Возникновение древнерусского гос-ва у восточных славян. Норманнская теория происхождения.
Социально-классовая структура древнерусского феодального общества
В 9 в. в Древнерусском гос-ве установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов-землевладельцев и зависимого населения. К господствующему классу относились: 1) великий князь; 2) местные князья и общинная знать (бояре) — крупные феодалы-землевладельцы, бояре — вотчинники, обладающие значительной властью в пределах собственной вотчины, которая впоследствии послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси. К зависимому населению относятся: 1) смерды (крестьяне) - это лично свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев, могли передавать свое имущество по наследству. Обязанность платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления, по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником; 2) закупы — смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. В судебном процессе закуп мог выступать в качестве свидетеля только в особых случаях; 3) рядовичи — это крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду); 4) изгои — это люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп; 5) прощенники — это лица, попавшие под покровительство церкви обязанные за это отработать в их хозяйствах; 6) холопы (челядины) — это лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны; 7) докладные холопы — это княжеские или боярские слуги, которые ведали отдельными отраслями хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу; 8) кабальные холопы — холопы, которые не могли отчуждаться, как обычное имущество. Дети кабальных холопов не становились холопами. Отношения хозяина и кабального холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.
Помимо господствующего класса и зависимого населения, существовали также промежуточные и переходные категории, такие как городское население, которое делилось на:боярство; духовенство; купечество; «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др. Особую категорию населения составляли церковные служители, которые в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, т.к. церковь была одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
Основные черты феодального права по Псковской судной грамоте (ПСГ)
Уголовное право и судебный процесс ПСГ исходили из уголовного права и процесса Русской Правды и уставных грамот. Но имели отличия. По ПСГ преступление впервые признавалось уголовно наказуемым деянием, совершенным не только в отношении одного человека, но и гос-ва. Преступления по ПСГ:1) против государства (измена, или перевет);
2) против судебных органов (взятка, либо тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, насилие в отношение судебного должностного лица);
3) имущественные преступления (простая татьба, квалифицированная, или неоднократная татьба, грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство);
4) против личности (убийство, или головщина, нанесение побоев, оскорбление действием). Круг субъектов преступления ПСГ не определяет, но по мнению многих исследователей, субъектами преступления, как и по Русской правде, не могут быть холопы. При совершении преступления несколькими лицами для соучастников устанавливалась одинаковая ответственность. В ПСГ не были установлены формы вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, покушение. Наказания по ПСГ носили в основном компенсационный, а не карательный характер. Наказания: 1) смертная казнь, применяемая при гос. преступлениях; 2) штрафы, размер которых зависел от тяжести преступления. Штрафы назначались за воровство, разбой, драку, убийство, грабеж. Виды штрафов: а) продажа, сумма которой поступала в казну князя; б) возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам в случае совершения убийства; в) судебные пошлины в пользу владык, посадников, тысяцкого и иного судьи; 3) телесные виды наказаний, применяемые на практике, но законодательно не предусмотренные.
Судебный процесс по ПСГ носил обвинительно-состязательный характер, но роль суда возросла. Публичный процесс заменился закрытым. Вызов в суд осуществлялся публично либо по позовщине (повестке) либо через позовника (судебного исполнителя). Вызов в суд мог осуществляться и принудительно. В ПСГ содержались доказательства, установленные еще Русской Правдой, и добавились новые.
Доказательства: свидетельские, письменные и вещественные показания, ордалии (испытания железом, огнем, водой), присяга, поле (судебный поединок). В ПСГ возник институт "пособничества» (представительства в судебном поединке), который был предназначен для защиты интересов только женщин, подростков, стариков и монахов. Судебными документами по ПСГ являлись:
1) правая грамота, которая выдавалась стороне, выигравшей судебный спор;
2) судная грамота (решения суда, которые не подлежали пересмотру).
ПСГ различает суды: владыки; веча; князя; посадника; тысяцкого; сотских; братчины; общий; местный; Все судьи по ПСГ должны были принести присягу по крестному целованию.
