Высшие органы гос власти древнерусского гос-ва.

Гос.строй украины

Являясь с середины XVII в. частью Русского государства, Украина первоначально сохраняла свое самоуправление. Однако еще во второй половине XVII в. одновременно с укреплением феодально-крепостнической системы в стране наметилась тенденция к постепенной ликвидации царизмом особенностей административного устройства на Украине.Однако во второй половине XVII в. Левобережье, Слободская Украина и Запорожье пользовались еще правом на самоуправление и сохраняли особенности в административном, судебном и военном устройстве. Это определялось Мартовскими статьями 1654 г., явившимися результатом переговоров украинской делегации с московским правительством, а также Переяславскими 1659 г. и Московскими 1665 г. статьями.На Левобережье Украины сохранялось гетманское правление с административно-территориальным устройством, сложившимся в годы освободительной войны. Гетман избирался на казацкой раде из лиц, заранее выдвинутых старшиной, а затем утверждался царским правительством. Гетману принадлежала высшая власть. Верхушку государственного аппарата, как и в годы освободительной войны, составляла генеральная старшина — обозный (руководил артиллерией казацкого войска), судья, писарь.В управлении Слобожанщиной было много общего с управлением Левобережной Украиной, однако полки здесь в административном и военном отношениях были подчинены не гетману, а белгородскому воеводе, Разрядному, а с 1688 г. и Посольскому приказам.

20 в тетради.

21. Уголовное право и судебный процесс по Судебникам.

Уголовное право. Судебник 1497 г. увеличивает количество групп и видов преступлений. К системе преступлений, сложившейся в Псковской судной грамоте, добавляются должностные преступления. Впервые введен термин для преступления, как правило, тяжкого, – «лихое дело». Отсюда опасный преступник – лихой человек, особо опасный преступник-рецидивист – ведомый (т.е. известный) лихой человек. В системе наказаний все большее место начинает занимать смертная казнь. Впервые в истории она упоминается в Двинской уставной грамоте за кражу, совершенную в третий раз (ст. 5); Судебник 1497 г. назначает смертную казнь за 10 видов преступлений, как государственных, так и против личности, имущества. Применяются телесные наказания, уголовные штрафы, композиции. Наказание применялось публично: в Судебнике 1497 г. упоминается торговая казнь, которая заключалась в битье кнутом на торговой площади и последующем изъятии имущества виновного в счет композиции и уголовного штрафа. В случае отсутствия у виновника имущества, он «выдавался головой» потерпевшему – обращался в холопы. В то же время наказание еще не носит сословного характера: для всех виновных предусмотрены одинаковые санкции. Учитывая, что санкции в большинстве случаев формулировались неопределенно, можно предположить весомую роль судейского усмотрения в их назначении; очевидно, сами судьи дифференцировали наказание для представителей разных сословий.

Процессуальное право. Наряду с состязательным процессом по уголовным делам начинает широко применяться розыскной. Особой формой розыскного процесса в Судебнике 1497 г. является облихование, т.е. объявление человека лихим, обвинение его в совершении преступления (ст.ст. 12-13). Широко применяется пытка как способ получения собственного признания обвиняемого, подробно регламентируется поле. В суде велось письменное делопроизводство, взимались различные судебные пошлины. По земельным спорам Судебник 1497 г. установил сроки исковой давности (ст. 63). Допускалось обжаловать решение суда и заново рассмотреть дело (ст.ст. 19, 64).

Правовой статус ЗС и БД

Боярская дума формально сохранила свое прежнее по­ложение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с ца­рем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии.

4. Особое место в системе органов государственного уп­равления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу. Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя,

Земские соборы решали основные вопросы государстве ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопрос обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

26. Причины и постепенное юридическое оформление закрепощения крестьян.

Причиной формирования крепостного права стала необходимость обеспечения рабочей силой феодальных хозяйств.

