Место и роль Второго Всероссийского съезда Советов в истории советского государства и права.

На II Всероссийском съезде Советов 25 октября (7 ноября) 1917 г. было принято Обращение Петроградского военно-революционного комитета
«К гражданам России!», в котором говорилось о том, что «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.

Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – это дело обеспечено.

Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!» [17]

Вечером 25 октября 1917 года на II Всероссийский съезд Советов прибыло 649 делегатов, представители местных Советов.

На его скорейшем созыве настаивал Ленин для того, чтобы группу большевиков, пришедшую к власти, не признали бандой разбойников, ее власть надо было скорейшим образом легализовать. Поэтому вооруженное восстание и было приурочено к открытию съезда Советов, который и должен был учредить новые органы власти, а по сути новое государство. Ленин спешил созвать этот съезд. Причины такой поспешности попытался выяснить Николай Стариков. Перечислив всех гипотетических противников: «буржуазное» Временное правительство, военный переворот, монархический заговор, немецкое наступление и оккупация ими России, вмешательство «союзников», он приходит к выводу, что реальных противников внутри страны у ленинцев нет – власть разложена и разлагается далее. С внешним миром все обстоит великолепно, с немцами у них полная любовь, «союзники» ни во что не вмешиваются. Нет никакой угрозы, с каждой неделей большевики все сильней. Медленно, но верно большевики к власти продвигаются, и чем дальше, тем меньше препятствий перед ними на этом пути остается. А гениальный Ленин все спешит да спешит. .. торопит и торопит: «Промедление в восстании смерти подобно»! Но почему?.

Перед «союзниками» Ленин взял только одно обязательство: прервать легитимность русской власти! После свержения правительства Керенского большевиками единственным легитимным органом власти оставалось Учредительное собрание. Чтобы нарушить легитимность власти, переворот было необходимо произвести четко привязав его по времени. Ленин спешил взять власть к моменту голосования в Учредительное собрание. С другой стороны, ему было просто необходимо успеть к открытию Второго Всероссийского съезда Советов.

Ленинская гениальность как политика в том и заключалась, что для разгона Учредительного собрания он взял власть под лозунгом его поддержки! Именно поэтому в своих письмах к коллегам Ленин и призывает взять власть, якобы чтобы обеспечить этот созыв. Только на самом деле Ленину не выборы были нужны, а революция. Ленину эта революция нужна не для того, чтобы просто развалить российскую империю, а для того, чтобы осуществить свою несбыточную мечту – построить новое социалистическое государство.

Окончательное решение о взятии власти было принято 10 (23) октября на заседании Центрального комитета партии. После этого решения и был сформирован Военно-революционный комитет, через две недели спокойно взявший власть и засадивший министров Временного правительства в Петропавловскую крепость.

86. Преобразование общественного строя России после Октября 1917 года.

События Октября 1917 г. вызвали коренные изменения во всем спектре политических партий России. Мягкие конституционные формы преследования правомонархических партий, предпринимавшиеся Временным правительством, были заменены жесткими диктаторскими методами запрещения и физического уничтожения их лидеров. Декрет СНК от 28 ноября 1917 г. поставил вне закона партию кадетов, ее лидеры подлежали аресту, а периодическая печать закрытию. В результате устанавливается диктатура одной политической партии.

Ее вождь уже в первые месяцы фактически признает превращение этой организации в верховный государственный орган, использует при этом термин «большевистская пролетарская власть». По своей политической генетике, партийному естеству большевизм не мог делить власть с кем бы то ни было. Еще осенью 1918 г. Г. Зиновьев откровенно заявлял, что свободно может существовать «только партия большевиков, другие же партии мы не можем терпеть».

Создав репрессивно-карательные органы и подчинив их напрямую собственной политической воле, большевики провели спланированную методическую борьбу, направленную на уничтожение политических оппонентов. Так как компартия рассматривалась как единая мировая партия с национальными секциями, многопартийность была противопоказана и допускалась в отдельных случаях как необходимое зло, и союзные партии там, где они допускались, существовали на бумаге, а на деле были поставлены под жесточайший контроль органов госбезопасности (например, в ГДР, Чехословакии, КНР).

К своим программным документам большевики подходили весьма прагматично, и когда преходящие интересы правящей верхушки партии вступали в противоречие с теорией, последняя неизменно приносилась в жертву ради завоевания власти и удержания ее. Об этом свидетельствует и содержание менявшихся большевиками партийных программ. В годы первой мировой войны, порвав с социал-демократией и призвав строить Коммунистический интернационал для реализации мировой революции, Ленин стал пересматривать и отношение к «буржуазной демократии».