Псковская судная грамота 1467 г. - свод норм права(120 ст.), в большей степени регламентировавший гражданское право. Источники ПСГ- княжеские уставы; грамоты Александра Невского (около 1242 г.) или Александра Тверского (1327-1337 гг.);
ПСГ содержала: 1) гражданское право, рассматривающее семейные отношения, владение собственностью, индивидуальную и коллективную собственность, обязательства (поручительство, заклад, закупничество); 2) наследственное право; 3) формы документов, установлений, удостоверений, передачи прав (как то: грамота, доска, рядница, запись, выкупок, рукопись); 4) уголовное право.
ПСГ выделяла право собственности (вещное право):
1) на недвижимость (вотчину, земли, лес, двор, рыболовный участок);
2) на движимое имущество (живот).
Способами приобретения права собственности: переход по договору, наследование, дарение, пожалование, получение приплода (от скота), истечение срока давности владения.
Одним из видов вещного права по ПСГ была «кормля», под которой понималось временное пользование чужой собственностью. Среди вещных прав также выделялся залог. Обязательственное право по ПСГ знало следующие договоры: купли-продажи, форма заключения которого могла быть письменной либо устной при свидетелях. При составлении договора в пьяном виде, он мог быть опротестован и признан недействительным;
Договоры мены; дарения; займа; поклажи (хранения имущества), составляемого в форме «записи« и устанавливающего ограниченную ответственность хранителя за потерю товара в результате пожара, грабежа, восстания, в пути или в чужой земле; имущественного найма;
личного найма, по которому наемный работник был обязан выполнять работу для хозяина в течение определенного срока за указанную в договоре плату. В случае отказа в оплате за работу работник мог прекратить работу до истечения срока и обратиться в суд с иском о взыскании платы. Формы заключения договоров:1) в устном порядке при свидетелях, 2) запись — письменный документ, передан на хранение в Троицкий собор в Пскове либо иной собор города; 3) доска — простой письменный документ хранящийся у составителя
Наследственное право по ПСГ- наследование по закону (ближайшими родственниками) и наследование по завещанию (письменно оформленное, государственного удостоверенное),
В наследственном праве допускалось лишение наследства за виновное поведение наследника.
14. Предпосылки и особенности образования русского централизованного гос-ва
Предпосылки:
1) экономические предпосылки, - усиление эк. связей между русскими землями, возрождение на Руси хозяйственной жизни, городов, ремесла, торговых связей к началу 14 в .Население возвращалось возделывать землю (прогресс с/х, распространение пашенной системы), развитие ремесла. Это возрождение стало началом объединения и борьбы за независимость;
2) социальные п. - изменение экономической обстановки на Руси приводило к большей эксплуатации и закрепощению крестьян, в связи с чем увеличивался рост зависимости крестьян от крупных землевладельцев. Сопротивление со стороны крестьян, обострение борьбы между господствующим классами и зависимыми делали необходимыми сильную централизованную власть, проведение политических реформ, которые смогли бы способствовать упрочению власти, совершенствованию гос. управления, суда, сбора податей и защиты от внешних врагов;
3) политические п.- внутренние (расширение в 14в. власти Московского княжества, князья которого строили гос. аппарат для укрепления своей власти);
б) внешнеполитические (необходимость свержения м.татарского ига, которое тормозило развитие Русского гос-ва, и всеобщее объединение против единого врага: с юга — м.татар, с запада — Литвы и Швеции).
Объединение Руси происходило вокруг Москвы, причинами возвышения которой явились:
выгодное географическое и экономическое положение; нахождение в центре национально-освободительной борьбы в связи с независимым положением Москвы во внешней политике по отношению к Литве и к Орде; поддержка со стороны крупнейших русских городов, нахождение центра православного гос-ва, объединяющего одновременно все княжества Руси; отсутствие внутренней вражды среди московских князей.
