Понятие, значение и структура уголовного закона рф

ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА РФ

Уголовный закон РФ представляет собой принятый в установленном порядке высшими органами гос власти

нормативно-правовой акт, определяющий общие принципы и основания уголовной отв-ти, виды преступлений, а также те наказания, которые применяются к ли­цам, совершившим преступления. Признаки:

1.Уголовное закон-тво осуществляет правоохранительную функцию, защищая установленные Конституцией РФ, другими отраслями права социальные ценности и общ-е правоотношения.

2.УЗ представлено в виде УК, который является единственным и исключительным источником уголовного права, устанавливающим уголовную отв-ть, и определяющим какие деяния признаются преступлениями.

3.УЗ применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и к лицам виновным в совершении преступления.

4.Применение УЗ строго регламентировано отдельной отраслью права – уголовным процессом.

5.УЗ содержит наиболее жесткие санкции за нарушения предписаний, чем какая-либо другая отрасль права, вплоть до применения исключительной меры наказания – смертной казни.

6.УЗ не допускает применение норм уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ).

Структура УЗ.УК РФ имеет четкую, продуманную структуру, которая позволяет легко разобраться в основных его положениях и облегчает применение уголовно-правовых норм. Он состоит из Общей и Особенной частей, каждая из которых выполняет свою, только ей присущую функцию. Общая часть содержит нормы, определяющие основные задачи и принципы уголовного законодательства, основание и пределы уголовной отв-ти, виды и порядок назначения наказаний, порядок и условия освобождения от уголовной отв-ти и от отбывания наказания, обстоятельства исключающие преступность деяния, особенности уголовной отв-ти несовершеннолетних, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера. Особенная часть включает в себя уголовно-правовые нормы, определяющие конкретно, какие деяния признаются прест-ми и определяющие виды и размеры наказаний за эти прест-я.

Как Общая, так и Особенная части УК Рос­сийской Федерации, подразделяясь на разделы, которые обра­зуют соответствующие главы, включают отдельные статьи.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРЕСТ-Я

1. Объект прест-я – это совокупность охраняемых уголовным законом общественных

отношений, на которые направлено прест-е посяг-во, причиняющее или создающее угрозу причинения им вреда.

Объект прест-я подразделяется на общий, родовой, видовой и непосредственный.

Общий объект - это совокупность всех общественных отношений, интересов и благ, охраняемых уголовным законом. Общим объектом уголовного права являются: личность, права и свободы человека гражданина, собственность, общественный поря­док и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопас­ность человечества.

Родовой объект – это группа однород­ных и взаимосвязанных общественных отношений, ин­тересов и благ, охраняемых уголовным законом и объединенных по каким либо признакам. Каждый раздел Особенной части УК содержит свой родовой объект.

Видовой объект – это группа однородных, взаимосвязанных отношений, входящих в родовой объект, объединенных едиными признаками.

Непосредственный объект - это конкретное общественное отно­шение, тот или иной интерес или благо, охраняемое уголовным законом, на которое непосредственно совершается преступное посягательство, в результате чего ему причиняется вред либо создаётся возможность причинения такого вреда. По непосредственному объекту Особенная часть делится на статьи.

Если прест-е одновременно посягает на несколько объектов, то законодатель один из них выделяет в качестве основного, а все остальные будут выступать в качестве дополнительных объектов данного прест-я. Н/р, разбойное нападение посягает на имущ-во, жизнь и здоровье личности. В этом случае основным объектом выступает имущество (тк. именно оно является непосредственным объектом преступного посягательства), а жизнь и здоровье личности будут выступать в качестве дополнительных объектов прест-я.

Важное значение в уголовном праве имеет понятие «предмета прест-я», который в отличие от объекта прест-я, на­ходит свое выражение в конкретной материальной или физи­ческой форме внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник.

Предметом прест-я выступают материальные предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник, и в связи с которыми или по поводу к-х, совершается прест-е.

Воздействуя на предмет прест-я, виновный в целом нарушает общ-е отношения, посягает на кон­кретное благо. В качестве предмета прест-я могут высту­пать деньги и иные ценности, товары, веши и т.п. Являясь необходимым элементом общественного отношения, предмет не всегда представляет собой обязательный признак состава прест-я. Он, скорее всего, относится к числу факультативных признаков состава прест-я.

Предмет прест-я отличается от объекта прест-я тем, что предмет является материальным субстратом, а объект – явление общественного сознания, не включающее в себя ничего материального. Например, при краже денег объектом будет чужая собственность, а предметом прест-я будут деньги.

Объект прест-я положен в основу систематизации уголовного законодательства. Так как УК РФ разбит на разделы и главы именно по объекту прест-я.

