Роль и место международных актов в правовой системе Казахстана.

Важность международного акта как регу­лятора межгосударственных отношений повыша­ется. Подобное положение объясняется следую­щими факторами. Во-первых, современная систе­ма международных отношений лишена каких-ли­бо законодательных органов, что обусловливает­ся принципом суверенного равенства государств. Во-вторых, процесс договорного нормообразования все чаще сталкивается с непреодолимыми по­литическими трудностями. Так, международным сообществом до сих пор не выработаны унифи­цированные принципы признания государств, отсутствует единый подход к пониманию терро­ризма и т. д. По сравнению с международным до­говором международный обычай является более гибким регулятором межгосударственных отно­шений, не требующим согласования политиче­ских воль государств.

Так, важнейшие нормы и принципы между­народного морского права, международного тор­гового права, международного гуманитарного права, права международных договоров, дипло­матического и консульского права имеют обычно правовой характер.

Большинство исследователей, принадлежа­щих к романо-германской правовой семье, еще 15-20 лет назад скептически относились к между­народному обычаю. В работах того периода гово­рилось об устаревании международного обычая, доказывалась гипотеза о том, что кодификация и прогрессивное развитие международного права неизбежно приведут к замене обычного права до­говорным. Помимо этого, существовало мнение о том, что обычное международное право находит­ся в состоянии кризиса [1, с.183].

Однако такая позиция признается не все­ми. Так, известный российский ученый проф. И. И. Лукашук отмечает, что воплотившие ре­зультаты кодификации конвенции содействовали росту роли обычного права, ускорили его форми­рование [2, с. 114]. Доказательством повышения значимости международного обычая является тот факт, что Международный Суд ООН ссылается на обычное право почти во всех своих решениях.

П. 1 «б» ст. 38 Статута Международного Суда ООН закрепил общепризнанное нормативное определение понятия «обычай». Под междуна­родным актам понимается «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве пра­вовой нормы». Вышеуказанная формулировка была подвергнута широкой критике со стороны многих исследователей, но тем не менее ее важ­ность для науки международного права трудно переоценить. Эта статья подтверждает признание государствами международного обычая в каче­стве одного из основных источников междуна­родного права.

И. И. Лукашук справедливо отмечает, что среди источников международного права не установлена иерархическая структура норм: обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и дого­ворные. Значительное число действующих сегод­ня договорных норм представляет собой проверен­ные временем кодифицированные обычаи.

Обычные нормы составляют фундамент меж­дународно-правовой системы - общее междуна­родное право, которое распространяет свое дей­ствие на всех субъектов международного права. Международный Суд ООН исходит из того, что общее международное право - это обычное право [3]. Что же касается международно-правовой ли­тературы, то в ней это мнение является домини­рующим [4, с. 50].

Исходя из вышесказанного, международной акт представляет значительный интерес для казахстанской юридической науки. Более того, включение международных обычаев в правовую систему Казахстана обусловлено равнозначно­стью международного договора и обычая и необ­ходимостью исполнения Республикой Казахстан своих международно-правовых обязательств.

Закрепление международного акта в ка­честве источника права в истории права незави­симого Казахстана связано с Основами граждан­ского законодательства Союза ССР и республик и новой Общей частью ГК РК.

Так, К. А. Алимжан отмечает, что впервые в новейшей юридической практике Казахстана обычай был официально признан источником права в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., где встречаются ссылки на обычаи делового оборота, а также на «признаваемый СССР международный обычай» (ст. 156) [5].

Впоследствии обычай был легализован в ка­честве источника права Конституционным За­коном РК «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, в преамбуле которого говорится: «Верховный Со­вет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей деклара­ции прав человека, иных общепризнанных нор­мах международного права ...» [6].

Наши рекомендации