Образование русского централизованного гос-ва имело следующие особенности: объединение русских земель в период расцвета феодализма; осуществление объединения союзом московских князей по политическим причинам, а затем по экономическим; многонациональный состав гос-ва; отсутствие (в отличие от европейских стран капиталистического уклада в экономике (опора на дворянство, отсутствие класса буржуазии). Образованию единого Русского гос-ва также послужила подписанная византийско-константинопольским патриархом уния православной церкви и католической западной, согласно которой Русское гос-во стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси. Образование русского централизованного гос-ва происходило под руководством московских князей. Московское княжество впервые создает из служилых людей новый класс — дворян, которые были воинами великого князя и награждались землей на условиях службы.
Для процесса образования единого Российского централизованного государства вокруг Московского княжествахарактерно:объединение территорий ранее независимых государств-княжеств в одно Московское княжество; изменение государственности, преобразование политической власти.
Признаки периода образования централизованного государства:
наличие центральных органов власти; замена вассальных отношений подданством; развитие общего законодательства; организация единых вооруженный сил, которые были подчинены верховной власти.
15. Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:
Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.). В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар и пытался подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.
Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Даниилу в удел досталось небольшое селение Москва. За три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: к Москве присоединились Коломна и Переяславль. Москва стала княжеством.
Его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол. Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя. Брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита в 1327 г. в Твери Иван Калита пошёл на Тверь с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.
Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). При правлении князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва. Татарское войско хана Мамая было разгромлено.
Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.
При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго (в 1480 г. после стояния на реке Угре).
Соборное уложение 1649 Г.
Соборное уложение 1649 г- свод правовых норм, составленный на основе принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного собора и выборных от населения правовых актов, составлено по итогам работы Земского Собора 1648-1649, который был созван в условиях Соляного бунта в Москве 1648. Представляет собой свод правовых норм, состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей.
Источники Соборного уложения 1649 г.:1. Судебники 1497 и 1550гг.;
2. царские указы; указные книги приказов; приговоры Боярской думы; решения Земского собора; Стоглав 1551 г. и другие священные книги; литовское и византийское (греческое) законодательство; новоуказные статьи: О разбоях и душегубстве» (1669 г.);О поместьях и вотчинах» (1677 г.); О торговле» (1653 г., 1677 г.).
Система Соборного уложения 1649 г.:
1) государственное право (главы 1-9); 2) устав судопроизводства и судоустройства (гл. 10-15);
3) вещное право (гл. 16-20);4) уголовное Уложение и процесс (гл. 21-22);
5) добавочные статьи о стрельцах, казаках, корчмах (гл. 22-25).
Соборное уложение 1649 г, впервые определяло статус главы гос-ва как самодержавного и наследного царя.
В Соборном уложении 1649 г. содержался комплекс норм,регулирующий важнейшие стороны гос. управления: 1) прикрепление крестьян к земле гл. 11,2). изменение положения «белых слобод» вследствие посадской реформы (гл. 19); 3) закрепление перемены статуса вотчины и поместья (гл.16-17);4) регламентация работы органов местного самоуправления (гл. 21) , 5)установление режима въезда и выезда (гл. 6).
С. уложение 1649 г.: 1. регламентировало формы феодального землевладения, владельцами поместий которых могли быть как бояре, так и дворяне. 2. Разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину, но не предоставлялось право свободной продажи земли и право ее залога. 3. Обязательственное право регламентировало имущественную ответственность, которую могли нести друг задруга супруги, родители, дети. Долги по обязательствам переходили по наследству, а в случае отказа от него долги по обязательствам снимались. 4. Содержало положения о договорах купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и др. Устанавливался порядок признания договора недействительным в случае заключения его в состоянии опьянения с применением насилия или путем обмана. 5. Различало наследование по закону и по завещанию, которое должно было оформляться в письменной форме, а также подтверждаться свидетелями и представителем церкви. При этом по завещанию могли переходить в наследство только купленные вотчины, а родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. Родовые и жалованные вотчины могли наследовать лишь члены того же рода, к которому принадлежал сам завещатель. Такими членами были сыновья, а при их отсутствии дочери. Вдова и дочери на содержание получали часть вотчины. Наследниками по С. уложению 1649 г. могли быть дети, переживший супруг, а в некоторых случаях и другие родственники.
