Место и роль прокуратуры в государственно-правовой системе РФ
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила, что гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти являются самостоятельными. Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе РФ.
* С одной стороны, органы прокуратуры, осуществляя прокурорский надзор как вид государственной деятельности, не относятся к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая в то же время признаками каждой из них.
* С другой стороны, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти.
* Кроме того, компетенция прокуратуры распространяется и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.
Такое неоднозначное положение органов прокуратуры в системе гос. власти обеспечивает правильное соотношение ветвей власти и их оптимальное функционирование.
Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами.
Полномочия прокуратуры распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений, в том числе и деятельность правоохранительных и контролирующих органов, что свидетельствует об их универсальном характере. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием принимаемых актов и решений правоохранительными и контролирующими органами.
Контролирующие органы при необходимости принятия мер по восстановлению нарушенной законности, выходящих за пределы их полномочий, обязаны представлять материалы о правонарушениях, которые требуют реагирования прокурора, в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, привлечения виновных к уголовной ответственности.
В обязанности прокуратуры входит информирование контролирующего органа о мерах, принятых по представленным материалам, и при необходимости принесение представления об устранении правонарушений и обстоятельств, им способствующих.
На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. Законом только предусмотрено, что в случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и законам РФ Ген. прокурор информирует об этом Президента РФ.
Отношения прокуратуры с главой исполнительной власти – Президентом РФ проявляются в том, что Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Органы прокуратуры РФ и судебная власть РФ.
Прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей. Органы прокуратуры, являясь представителем системы правоохранительных гос. органов, не принадлежат ни к одной из ветвей власти, что обусловливает необходимость самостоятельного конституционного закрепления основных положений, относящихся к органам прокуратуры.
Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Прокурор в судах общей юрисдикции и арбитражных судах выступает в качестве стороны или участника соответствующего судебного разбирательства.
Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону.
Прокурор вносит представление на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда, не вступившее в законную силу, в вышестоящий суд и приносит апелляционное, кассационное представление, а в арбитражных судах – жалобу.
Прокурор вправе истребовать из суда для проверки законности и обоснованности любое дело, по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Установив, что судебные акты являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит представление в порядке надзора. Представления прокурора направляются в судебную инстанцию, полномочную пересматривать, отменять или изменять судебные решения.
Взаимоотношения Федерального Собрания РФ и органов прокуратуры как федеральных органов государственной власти, предназначенных осуществлять надзор за соблюдением и исполнением законов, предопределяются положением Федерального Собрания РФ как представительного и законодательного органа РФ.
Гос. Дума Федерального Собрания принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Ген. прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению; регулярно информирует палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка.
Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов проводят проверки фактов нарушений законов, принимают меры к их выявлению, устранению и предупреждению.
4.Предмет, структура и содержание курса «Прокурорский надзор»
Отрасль прокурорского надзора – это его относительно самостоятельная часть, характеризующаяся специфическим предметом этой отрасли и полномочиями прокурора.
Предмет курса "Прокурорский надзор в РФ" как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие
- сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности органов прокуратуры,
- их систему и структуру,
- полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, а также
- регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осущ-ми надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.
Систему курса "Прокурорский надзор в РФ" как учебной дисциплины составляют основные изучаемые темы Общей и Особенной частей.
Общая часть включает темы:
– предмет и система курса "Прокурорский надзор в РФ";
– основные понятия курса "Прокурорский надзор в РФ";
– принципы организации и деятельности органов прокуратуры;
– основные этапы создания и развития органов прокуратуры;
– система и структура органов прокуратуры;
– управление в органах прокуратуры и др.
Особенная часть состоит из тем: (виды прокурорского надзора, прокуратуры зарубежных стран)
– надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также соответствием Конституции РФ издаваемых правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– участие прокурора в рассмотрении дел судами, арбитражными судами;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– международное сотрудничество и др.
5.Прокурорский надзор и занимаемое им положение в системе учебных дисциплин специальности «юриспруденция»
Прокурорский надзор в РФ как учебный курс находится в тесном взаимодействии и системной связи с другими юридич. дисциплинами.
** Общая теория государства и права исследует прокурорский надзор в качестве самостоятельного вида гос. деятельности, влияет на деятельность органов прокуратуры своими рекомендациями о толковании основных понятий, применяемых в деятельности прокуратуры, например о применении права, о соответствии права и закона, права и судебной практики.
** В конституционном праве прокуратура рассматривается как один из конституционных институтов, являющихся составной частью механизма правовой защиты Конституции РФ. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения (принципы), в том числе и для прокурорского надзора.
** В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданско-процессуальное, арбитражное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют права и обязанности соответствующих субъектов процессуальной деятельности, в том числе и прокурора, который участвует в судебном процессе в качестве стороны судебного разбирательства.
** Курс "Правоохранительные органы РФ" исследует как общую систему правоохранительных органов, их цели, задачи, содержание деятельности, так и соответствующие общие характеристики прокуратуры в системе этих органов как органа надзора за соблюдением и исполнением законов всеми правоохранительными структурами.
** Связь курса "Прокурорский надзор" с уголовно-исполнительным правом проявляется в том, что прокурор в силу своего правового статуса является структурой государственной власти, которая объективно осуществляет надзор за соблюдением законов, защитой прав лиц, осужденных к отбыванию наказания.
** Связь прокурорского надзора и криминологии заключается прежде всего в том, что на базе положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в прокурорском надзоре разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации.
** Разработки, осуществляемые в криминалистике, формы, методы осуществления следственных действий и организационных мероприятий при расследовании также широко используются органами прокуратуры.