Милитаризация сознания масс захлестнула большевиков, поддавшихся магии «единого военного лагеря» государственно-монополистического капитализма со строжайшим государственным учетом и контролем, централизованным распределением и плановой экономикой без намеков на права человека. По образцу военного государственно-монополистического капитализма и версталась вторая программа партии большевиков, программа РКП(б). Она была принята в марте 1919 г. на VIII съезде. Были также сформированы новые руководящие органы партии: политбюро ЦК, оргбюро и секретариат.

Программа была рассчитана на весь переходный период от капитализма к социализму. Строительство социализма (как первой фазы коммунизма) выдвигалось в качестве стратегической цели партии.

В области национальных отношений партия выступала за федерацию, осуществление полного равенства наций и предоставление каждой из них широких прав, включая право на государственное отделение. В сфере экономики ставилась задача доведения до конца экспроприации буржуазии и формирования общественной собственности на средства производства, объединения хозяйственной деятельности страны по единому общегосударственному плану и достижения максимальной централизации производства.

В сельском хозяйстве приоритетным направлением являлось поднятие производительности крестьянского хозяйства, принятие мер по организации крупного социалистического земледелия. Партия выдвигала задачу всемерного вовлечения трудящихся в управление государством, решение хозяйственных задач, отправление правосудия. Подчеркнув, что советской власти удалось полностью осуществить программу-минимум социалистических партий в области охраны труда и даже по некоторым позициям пойти дальше нее, программа отмечала, что некоторые позднейшие отступления были вызваны войной и разрухой и должны быть в перспективе устранены.

Теперь новая программа пришедшей к власти партии была уже не просто документом, регулирующим внутрипартийные отношения, она выходила далеко за рамки внутрипартийного регулирования и определяла всю дальнейшую систему законодательства Советского государства. Законы должны были, прежде всего, соответствовать установкам партийных органов

Большевистская партия славила своей задачей преобразовать экономику в направлении построения социализма, понимая его как строй, где отсутствует частная собственность на средства производства, и господствует собственность общенародная. Идея ликвидации частной собственности неизбежно влекла за собой и упразднение эксплуататорских классов. Первым шагом к полной национализации промышленности и транспорта явился закон о создании ВСНХ (ноябрь 1917 г.). Подтверждались положения декрета о национализации банков, об аннулировании дореволюционных правительственных займов (декабрь 1917 г.). Провозглашалось введение трудовой повинности “в целях уничтожения паразитических слоев отечества и организации хо­зяйства”. Декретировалось вооружение трудящихся и образова­ние Красной Армии.

В первых декретах Советской власти провозглашались социализация земли, отмена частной собственности на землю, закреплялся принцип уравнительного землепользования (распределение земельных участков по числу трудоспособных лиц и числу «едоков» в каждой семье).

Революция изменила в корне положение трудящихся масс. Она передала власть в руки пролетариата, который осуществлял диктатуру в союзе с беднейшим крестьянством.

Тем самым Советская власть выражала волю громадного большинства общества. В ноябре 1917 г. Советское государство издало декрет о ликвидации сословий. В первые дни советской власти был решительно проведен принцип полного равноправия граждан по национальному признаку. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России.

Наконец, Советское государство установило и равноправие полов.

Учредительное собрание.

Всероссийское Учредительное собрание – одно из тех явлений, которые воплощают в себе глобальные тенденции развития человеческой цивилизации и служат вехами ее истории. Чувствительный нерв нашей истории был затронут, и эта тема, можно сказать, обречена на популярность.

Проблемы исторических корней идеи–теории Учредительного собрания в России получили достаточно полное и всестороннее освещение в трудах профессора А.Ф. Смирнова [13, с. 156]. Лозунг Учредительного собрания объединил все слои и политические силы российского общества, принявшие участие в Февральской революции. Идея созыва Учредительного собрания была поддержана и многократно подтверждена в бесчисленных заявлениях и резолюциях всех демократических, либеральных, национальных партий, союзов, движений. Даже социал–демократы – большевики, которые в каждом мероприятии Временного правительства усматривали «предательство народных интересов», из тактических соображений поддерживали идею созыва Учредительного собрания.