Точное определение объекта преступного посягательства способствует правильной квалификации преступного деяния, а значит и законности применения уголовной отв-ти. Разрешение вопроса о квалификации деяния лица зависит не от общественно опасного последствия, а от того, какому объекту соответствующими действиями (бездействием) при­чиняется вред или создается опасность его причинения.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ.

Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправ-ым центром, исправ-ым учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Наказание в виде исправ-ых работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией.

Наказание в виде ограничения свободы исполняется исправ-ым центром.

Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией - поселением, воспит-ой колонией, лечебным исправ-ым учреждением, исправ-ой колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 УИК РФ, следственным изолятором.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправ-ой колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно - исполнительной системы.

В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей).

Условно осужденные находятся под контролем уголовно - исполнительных инспекций. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

Организационная структура ГУИН Министерства юстиции РФ является достаточно сложной, кроме собственно центрального аппарата (состоящего из более чем двадцати управлений, самостоятельных отделов и иных подразделений). В его состав входят: территориальные главные управления исполнения наказаний Министерства юстиции (например, по Кемеровской области, Красноярскому краю, Самарской области и т.п.), управления лесных исправ-ых учреждений Министерства юстиции РФ (в ряде случаев расположенные на территориях нескольких субъектов Российской Федерации), территориальные управления (отделы) исполнения наказаний Министерства юстиции (например, по Томской области, Костромской области и т.п.) и непосредственно учреждения и органы, исполняющие наказания (колонии - поселения, исправ-ые колонии общего, строгого и особого режима (в том числе и для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы), воспит-ые колонии, лечебные исправ-ые учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы (как в части исполнения наказаний в отношении отдельных категорий осужденных, так и в качестве структурного элемента уголовно - исполнительной системы), и система уголовно - исполнительных инспекций.

Кроме того, в состав ГУИН и его органов на местах входит большое число учреждений, организаций, учебных заведений, научно - исследовательских центров, лечебно - оздоровительных баз и т.п. структур, призванных осуществлять обеспечивающие функции уголовно - исполнительной системы. Следует подчеркнуть, что список учреждений и органов, входящих в уголовно - исполнительную систему, периодически уточняется и пополняется специальными постановлениями Правительства РФ. Уголовно - исполнительная система исполняет наказания в виде: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправ-ых работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы (в том числе и пожизненного), смертной казни. На нее также возложен контроль за условно осужденными.

Министерство обороны РФ исполняет в отношении осужденных военнослужащих следующие виды наказаний: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части. Командование воинских частей, где проходят службу военнослужащие, осужденные условно, осуществляет за ними контроль. Подробный комментарий смотри в разделе пятом (ст. 149 - 171 УИК РФ).

Уголовно - исполнительная система представляет собой наиболее многочисленную структуру, включающую учреждения, персонал, осужденных, подозреваемых и обвиняемых. На 1 января 2001 г. УИС Минюста РФ насчитывала: 998 учреждений (исправ-ых колоний - 737, воспит-х колоний - 64, следственных изоляторов и тюрем - 197 (из них - 13 тюрем), в которых содержалось в общей сложности 923765 человек. Кроме того, в УИС имелось 1892 уголовно - исполнительных инспекции, в которых стояло на учете 336756 осужденных (в 2000 г. была проведена массовая амнистия, в связи с чем численность стоящих на учете осужденных против обычного сократилась почти в два раза). Персонал УИС насчитывает свыше 350 тыс. человек, включая как аттестованный состав, так и вольнонаемных работников.

36.75.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ.

Исправление осужденных - генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Осуществление исправления осужденных является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Сейчас процесс исправления осужденных ориентирован на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется так: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее речь идет здесь не только о "юридическом" исправлении (осужденный не совершит нового прест-я), но и о более сложном явлении - нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко осознанно, а не из-за боязни нового наказания. Поэтому перед персоналом УИС стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осужденных.

Проведение комплекса воспит-х мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправ-ой (пенитенциарной) педагогики и психологии. В УИС действуют психологические службы.

При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно воспитательное средство (сколь бы действенным оно ни представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.

В эту систему мероприятий входит и религиозное просвещение, однако оно не может быть панацеей от всех бед. Сейчас вместо политико-воспит-ой работы с осужденными проводится просто воспит-ая работа, что выразилось не только в снятии ее политической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся) (более подробно эти вопросы освещены при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний).

Общественно полезный труд в силу своего исключительно большого воспит-го воздействия на личность выступает важнейшим средством исправления осужденных. В прошлом труд в законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве в сфере исполнения наказаний акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой. Несмотря на колоссальные усилия УИС по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осужденных не сокращается. Условия труда осужденных регулируются в своей основе закон-твом о труде.

Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспит-ую направленность.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими прест-й, личности осужденных и их поведения. Прежде всего, набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Однако даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в тюрьмах и ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах ИУ.