Юридическое оформление крепостного права осуществлялось путем постепенного ограничения, а потом и запрета перехода крестьянина от одного феодала к другому и включает несколько этапов:

1) частные акты (XV в.) – рядные грамоты феодалов с крестьянами;

2) Судебники 1497 и 1550 гг. – установление Юрьева дня и пожилого;

3) указ о заповедных летах 1581 г. (предположительно);

4) завершение составления писцовых книг (конец 1590-х гг.) и издание указа об отмене Юрьева дня 1592 г. (утерян);

5) указ о беглых крестьянах 1597 г. – установление урочных лет;

6) указ 1607 г., увеличивающий урочные лета до 15 лет и устанавливающий уголовные наказания за побег и за укрытие беглых;

7) Соборное уложение 1649 г., отменившее урочные лета и делающее сыск беглых крестьян бессрочным.

высшие органы гос власти древнерусского гос-ва.

Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти

-Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу):

-заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог;

-налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ;

-осуществляет судопроизводство;

-осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.

-Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.

Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.

Функции съезда составляли:

-принятие новых законов;

-распределение земель (ленов);

-решение вопросов войны и мира;

-охрана границ и торговых путей.

5.развитие форм управления в др.русском гос-ве.Десятичная и дворцово вотчинная система управления.Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает.Своим возникновением обязана военной организации, была подчинена задаче комплектования рати (народного ополчения). Начальники воинских подразделений (десятские, сотские, тысяцкие) стали руководителями более или мене( крупных административных звеньев государства. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором

6.источники права др.русского гос-ва.Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, изначально – свод обычного права, сохранивший свое значение и в следующие периоды истории. Большинство современных исследователей связывают древнейшую Русскую Правду с именем Ярослава Мудрого. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды (Правда Ярославичей). С X в. также известно княжеское законодательство, например уставы Владимира Святославича, Ярослава. С введением христианства на Руси начинает складываться каноническое право.Характеристика Русской Правды: Русская Правда устанавливала довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности отношения собственности. Была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей.Устанавливалась определенная система договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа, упоминаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, косвенно упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Имелись нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения.Закон допускал имущественные споры между супругами.Наследственное право характеризовалось классовой дифференциацией.Так же, как и у других народов, древнейшим источником русского права были обычаи, восходящие еще к родоплеменному строю.В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава».

7.происхождение,состовные части и редакции русской правды.Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, который получил название Русской Правды и сохранил свое значение в более поздние периоды истории. До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая

Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников. Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.Источниками Русской Правды явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП).). Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности

8.право собственности и наследования по русской правде.Право собственности

В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных формах земельной собственности преобладало.Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма обширный круг вещей - кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,сельскохозяйственный инвентарь и многое-другое.Формы собственности были различными. Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие: княжеский домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному усмотрению

Субъектами права собственности могли быть только люди не рабского состояния. Деление вещей надвижимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственность, ее содержание, и различные виды владения не имели специальных обобщающих терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владение. Собственник имел право на, возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды). Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объемом полного господства собственника: при спорах о ее возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причащения убытков и истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме (ст. ст. 116, 117). Иными словами, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственникам Защита движимой собственности, если это не было связанно с уголовным Преступлением, не носило сословного, характера каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.

Наследование

Наследование на основе обычного права в видоизмененной форме входит в общегосударственный закон. Видимо, параллельно развивались завещательные отказы, ограниченные долями в пользу ближайших родственников. Можно выделить две формы наследованиям по закону и по завещанию. Отстранение, женщин от наследования не может рассматриваться как средство не сознательного принижения. Выходя замуж за члена другого рода, они не могли забирать имущество, нажитое членами своего рода. Воевали за новые территории мужчины и обрабатывали землю мужчины, поэтому институт наследования недвижимости по мужской линии устойчив у всех европейских народов.Право родни на долю из штрафов в случае убийства закреплено в ст. 4 договора с Византией 911 г. Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В остальном договор рисует картину развитого наследственного права, где действует первенство завещания над законом. Статья 13 гласит: «Если - кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идет тому, в пользу кого составлено завещание». Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей среде, в крестьянских общинах обычное наследование продолжало действовать.В Русской Правде речь идет об индивидуальной семье (муж, жена, дети) личным хозяйством. В статьях о «верви» подразумеваются, возможно, коллективы родственников. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство князю не идет, его наследуют дочери». В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.Такой порядок наследования обеспечивал имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к Наследованию стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа «доброго» отношения к родителям, при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию.

9.уголовное право по русской правде.Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть свободные люди. Любое преступление подразумевало выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, сами будучи Русская Правда ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте преступников. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на основе церковных установлений.В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, так и своего хозяйства. Государственные преступления в Русской Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против «княжеской администрации» (например, убийство конюха). К участникам восстаний применялась казнь на месте преступления, часто - массовая. Князья в борьбе за власть порой прибегали к весьма недостойным приёмам, но вопрос об ответственности решался в их среде. Измена князю так же рассматривалась в княжеском окружении, а ответственность во многом зависела от расстановки политических сил.В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи государственным законодательством, порывал с морально-нравственными установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская Правда является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах.Больше всего внимания в Русской Правде уделяется краже. Подробно расписывается, какой штраф обязан уплатить уличенный вор за коня, корову, утку, дрова, сено, холопки т.д. Законодатель, стремясь ничего не упустить, включает в этот список и зерно, и ловчих птиц, и охотничьих собак. Общий принцип таков, что пострадавшему следует полностью компенсировать материальный урон, поэтому виновный должен выплатить стоимость украденного и заплатить штраф. Сословная защита имущества встречается редко. Например, за кражу княжеского коня устанавливался штраф в 3 гривны, за коня смерда -2 гривны. В Пространной Правде за кражу коней (основной рабочей силы) вор выдавался «на поток и разграбление». Убийство вора, на месте преступления не считалось преступлением и наказания не влекло, но если вора не убили сразу, то потом этого сделать было уже нельзя. Все иные виды посягательств на чужую собственность карались штрафами (нарушение земельных границ, сжигание пчёл, пиков, самовольный захват чужого коня или оружия, поломка чужих вещей) размером до 12 гривен.

Русская Правда не знает смертной казни, но она применялась на практике за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойничьих шайках. Любопытно, что уже в Х-ХI вв. это наказание регулировались государств.

10. Судебные органы и судебный процесс по Русской правдеДревнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные Черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в Х-ХI вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068г. и 1113г. Не смотря на то, что «Русская правда» не знает смертной казни, смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Из одного произведения начала 13 века, вошедшего в состав Печерского патерика, знаем, что в конце 11 века, за тяжкие преступления осуждали на повешение, если осужденный не был в состоянии заплатить назначенной за такое преступление пени. Молчание «Русской правды» о смертной казни можно объяснить так, - самые тяжкие преступления, как душегубство, церковный суд рассматривал с участием княжеского судьи (в особых случаях с участием князя), который вероятно и произносил смертный приговор.В Русской Правде предусмотрена особая форма обнаружения утраченного имущества - свод. Если после "заклича" пропавшая вещь обнаруживалась у лица, заявившего себя добросовестным приобретателем, начинался свод. Указывался человек, у которого приобреталась вещь, тот, в свою очередь, указывал на другого, и т.д. Кто не мог указать источник приобретения, считался вором, должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. В пределах одной территориальной единицы свод шел до последнего лица, но если в нем участвовали жители другой территории (города), он шел до третьего лица, которое выплачивало повышенное возмещение и начинало свод по своему месту проживания. Другое процессуальное действие - гонение следа - представляло собой розыск Преступника по следам. В случае убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать "дикую виру" или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски прекращались.Строй процесса по Русской Правде является, бесспорно, состязательным (или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма. Русская Правда описывала особые формы досудебного установления отношений между потерпевшим (будущим истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (обвиняемым). Это так называемый "свод" и "гонение следа". "Свод" состоял в отыскании истцом надлежащего ответчика путем "закличи", свода в тесном смысле и присяги.

11. сущность и причины феодальной раздробленности на руси.Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации обществаФеодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции .Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледе-лия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя.. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.

12.Механизм политической зависимости русских земель от Золотой Орды.Влияние золотоордынского господства на русскую государственность. Отличительные черты государственности Руси в период татаро-монгольского ига: - сохранение государственности княжеств; - церковь играла важную роль в деятельности государства; - сохранилась администрация Киевской Руси. Русь платила подати (сборы). Сбор податей осуществлял тот из князей, которому давался ханский ярлык.Обладатель этого ярлыка носил титул великого князя, имел могущественную политическую власть и военную поддержку Золотой Орды. В конце XIII в. изменилась система налогообложения: купцов (сборщиков налога) заменили официальные сборщики Русская церковь освобождалась от уплаты налогов и при зыва в монгольскую армию подвластных ей людей. ВеликийНовгород оставался автономным и получил право на свободную торговлю. Русские князья становились вассалами хана Золотой Орды, за которыми наблюдали ханские уполномоченные (баскаки).Каждый князь единолично владел своим княжеством и сам собирал дань для хана. В Киеве и Переяславле монголы управляли самостоятельно. Хан решал все юридические и финансовые вопросы и обладал правом объявления мобилизации русских в монгольское войско. Судебная система в период татаро-монгольского ига на Руси: - Высший суд Золотой Орды — высшая судебная инстанция, рассматривала споры русских князей; -монгольские суды рассматривали споры между русскими и монголами; -князья разрешали споры между собой. Сходные черты административного управления Московским и монгольским государствами: - система и порядок налогообложения; - ямская транспортная служба; - формирование войск; - финансово-казенная система.

13. Государственный строй Новгорода и Пскова.Государственный строй Новгорода и Пскова отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен, как уже отмечалось, как феодальная (боярская) республика. Управление Новгородом и Псковом строилось следующим образом: город делился на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост.Формально высшим органом государственной власти было вече - собрание всех полноправных граждан республики. В Новгороде оно проходило либо на Ярославском дворе (западный берег реки Волхов), либо около Софийского собора (восточный берег), а в Пскове на площади Троицкого собора. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать вече. Компетенция веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила В 1471г. (примерная дата) вечем была принята и утверждена Новгородская судная грамота, в статьях которой нашли отражение особенности политического строя Новгородской республики, а также судопроизводства., оно приглашало князя, заключало с ним договор или изгоняло его; вече избирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого; выбирало новгородского епископа; оно сосредоточило в своих руках всю военную и судебную власть; руководило всеми делами внешней и внутренней политики.Однако реальная власть в Новгороде принадлежала Совету господ Другие названия: господа (в Пскове), господа.. Совет состоял из посадника, тысяцкого, бывших («старых») посадников и тысяцких, сотских, кончанских старост, т.е. верхушки феодалов. Возглавлял Совет новгородский архиепископ. Владыка был ключевой фигурой в управлении республикой. В его руках государственная казна. Имя владыки стоит первым на всех важнейших государственных актах идоговорах. Владычный наместник - обязательный участник государственного судопроизводства.Совет господ предварительно рассматривал все дела, которые подлежали рассмотрению вечем, и предлагал емуготовые решения. Также Совет руководил военным делом, внешними сношениями, финансами, деятельностью высших должностных лиц, предлагал вечу кандидатуру на ту или иную высшую должность..Высшим должностным лицом в Новгороде и Пскове был посадник. Он являлся главой республики: обладал военными,административными и судебными полномочиями. В отличие от Новгорода в Пскове было два посадника. Выборы посадника в Новгороде проводились ежегодно, а в Пскове они избирались на неопределенный срок: до тех пор, пока были «любы» вечевому собранию.Посадник председательствовал на вече. От имени веча он осуществлял контроль за деятельностью князя, а также контролировал деятельность всех должностных лиц. Во время войны посадник выступал в поход со всем войском как помощник и советник князя, в отсутствие которого он командовал войском и судил. Кроме того посадник следил за взысканием подати с населения.С середины XIV в. в Новгороде избирают сразу 6 посадников с пожизненными полномочиями, но одного из них избирают на должность главного - степенного Степень - помост на главной вечевой площади Новгорода, с которой высшие должностные лица обращались к народу.- посадника.

Вторым высшим должностным лицом в Новгороде был тысяцкий. На войне он командовал народным ополчением, а в мирное время занимался вопросами торговли и осуществлял суд по торговым делам. Помимо этого он осуществлял полицейский надзор за порядком в Новгороде.За свою службу и посадник и тысяцкий получали поралье Поралье - налог с каждого плуга..Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгороде и Пскове. Князья приглашались после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на Совете. Затем кандидатура рекомендовалась вечу.Важнейшей функцией князей была защита Новгородской и Псковской республик от нападения извне. Князь также наблюдал за возведением оборонительных укреплений вокруг городов, выполнял судебные функции, участвовал в вече. Иногда князь направлялся в соседние страны.Важнейшим источником доходов князя являлись судебные пошлины.

Вся судебная и правительственная деятельность князя осуществлялась под надзором посадника: « Без посадника тебе. Новгород заботился о том, чтобы князь со своей дружиной не вошел слишком глубоко в жизнь новгородского общества и не сделался в нем влиятельной социальной силой. Князь со своей дружиной должен был проживать на Городище. Основные нормы, относящиеся к судопроизводству, в Новгороде и Пскове мы можем найти в Новгородской и Псковской судных грамотах. Следует заметить, что суд, как и в Киевской Руси носил состязательный характер. Стороны в процессе назывались сутяжниками..Судебные функции в Новгороде и Пскове выполняли различные органы. Наиболее крупные уголовные дела: государственные преступления, преступления высших должностных лиц и др.,- рассматривало вече. В суд князя с посадником входило еще 10 «докладчиков» ( по боярину и житьему человеку от каждого из пяти концов Ст. 26 ПСГ.). Они разбирали дела об убийствах, разбое, грабеже и др.Торговым судом ведал тысяцкий вместе с пятью старостами, избиравшимися купеческим обществом- Иванской сотней. Этот же суд с участием посадника рассматривал дела, возникавшие между новгородцами и купцами Немецкого двора в Новгороде.Помимо указанных органов, суд могла осуществлять также братчина. Братчина - это объединение ремесленников, носившее производственный, профессиональный характер. Участники братчины (пивцы) избирали из своей среды старосту, который являлся организатором увеселений.

14.наследств.право,обяз0ое право и право собств.по псковской судн.грамоте.Наследственное право.Псковская Судная Грамота знает два вида наследлования имущества: наследование по завещанию и наследование по закону. Завещание признавалось действительным, если оно было написано и сдано в городской архив (статья 14). Наследование по закону.В Псковской Судной Грамоте обозначен круг лиц-наследников по закону.К ним относятся: отец, мать, сын, брат, сестра (статья 15). Но дети лишались права наследства по закону, если отделялись от родителей: Муж или жена, после кончины супруга, имели право пользоваться его имуществом до вступления во второй брак или до своей смерти.Обязательственное право. В Пскове сформировалась система обязательственного права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене.В самой Грамоте к обязательствам относят около 40 статей. Давая общую характеристику обязательствам в Псковской Судной Грамоте, В. А. Рогов пишет: «Что законодатель здесь явно отдает предпочтение имущественной ответственности должников; письменным формам заключения сделок; равенству положения сторон в договорах без учета сословного положения. Свободные граждане не имели различий в гражданско-правовых отношениях и вступали в договоры на основе свободного волеизъявления и частной инициативы. Ничего в Грамоте не сказано о возрасте лиц, вступающих в обязательства, а также о правомочиях холопов и женщин при заключении сделок. Однако известно, что зависимые от господина шорники и полковники не теряли гражданских прав и могли предъявлять иски своим хозяевам».По сравнению с Русской Правдой в Псковской Судной Грамоте более развитая система обязательственного права. Ему посвящено около трети статей памятника. Псковской Судной Грамоте были известны договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма и изорничества.Право собственности знает деление вещей на недвижимые ("отчина") и движимые ("живот"). К недвижимым относились земли, рыболовные участки, пчельники ("борти"). Защита земельной собственности - одна из важнейшихчастей Псковской Судной Грамоты.Кроме наследственной вотчины, Псковская Судная Грамота регулирует ивладение "кормлями" - землями, полученными от республики или от частных лицв пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать

(статья 72 ПСГ): "

 

Наши рекомендации