Высшие и местные органы власти и управления Древнерусского гос-ва
Систему гос. органов власти в Древнерусском государстве составляли:
1) великий киевский князь — глава гос-ва, выполняющий следующие функции: защиту Русской земли от вторжений; организацию и командование вооруженными силами; сбор дани с населения; налаживание внеш. торговли, судебные полномочия. Призвание князя
оформлялось договором между вече и князем. Его доходы состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов. Великокняжеский престол передавался по наследству. Изгнание великого князя осуществлялось в форме «выреда», т.е. уничтожения ранее подписанного договора по решению вече;
2) вече — всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти. Созывалось для разрешения важнейших гос. вопросов, таких как: война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения и др. Вече обладало также высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;
3) совет старейшин — совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя представители дружины и племенной знати;
4) дружина — вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Эти воины участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;
5) снема — феодальный съезд, который созывался для решения вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета;
6) совет крупных феодалов — орган, состоящий из бояр и княжих мужей. Совет участвовал в решении вопросов управления, внешней политики, законодательства;
7) посадники великого князя — наместники древнерусских князей, управляющие городом или областью. Посадники являлись представителями князя в городе и избирались из знатных бояр на вече. Посадники великого князя собирали в городе дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Жалование за службу посадники не получили, т.к. имели право на часть собранного с населения сбора (на часть «корма» с населения);
8) волостели — представители великого князя в сельской местности, которые ведали административными и судебными делами. Волостели жалованья от великого князя не получали, а кормились, как и посадники, за счет сбора с населения волости;
9) доверенные люди князя, его сыновья, осуществляющие местное управление, опираясь на военные гарнизоны, которыми руководили тысяцкие, сотники и десятские, т.к. в этот период еще продолжала существовать численная и десятичная система управления;
10) вервь— территориальная община, которая являлась органом местного крестьянского самоуправления. В функции верви входили: земельные переделы (перераспределение земельных наделов); полицейский надзор; налогово-финансовые вопросы, которые были связаны с обложениями населения податями и их распределением; решение судебных споров;
расследование преступлений и исполнение наказаний;
11)дворцовые слуги — чины, ведавшие хозяйством князя и государственными делами. Дворцовыми слугами являлись дворецкий (дворский), управляющий княжеским двором, возглавляющий вооруженные силы воевода, конюший, который обеспечивал княжеское войско конями. Высшим княжеским чинам подчинялись различные слуги (тиуны).
Судебные функции выполняли князья, посадники, волостели, представители княжеской власти, т.к. судебных органов не было.
8. Возникновение и источники права Древнерусского государства
С возникновением Древнерусского гос-ва происходит развитие ранних государственно-правовых институтов, принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни гос-ва и общества, развитие права. Источники права:
1) нормы обычного права (обычай), существовавшие долгое время в отношении крестьян как в устной, так и письменной формах;
2) закон русский — свод устных норм обычного права в области наследственного, семейного, уголовного и процессуального права;
3) Русская Правда, существовавшая в следующих в 3 редакциях, как то:
а) Краткая Правда — древний сборник норм права, которые не структурированы, не сис0тематизированы и содержат обычное право, нормы процессуального (формального), уголовного права, формы установления права и санкции за правонарушения. Краткая Правда состояла из 43 статей и делилась на Правду Ярослава, связанную с именем князя Ярослава (30-е гг. 11 в.) I и Правду Ярославичей, принятую в г. Киеве на (съездах князей и крупных феодалов (последняя четверть 11 в.);
б) Пространная Правда (12 в.) — систематизированный сборник правовых норм Краткой Правды, но с изменениями и дополнениями. Пространная Правда состояла из: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха;
в) Сокращенная Правда-сборник правовых норм более позднего периода (15 в.);
4) "Стоглав» 1551 г. — сборник правовых норм, характеризуемый более полным объемом правовых норм уголовного и уголовно-процессуального характера, семейных, гражданских отношений;
5) Псковская и Новгородская судные гpaмоты 14-15вв., принятые на основе Русской Правды, но представленные более широким спектром норм;
6) межгосударственные договоры — международно-правовые акты, содержащие нормы византийского и древнерусского права в области международного, торгового, процессуального и уголовного права. Договоры содержали положения о смертной казни, о праве найма на службу, о мерах по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров;
7)церковные уставы
8)судебный прецедент
Право делилось на: светское, церковное.Причем специфика права зависела от территории, Явно не выделялось уголовное гражданское или процессуальное право.