе.

План экономических реформ был обнародован только в конце октября 1991 г. Первая крупная мера – разовое введение свободных цен с января 1992 г. – должна была определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, «запустить» механизм конкуренции между всеми отраслями и предприятиями, заставить людей и организации «зарабатывать деньги». Вторая мера – либерализация торговли – должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции.

Третья мера – широкая приватизация жилья, госпредприятий должна была превратить массы населения в собственников, создать у них мощный трудовой, накопительский и иные чисто экономические стимулы деятельности. За 1992 г. намечалось приватизировать не менее ½ предприятий легкой, пищевой промышленности, строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др. Исключалась приватизация недр, лесов, водных ресурсов, заповедников, художественных ценностей, государственной казны, золотого запаса, валютных фондов. В мае и июне 1992 г. принимаются законы, направленные на интенсификацию обращения объектов недвижимости.

Хотя программа радикальных реформ была изложена Б.Н. Ельциным, всем было известно, что ее авторами являются ведущие министры нового российского правительства: Е.Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс.

Безусловно, проведение реформ шло болезненно. Индекс инфляции зав 1992 г. составил 3000%. Потребление мяса сократилось до 81%, молока и его продуктов – до 75%, овощей – до 84%, рыбы – до 56%. В большинстве семей расходы на питание возросли до 60-70% их бюджета.

Изменение структуры питания. отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь,

равно как и сокращение рождаемости привели к тому, что впервые за послевоенные годы в 1992 г. произошло абсолютное сокращение населения России на 70 тыс человек. К началу 1993 г. численность населения страны составила 148, 6 млн. человек.

Продолжался спад производства. В частности. душевое производство животноводческой продукции упало до уровня конца 1960х-начала 1970-х гг. За 1992 . в России было забито 11 млн. голов скота, что закладывало предпосылки для дальнейшего сокращения сельскохозяйственного производства. На 20% сократился национальный доход и промышленное производство.

Таким образом, правительству Гайдара не удалось решить главной задачи – достигнуть макроэкономической стабилизации.

Фактически к концу 1992 г. обнаружил свой утопизм и потерпел поражение стратегический замысел радикального движения 1989-1991 гг., который предполагал проведение быстрых и масштабных рыночных реформ без ухудшения положения народных масс, и столь же быстрое и безболезненное создание гражданского общества и демократических институтов. Закономерно, что правительство реформ не смогло создать для себя сколько-нибудь прочной и широкой социальной опоры. В стране быстро формировалась новая оппозиция.

Приход к власти радикалов принес с собой серьезные изменения в расстановке политических сил в России.

Весной-летом 1992 г. произошло оформление нового консервативно-патриотического движения: Русский Национальный Собор (руководство Анпилов, Константинов, лидер - Стерлигов). Другой организацией более крайнего толка стал Фронт Национального Спасения (Астафьев, Горячева, Бабурин, Зюганов).

Зюганов выступил со стороны коммунистов идеологом сближения «правых» и «левых» сил.

К концу 1992 г. практически не осталось ни одной политической партии, поддерживавшей курс правительства.

Одним из наиболее значительных среди политических образований подобного рода стал блок «Гражданский Союз», созданный 21 июля 1992 г. и объединивший представителей Народной партии «Свободная Россия» (лидер – вице-президент Руцкой), Демократической партии России (лидер – Травкин), всероссийского союза «Обновление» (лидер – А. Вольский), парламентской фракции «Смена» и Российского союза молодежи.

На VII съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. накал страстей достиг апогея. Разразился политический кризис, когда Президент Ельцин 10 декабря выступил с прямым обращением к народу, в котором заявил о торможении реформ со стороны Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов и потребовал проведения референдума о доверии исполнительной и законодательной власти. Деятельность правительства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Председателем Совета министров РФ был избран руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В.С. Черномырдин.

Против рыночных реформ выступили директора предприятий, малоквалифицированные рабочие, представители предприятий военно-промышленного комплекса, научная и инженерно-техническая интеллигенция, учителя, врачи, пенсионеры, работники органов безопасности и внутренних дел, беженцы.

Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. Причины конфликта между исполнительной и законодательной властью. 1) Одной из главных причин можно назвать сохранявшиеся и углублявшиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. 2) Отсутствие опыта взаимодействия исполнительной и законодательной властей в рамках системы разделения властей, который Россия практически не знала.

Законодательная власть, пользуясь право изменить Конституцию, сала отодвигать исполнительную власть на задворки. Противостояние законодательной и исполнительной властей достигло высшей отметки в марте 1993 г., когда на внеочередном съезде народных депутатов был поставлен вопрос об импичменте президенту и отставке главы Верховного Совета. Референдум, проведенный 24 апреля 1993 г., принес очевидный успех президенту, упрочив его легитимность.

Очередной политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда президент подписал указ, в котором объявил о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые ораны государственной власти – Совет Федерации и Государственную Думу, а также референдуме по поводу принятия новой Конституции страны. Резко против президентского указа выступил руководство Верховного Совета, а также большинство членов Конституционного суда, признавшего действия президента неконституционными.

В ночь с 21 на 22 сентября к исполнению обязанностей президента приступил вице-президент Руцкой, который начал формировать параллельное правительство.

29 сентября президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум – покинуть здание до 4 октября. Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. В 9.00 час. 4 октября начался обстрел Белого Дома из тяжелых орудий, вызвавший сильный пожар и гибель многих защитников. В результате здание Верховного Совета было занято войсками, а руководители сопротивления были арестованы.

С обеих сторон погибло около 150 человек.

В сентябре принимается Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В сентябре же издаются указы «О досрочных выборах Президента Российской Федерации», «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации».


Наши рекомендации