Роль и место международных актов в правовой системе Казахстана.
Важность международного акта как регулятора межгосударственных отношений повышается. Подобное положение объясняется следующими факторами. Во-первых, современная система международных отношений лишена каких-либо законодательных органов, что обусловливается принципом суверенного равенства государств. Во-вторых, процесс договорного нормообразования все чаще сталкивается с непреодолимыми политическими трудностями. Так, международным сообществом до сих пор не выработаны унифицированные принципы признания государств, отсутствует единый подход к пониманию терроризма и т. д. По сравнению с международным договором международный обычай является более гибким регулятором межгосударственных отношений, не требующим согласования политических воль государств.
Так, важнейшие нормы и принципы международного морского права, международного торгового права, международного гуманитарного права, права международных договоров, дипломатического и консульского права имеют обычно правовой характер.
Большинство исследователей, принадлежащих к романо-германской правовой семье, еще 15-20 лет назад скептически относились к международному обычаю. В работах того периода говорилось об устаревании международного обычая, доказывалась гипотеза о том, что кодификация и прогрессивное развитие международного права неизбежно приведут к замене обычного права договорным. Помимо этого, существовало мнение о том, что обычное международное право находится в состоянии кризиса [1, с.183].
Однако такая позиция признается не всеми. Так, известный российский ученый проф. И. И. Лукашук отмечает, что воплотившие результаты кодификации конвенции содействовали росту роли обычного права, ускорили его формирование [2, с. 114]. Доказательством повышения значимости международного обычая является тот факт, что Международный Суд ООН ссылается на обычное право почти во всех своих решениях.
П. 1 «б» ст. 38 Статута Международного Суда ООН закрепил общепризнанное нормативное определение понятия «обычай». Под международным актам понимается «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Вышеуказанная формулировка была подвергнута широкой критике со стороны многих исследователей, но тем не менее ее важность для науки международного права трудно переоценить. Эта статья подтверждает признание государствами международного обычая в качестве одного из основных источников международного права.
И. И. Лукашук справедливо отмечает, что среди источников международного права не установлена иерархическая структура норм: обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.
Обычные нормы составляют фундамент международно-правовой системы - общее международное право, которое распространяет свое действие на всех субъектов международного права. Международный Суд ООН исходит из того, что общее международное право - это обычное право [3]. Что же касается международно-правовой литературы, то в ней это мнение является доминирующим [4, с. 50].
Исходя из вышесказанного, международной акт представляет значительный интерес для казахстанской юридической науки. Более того, включение международных обычаев в правовую систему Казахстана обусловлено равнозначностью международного договора и обычая и необходимостью исполнения Республикой Казахстан своих международно-правовых обязательств.
Закрепление международного акта в качестве источника права в истории права независимого Казахстана связано с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик и новой Общей частью ГК РК.
Так, К. А. Алимжан отмечает, что впервые в новейшей юридической практике Казахстана обычай был официально признан источником права в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., где встречаются ссылки на обычаи делового оборота, а также на «признаваемый СССР международный обычай» (ст. 156) [5].
Впоследствии обычай был легализован в качестве источника права Конституционным Законом РК «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, в преамбуле которого говорится: «Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права ...» [6].