Учредительное Собрание после утраты многими людьми психологической основы, которую они находили в монархии, стало их заветной мечтой, соединенной с представлениями о лучшей жизни. На разрешение Учредительного собрания предполагалось вынести кардинальные вопросы государственной жизни: о мире, о земле, о форме правления и государственного устройства.

Уже находясь в эмиграции, правый эсер М.В. Вишняк вспоминал, что лозунг Учредительного собрания после Февральской революции стал «наиболее близким и дорогим для всех слоев и классов, партий и групп народа». В лозунг или идею Учредительного собрания основные политические партии России вкладывали свое собственное содержание, ожидая от Учредительного собрания далеко не одних и тех же результатов.

Достаточно сложной была задача разработки избирательного законодательства и организации избирательного процесса. В этой связи профессор Б.Э. Нольде предупреждал: «… выборы в Учредительное собрание не есть приглашение принять участие в совершении какого – то суда, какого – то особого политического таинства, а есть ответственная задача, которая оставлена здравому смыслу русского народа; пусть он трезво и спокойно обдумает дорогу, по которой должна идти его будущая власть, ибо, если он поторопится, если вместо служения свободе, справедливости и порядку Учредительное собрание будет служить произволу, несправедливости и смуте, то ведь некому будет расхлебывать кашу русской жизни, кроме как тому же русскому народу…».

Необходимо более подробно рассмотреть, как проходили выборы в Учредительное собрание. Абсолютно единодушны были российские ученые в определении демократического характера избирательного права. В основу избирательной системы по выборам в Учредительное собрание была положена пропорциональная система. Согласно избирательному закону, страна была разбита на 81 избирательный округ, на территории которых на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования должны были состояться выборы более 800 членов Учредительного Собрания.

Подготовкой и проведением выборов руководила Всероссийская по делам о выборах в Учредительное Собрание комиссия (Всевыборы) во главе с кадетом Н. Авиновым, образованная еще Временным правительством в начале августа.

В списки избирателей внесли около 90 миллионов граждан России, имевших право голоса, который они должны были отдать за список той или иной политической партии или общественной организации. По некоторым округам число списков исчислялось десятками. Сначала выборы в Учредительное собрание были назначены на 17 сентября, а его открытие – на 30 сентября. Но затем выборы были перенесены на 12-14 ноября 1917г., а созыв – на 28 ноября.

Как указывалось выше, для выборов в Учредительное собрание применялась пропорциональная система связанных списков. Политические партии, общественные организации, группы избирателей имели право зарегистрировать списки своих кандидатов для голосования по данному округу. Список следовало представить в окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 30 дней до выборов. Каждый список должен быть заверен подписями не менее ста избирателей данного округа. К списку прилагались заявления о согласии баллотироваться в округе и по данному списку. Каждый избиратель мог подписать лишь один избирательный список.

Избранным могло быть «каждое лицо», пользующееся правом участия в выборах; кандидат мог баллотироваться даже по пяти округам, но в округе внесение одного лица в разные списки не допускалось.

Законодательство 1917 года определило следующую процедуру подачи голосов. Голосование осуществлялось тайным способом, путем подачи избирательных записок (бюллетеней). Каждому избирательному списку соответствовал отдельный бюллетень. Он содержал номер данного списка, название партии или иной общественной организации, выдвинувшей список, фамилии, имена, отчества и адреса зарегистрированных кандидатов. Помимо избирательных бюллетеней, каждому избирателю предварительно выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию.

В помещении, где проводились выборы, устанавливались закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных. Для голосования отводилось три дня. Каждый избиратель должен был проголосовать лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов комиссии, он получал непрозрачный конверт, не содержащий никаких пометок, заверенный печатью избирательной комиссии, после чего направлялся в закрытую кабину. Там он должен был вложить в конверт избирательный бюллетень с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. Затем заклеенный конверт передавался председателю участковой избирательной комиссии. Последний в присутствии ее членов опускал конверт в опечатанный ящик.

При подсчете голосов, прежде всего, определялось общее количество конвертов. Затем они вскрывались и подсчитывались бюллетени. Те из них, которые не отвечали установленным правилам, содержали помарки, подчистки или другие знаки, либо подписанные избирателями, признавались недействительными. Если в конверте обнаруживалось более одного бюллетеня, они также признавались недействительными.

Общий подсчет голосов производился окружной избирательной комиссией, которая определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе.

Следует также выделить определенные особенности избирательного процесса в 1917 году. Например, на селе предстоящие выборы вызывали определенные опасения. В обстановке нарастающей анархии, роста преступности и осеннего бездорожья деревенские жители с большой неохотой соглашались покинуть свои дома и отправиться в волостной центр для голосования. Ход подготовки к выборам осложнялся нехваткой денежных средств.

В сентябре 1917 года Временное правительство выделило 6 млн. рублей на первоочередные организационно-хозяйственные нужды избирательных комиссий всех уровней, но деньги поступали в регионы медленно, их повсеместно не хватало.

Еще одной особенностью избирательного процесса являлось то, что избирательное законодательство 1917г. позволяло организациям, участвующим в выборах, объединять свои списки двумя способами. Либо выдвигая общие кандидатские списки разных избирательных объединений - полное соединение, либо объявляя о блокировании (не позднее 15 дней до выборов). При частичном соединении голоса подавались отдельно за каждый список, но по результатам голосования данные по объединению суммировались.

Избирательная кампания 1917 г. стала беспрецедентной в российской истории по объему использованных агитационных материалов – плакатов, афиш, листовок, транспарантов.

Во многих районах выборы не смогли состояться вследствие чрезвычайных обстоятельств (политическая нестабильность, неблагоприятные погодные условия, отсутствие информации, выборных материалов и др.), в других – начались с опозданием из-за несвоевременной доставки избирательных записок и нерасторопности властей. В городах активность избирателей была несколько меньше, чем на селе. Она варьировала по разным населенным пунктам от 30 до 70 %. В сельской местности голосовало 60-80 % избирателей. В целом, по официальным данным, 82,2 % населения страны приняло участие в выборах.

Современники и исследователи более позднего времени задавались вопросом, насколько сознательным было голосование многомиллионного населения России, в первую очередь крестьян, неграмотных в своем большинстве. Для ответа на этот вопрос необходимо учесть ряд важных факторов. Голосование за депутатов Учредительного собрания не было для жителей России чем-то беспрецедентным. Даже крестьяне, пусть опосредованно, но все же участвовали в выборах депутатов Государственной думы, гласных уездных земских собраний, сельских старост. К осени 1917 г. многие городские жители также имели достаточно ясное представление как о целях, преследуемых избирательной кампанией, так и об основных принципах голосования. Таким образом, само понятие выборов было достаточно хорошо знакомо как сельским жителям, так и горожанам. Необходимо учесть и такой важный количественный показатель, как процент избирательных бюллетеней, признанных недействительными, очевидно в большинстве случаев, вследствие неправильных действий избирателей. На выборах в Учредительное собрание он составил 1,58 %.

Таким образом, отвечая на поставленный выше вопрос, можно согласиться с мнением участника избирательной кампании 1917 г., Б.Ф. Соколова, высказанным им в эмиграции: «Как же отнесся русский народ к выборам в Учредительное собрание. Противники последнего… весьма склонны утверждать, что выборы эти были сплошным недоразумением, что народ не знал, за кого и почему голосует. Это утверждение в значительной мере неверно. Именно простой народ, особенно крестьянство, отнеслось к этим выборам с большей честностью и серьезностью, чем многие другие слои населения».

В результате применения пропорциональной избирательной системы в ходе выборов 12 ноября 1917 г. было избрано из 707 депутатов Учредительного собрания: эсеров 370 (52,3%), большевиков – 175 (24,8%), левых эсеров – 40

(5,7%), меньшевиков – 16 (2,3%), кадетов – 17 (2,4%), народных социалистов – 2 (0,3%), представителей национальных партий и организаций – 86 (12,2%). Таким образом, большинство мест в Учредительном собрании получили представители крестьянской партии – эсеров, а большевики собрали менее четверти голосов избирателей.

В заключение необходимо отметить следующее. В целом избирательное законодательство Временного правительства отражало историческую преемственность по отношению к российскому дореволюционному законодательству. Однако в значительной степени оно ушло вперед.

Прогрессивный характер избирательного законодательства рассматриваемого исторического периода проявился, во-первых, в отказе от сословно–представительной многостепенной избирательной системы, переходе ко всеобщим, равным, прямым выборам при тайном голосовании. Во - вторых, в отказе от ряда применявшихся ранее цензов: полового, возрастного, имущественного. В–третьих, в придании избирательному процессу демократического характера, который выразился в максимально гибком порядке формирования избирательных комиссий, избирательных списков и списков кандидатов.


Наши рекомендации