6. Регулировало и семейные отношения. Законными признавались только церковные браки, число которых в течение жизни одного человека не могло быть более трех. Заключение брака осуществлялось с согласия родителей. Брачным возрастом по Соборному уложению 1649 г. признавался для мужчин возраст в 15 лет, а для женщин — 12 лет.
В Соборном уложении 1649 г. определялся статус незаконнорожденных детей, которые не могли усыновляться и принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Развод допускался при уходе одного из супругов в монастырь, обвинении супруга в антигосударственной деятельности и неспособности жены к деторождению.
Губернская реформа 1775г
Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи“ (1775 г.).
Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
В основу деления был положен чисто количественный критерий -численность населения
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника.
Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата.
Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).
Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
В городах была учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.\
Губернская реформа 1775г.усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах.
31.
Пересмотр Судебной реформы
Пересмотр судебной реформы 1864 года состоял в усложнении и бюрократизации судоустройства, упразднении института мировых судей в уездах, в сокращении компетенции суда присяжных. В сельской местности мировой суд был заменён произволом земских начальников. Кассационные жалобы отныне подавались в губернское присутствие, составленное главным образом из чиновников. Увеличены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
Мировой суд в деревне упразднило Положение о земских участковых начальниках (1889). Эти чиновники из числа поместного дворянства осуществляли всю полноту административной и судебной власти, отменяли решения сельских и волостных сходов, штрафовали их участников, могли арестовать старосту. Подчинялись они напрямуюпредводителям дворянства.
Пересмотр Образовательной реформы
Образовательной реформе Александра II было противопоставлено усиление контроля над средней школой со стороны государства и церковных властей. Циркуляр о «кухаркиных детях» закрывал дорогу в гимназии для детей мелких лавочников, лакеев, прачек и т. п. Начальные школы передавались напрямую в ведение Святейшего Синода. Университетский устав 1884 года положил конец университетской автономии и развитию женского высшего образования. Выросла плата за обучение.
Усиление цензуры было оформлено изданием в 1882 году «Временных правил о печати». Любое неугодное издание отныне могло быть закрыто как решением министра внутренних дел, так и обер-прокурора Синода.
Пересмотр Земской реформы
Земская контрреформа 1890 года была направлена на усиление правительственного контроля над земством. Имущественный ценз для горожан повышался, а для помещиков — понижался. В результате лишались избирательных прав ремесленники и мелкие торговцы[3]. Утверждение крестьянских гласных было передано в руки губернаторов. Эти мероприятия своей цели не достигли, ибо не смогли подорвать позиции «третьего элемента» как основной силы земского движения.
Полицейские меры
Усилению административно-полицейского давления также способствовало издание в августе 1881 года «Положения об усиленной и чрезвычайной охране», которое давало областным и губернским властям право вводить на неопределенный срок режим чрезвычайного управления. В период действия режима существовала возможность высылки нежелательных лиц, закрытия учебных заведений и средств массовой информации, передачи гражданского судопроизводства военным судам. При министре внутренних дел было организовано Особое совещание, которое во внесудебном порядке могло ссылать подозрительных личностей либо держать их под арестом до 5 лет.
В 1892 г. изданы «Правила о местностях, состоящих на военном положении», которым регламентирован режим военного положения, предусматривавший передачу власти от гражданских к военным органам, широкое применение военной юстиции. Издавались также нормативные акты, направленные на притеснение национальных меньшинств, из числа которых наиболее известны т. н. «Майские правила» 1882 года.
Послеоктябрьский период
Возникновение РСФСР
В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.