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ФУНКЦИИ РЕЖИМА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Режим - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Иначе сформулированы и задачи (требования), предъявляемые к режиму, включающие в себя не только традиционные положения об обеспечении охраны, изоляции, постоянного надзора за осужденными, исполнения возложенных на них обязанностей, раздельного содержания различных категорий осужденных и различных условий их содержания, но и совершенно новые - обеспечение реализации прав и законных интересов осужденных, личной безопасности осужденных и персонала. Режим, являясь одним из основных средств исправления осужденных, создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Требованиями режима обусловливаются характер и степень правоограничений лиц, отбывающих наказание в том или ином виде ИУ, порядок реализации в них прав и обязанностей осужденных, особенности организации их жизни и быта в различных учреждениях и применения других средств исправления. Именно по этим признакам можно провести отличие одного вида ИУ от другого. Режим определяет степень изоляции осужденных от общества, количество правоограничений карательного и некарательного характера, суровость и тяжесть наказания в целом. Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденного от общества и вытекающие отсюда ограничения его прав и свобод, постоянный надзор и контроль за ним и его поведением, в чем прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного.

Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Данные функции осуществляет специальная служба безопасности. В необходимых случаях инспекторский состав этой службы производит обыски помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Они систематически проверяют наличие осужденных, выявляют причины их отсутствия в определенном месте и в определенное время, следят за выполнением распорядка дня, точным выполнением осужденными своих обязанностей, пресекают любые правонарушения с их стороны и выполняют другие функции по реализации режимных требований в полном объеме. Подобные действия позволяют достичь достаточно высокой степени предупреждения правонарушений со стороны осужденных.

Неотъемлемым требованием режима выступает обеспечение полного исполнения осужденными возложенных на них обязанностей и реализации их прав и законных интересов. Обязанности, права и законные интересы осужденных в законодательстве урегулированы достаточно полно, и дополнительных обязанностей на осужденных возлагать нельзя. На практике следует уделять равное внимание как реальному обеспечению выполнения осужденными своих обязанностей, так и реализации принадлежащих им прав и законных интересов. Только в этом случае можно обеспечить заинтересованное отношение осужденных к поддержанию правопорядка в месте отбывания наказания. Правила внутреннего распорядка ИУ конкретизируют поведение осужденных, порядок реализации возложенных на них обязанностей, принадлежащих прав и законных интересов, но они не могут ни отменить установленные УИК права и обязанности осужденных, ни видоизменить их, ни тем более ввести новые (особенно обязанности). Поэтому хотя данные Правила разрабатываются и утверждаются Минюстом России, они в обязательном порядке согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ и подлежат, как и все остальные нормативные правовые акты, регистрации в Минюсте России.

Администрация ИУ обязана обеспечить осужденных формой единого образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами РФ. УИК не содержит требования о ношении формы специального образца в ИК особого режима, хотя в ранее действовавшем ИТК подобная норма была. Каждый осужденный, как правило, имеет два комплекта одежды - повседневную и рабочую, кроме того, он имеет право дополнительно приобретать обувь, одежду, промышленные товары. В целях поддержания надлежащего правопорядка в ИУ и изъятия запрещенных к хранению и использованию осужденными вещей и предметов, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка ИУ, администрация ИУ производит обыски помещений (плановые и внеплановые) и осужденных, а вещи, посылки, передачи и бандероли осужденных подлежат досмотру. Администрация ИУ вправе производить досмотр находящихся на территории ИУ и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом ИУ организована специальная служба. В связи с этим корреспонденция осужденных должна проходить через контроль администрации. Несоблюдение этого требования является нарушением режима.

В местах лишения свободы установлен безналичный расчет с осужденными, все их наличные средства сдаются на лицевые счета финансовых органов ИУ. По безналичному расчету осужденные покупают в магазинах ИУ продукты питания и предметы первой необходимости, оплачивают дополнительные лечебно-профилактические услуги. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ до освобождения осужденного, но без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход гос-ва в соответствии с закон-твом РФ. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ, о чем составляется соответствующий акт. Уничтожаются обычно алкогольные напитки, наркотики, игральные карты, ядовитые вещества и т.п.

48.87.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ. Личность участника организованной преступности.Организованная преступность - это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Эти прест-я часто выходят за пределы государственных границ. Понимание организованной преступности еще меньше определено, чем насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей деятельности.

Войдя в период перестройки, политических и экономических реформ, Россия попала в область хаоса, разделяющую старый социально-экономический порядок и новый, будущий порядок. В области хаоса перед страной время от времени встает проблема выбора между различными вариантами дальнейшего движения (точка ветвления). В настоящий момент перед страной стоит проблема выбора между двумя областями устойчивости: тот или иной вариант рыночной экономики и правового гос-ва либо вариант экономики, базирующейся на организованной преступности, и криминальное государство (возврат к жестко планируемой экономике уже невозможен). Несмотря на драматичность сегодняшней ситуации побеждает (на наш взгляд) первый вариант, т.к. большинство влиятельных партий осознали опасность второго варианта и не дадут ему развиться. Главный корень организованной преступности - социальная бездуховность. В условиях потребительского, паразитически-агрессивного общества мафия «бессмертна». Лишь преодолевая чисто материальную ориентацию, восстанавливая идеалы нормального общества, высокую нравственность, ценность творческого труда, Россия преодолеет инерцию организованной преступности и возродится. Можно выделить следующие криминологические признаки организованной преступности: устойчивость; системность; масштабность; цели; способы; обеспечение собственной безопасности. Прест-ые организации представляют собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур — легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроиз-ва и обеспечения преступного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам опред-ый авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, оперативно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легализует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого «детективы» получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, например портативная кинофотоаппаратура, аппаратура прослушивания и т. п.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении прест-й.

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции РФ .

Положение о Минюсте России возлагает на министерство выполнение следующих обязанностей в этой сфере:

- обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их охрану, этапирование и ' конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и I осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Министерство юстиции организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах. Министерство осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом; организует разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Министерству юстиции предоставляется право реализации владения, пользования и распоряжения находящимся в оперативном управлении территориальных органов уголовно-исполнительной системы недвижимым имуществом, являющимся федеральной собственностью, арендовать имущество, осуществлять в установленном порядке отчуждение объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также сдавать в аренду указанное имущество и объекты, обеспечение технического обслуживания и охрану закрепленного за министерством имущества за счет выделенных на эти цели средств. Министерство осуществляет на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.

Министерство юстиции РФ проводит большую работу по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Созданы структуры уголовно-исполнительной системы в федеральных округах. В центральном аппарате Министерства образовано Управление по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, а в федеральных управлениях - отделы с аналогичными функциями. В Главном управлении исполнения наказаний и территориальных органах созданы специальные службы по соблюдению прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Продолжается работа по совершенствованию нормативного регулирования деятельности мест лишения свободы.

УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ.

Усло́вное осужде́ние — мера уголовно-правового характера, заключающаяся в установлении для осуждённого, исправление которого может быть достигнуто без реального отбывания наказания, испытательного срока, в течение которого осуждённый должен доказать своё исправление. При этом его поведение будет контролироваться специальным государственным органом, на него М.Б. возложены дополнительные обязанности, способствующие его исправлению. Если в течение испытательного срока осуждённый уклоняется от контроля и исполнения возложенных на него обязанностей, совершает правонарушения или прест-я, условное осуждение может быть отменено, после чего назначенное наказание начнёт исполняться реально. По окончании испытательного срока или если до истечения испытательного срока условно осуждённый своим поведением доказал своё исправление, ограничения с осуждённого снимаются, судимость погашается.

Ст. 73. Условное осуждение

1. Если, назначив исправ-ые работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное осуждение не назначается:

а) осужденным за прест-я против половой неприкосновенности несовер-х, не достигших 14 -го возраста;

а.1) осужденным за прест-я, предусмотренные частью первой статьи 205, частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частью второй статьи 205.5, частями первой - третьей статьи 206, статьей 360 настоящего Кодекса;

б) при совершении тяжкого или особо тяжкого прест-я в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного прест-я, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного прест-я, при условно-досрочном освобождении;

в) при опасном или особо опасном рецидиве.

2. При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного прест-я, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.

3. При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

3.1. В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устан-ся в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.

4. При условном осуждении также М.Б. назначены дополнительные виды наказаний.

5. Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

6. Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

7. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРЕСТ-Я

Объект прест-я – это совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, на которые направлено преступное посягательство, причиняющее или создающее угрозу причинения им вреда.

Объект прест-я подразделяется на общий, родовой, видовой и непосредственный. Общий объект - это совокупность всех общественных отношений, интересов и благ, охраняемых уголовным законом. Общим объектом уголовного права являются: личность, права и свободы человека гражданина, собственность, общественный поря­док и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопас­ность человечества.

Родовой объект – это группа однород­ных и взаимосвязанных общественных отношений, ин­тересов и благ, охраняемых уголовным законом и объединенных по каким либо признакам. Каждый раздел Особенной части УК содержит свой родовой объект.

Видовой объект – это группа однородных, взаимосвязанных отношений, входящих в родовой объект, объединенных едиными признаками.

Непосредственный объект - это конкретное общественное отно­шение, тот или иной интерес или благо, охраняемое уголовным законом, на которое непосредственно совершается преступное посягательство, в результате чего ему причиняется вред либо создаётся возможность причинения такого вреда. По непосредственному объекту Осо

Наши рекомендации