С 10 (23) января по 18 (31) января 1918 года, после роспуска 6 (19) января 1918 года Учредительного собрания, в Петрограде прошёл III съезд Советов, на котором 18 (31) января 1918 утверждена написанная В.И. Лениным и принятая ВЦИК 3 (16) января 1918 года ʼʼДекларация прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ[8], провозгласившая˸
1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. 2. Российская Советская Республика учреждается на базе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию. Государство — Советская Россия, называемая ранее в других документах Россия, Российская республика[12], Российская Федеративная республика[13], Советская Республика России[14], Российская Советская Республика[8] — всё чаще стала именоваться Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой[5] и Российской Федеративной Советской Республикой[15].
В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны — т. н. ʼʼТриумфальное шествие Советской властиʼʼ. Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва (прежде — Петроград), она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.
В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны отрекшийся ранее от престола российский император Николай II и его семья.
19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила новое официальное название советского государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
В период с октября 1917 по июль 1918 социалистическое государство было оформлено слабо. До 20 апреля 1918 ᴦ. отсутствовал официально утверждённый государственный флаг, до 19 июля 1918 — Конституция и герб, в различных государственных документах само государство именовалось по-разному (см. ниже), в административно-территориальном делении ʼʼфедерацииʼʼ было полнейшее разнообразие, граничащее с неразберихой. Часто на одной и той же территории одновременно действовало несколько советов ʼʼрабочихʼʼ, ʼʼсолдатскихʼʼ или ʼʼкрестьянскихʼʼ депутатов в любом сочетании, и прочих революционных органов власти, вроде реввоенсоветов, исполнительных комитетов и т. п., которые часто просто игнорировали решения друг друга. Нередко отдельные губернии или национальные области провозглашали себя независимыми ʼʼсоветскимиʼʼ республиками. По этой причине наиболее адекватно состояние первого социалистического государства в данный период (по крайней мере, до принятия первой Конституции) отражают следующие неофициальные наименования˸ Республика Советов илиСоветская Россия (хотя это не вполне соответствует понятию РСФСР — см.Советская Россия).
7.
8.
9. Создание основ Уголовного и гражданского законодательство…
В 1919г. развитие уголовного права характеризовалось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания. Данными актами руководствовались в своей деятельности революционные трибуналы, которые советская власть наделила судебными и карательными полномочиями. Рассмотрение уголовных дел осуществлялось не на основании закона, а в соответствии с «революционным менталитетом», что влекло за собой порождение произвола.
Во избежание этого Наркомюст в декабре 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, систематизировав и обобщив в них судебную практику и практику трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который по своей сути был противоположен принципу законности.
Руководящие начала представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет советской власти. Предполагалось, что суды в процессе рассмотрения дела будут руководствоваться принципом целесообразности, а потому будут решать дела на основе Общей части кодекса.
Руководящие начала состояли из введения и 8 разделов: об уголовном праве; об уголовном правосудии; о преступлении и наказании; о стадиях совершения преступления; о соучастии; о видах наказания; об условном осуждении; о действии уголовного законодательства в пространстве.
Представляя собой судебную практику, Руководящие начала осуществляли свою деятельность, руководствуясь принципом аналогии, т.е. при отсутствии конкретной нормы в ходе рассмотрении какого-либо преступления могли применить аналогичную норму и решить дело по аналогии.
Основой данного правового акта был классовый подход, который наиболее выразился в определении понятий преступления и задач уголовного права. Так, задачей уголовного право была охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс при помощи репрессий. В соответствии со ст. 2 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР «уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми система общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания)».
Под преступлением понималось нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством, а назначение наказания расценивалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При назначении наказания суд должен был оценивать не только обстоятельства совершения преступления, но и личность преступника и его социальную принадлежность.
Существовало 16 видов наказания, которые включали в себя внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, расстрел (высшую меру наказания). Также применялось условное осуждение, имеющее воспитательный характер. Признавались смягчающие обстоятельства, к которым относились принадлежность к нищему классу, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.
Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Руководящие начала подразделял преступления на обычные и государственные, или контрреволюционные, которые имели своей целью свержение правящего режима (теракты, вооруженные мятежи и др.). Государственные преступления подавлялись с применением крайне жестоких мер, а лицо, совершившее данное преступление, подлежало расстрелу.
В апреле 1918 г. был издан декрет об отмене наследования. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тысяч руб после смерти собственника переходило в доход гос-ва. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, то они имели право получать содержание из имущества умершего.
1918 – 1920 гг. Изменяется соотношение м\у важнейшими гражданско-правовыми институтами: вещным, обязательственным и наследственным.
В декретах Советской власти центр место занимает институт права собственности. Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. б. издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании..
Статус част. собственности превратился в наименее защищенную законом.
Обязательственное право. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, постольку из гражданского права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Юридически старые нормы обязательсвен. права не отменялись, а просто не использовались.
Вначале национализировали розничную и оптовую торговлю, затем сократился фактический товарооборот. Деньги как всеобщий эквивалент перестали осуществлять свою роль. Денежная эмиссия привела к обесцениванию денег.
Разные услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись бесплатно: пересылка писем, пользование телефоном, водопроводом, газом, канализацией, жильем, транспортом и пр.
В ряде нормативных актов ограничивалась возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии, а договор дарения совсем отменялся.
Договор купли-продажи все меньше использовался, больше использовался договор мены.
В области найма жилья. В этой области стали действовать нормы админис. Права (а не гражданского). Реквизировались жилые (свободные и занятые) помещения, осуществлялось принудительное выселение эксплуататоров из Москвы. 25 мая 1920 СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, где имелись излишки жилой площади.
10.Кодекс законов о труде- 1918 г.— первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения. КЗоТ был принят специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и действовал с момента его опубликования в Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. В КЗоТ 1918 г. было отражено экономическое и социальное положение страны в годы Гражданской войны. Особенность КЗоТа состояла в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение, и был обязателен для всех предприятий, учреждений и хозяйств, а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
КЗоТ включал в себя введение и 9 разделов, регулирующих:
1)трудовую повинность; 2) право на применение труда; порядок предоставления труда; предварительное испытание; перевод и увольнение трудящихся; вознаграждение за труд; рабочее время; обеспечение надлежащей производительности труда; 3) охрану труда.
Трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР. Трудовой повинности не подлежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет и лица, утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.
От трудовой повинности временно освобождались лица, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления, а также беременные женщины на период времени за 8 недель до родов и 8 недель после родов. Правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, обладали все трудоспособные граждане.
Привлечение трудящихся к работе совершалось через отдел распределения рабочей силы. Привлечение к работе возможно также в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия.
Предварительное испытание при длительном характере работ составляло не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях — 2 недели для неквалифицированных и неответственных видов труда и 1 месяц для квалифицированных и ответственных. По окончании испытательного срока работник либо принимался на работу, либо отчислялся с уплатой вознаграждения за время испытания по тарифным ставкам.
КЗоТ предусматривал определенные основания увольнения трудящегося, как то:
1) ликвидация данного учреждения, предприятия или хозяйства, упразднение отдельных обязанностей или работ; 2) приостановка работ на срок более 1 месяца; 3) истечение срока работы, если работа носила временный характер; 4) явная непригодность работника к работе (на основании специального постановления органов управления организации и с согласия профсоюза); 5) желание самого трудящегося.
Размер вознаграждения и порядок его выдачи определялись по тарифами, имеющимся для каждого рода труда. Размер вознаграждения устанавливался в зависимости от тяжести и опасности труда, сложности производимой работы, степени самостоятельности и ответственности за ее выполнение, а также от требуемой для ее выполнения степени обучен-ности и опытности. Продолжительность нормального рабочего времени трудящегося по КЗоТу не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов. Продолжительность нормального рабочего времени не превышала 6 ч для лиц, не достигших 18 лет, и в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья. Обеспечение охраны жизни, здоровья и труда работников возлагалось на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного на