Миграция населения и ее влияние на трудовые ресурсы.

Важную роль в воспроизводстве трудовых ресурсов играют миграционные процессы. В силу объективных и субъективных причин какая-то часть населения, и в том числе трудовые ресурсы, находится в движении, связанном с переменой места жительства или работы. Это так называемое механическое (территориальное) движение населения, трудовых ресурсов – его миграция. Характер таких перемещений неодинаков. Одни из них – единичные, разовые, другие – частные, но бессистемные, третьи – систематические.

В последние годы роль миграции в формировании численного и качественного состава населения и трудовых ресурсов России, их распределении значительно возросла. С нарастанием тенденций депопуляции населения в России и ряде соседних стран, неравномерности в развитии экономики процесс миграции стал для некоторых регионов России определяющим в восполнении трудовых ресурсов.

Под миграцией в узком смысле слова понимают переселение, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований, завершающееся сменой постоянного места жительства; в широком смысле – это всякое (независимо от цели, регулярности и продолжительности) перемещение по различным причинам людей через границу тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Лица, совершающие такие перемещения, называются мигрантами.

Миграционное движение трудовых ресурсов – это совокупность всех перемещений экономически активного населения из одной территории в другую, как временных переездов, так и постоянных переселений. Она определяет территориальное размещение трудовых ресурсов всего населения, заселенность территорий, вносит существенный вклад в изменение численности и качественного состава населения и трудовых ресурсов территории.

С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: межгосударственную или внешнюю (по отношению к стране, из которой выезжает население) и внутреннюю (то есть миграцию внутри страны).

Выезд из одной страны в другую называется эмиграцией, а въезд из-за рубежа в страну – иммиграцией. Соответственно людей, выезжающих из страны, называют эмигрантами, а въезжающих в страну – иммигрантами.

Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную. Добровольная миграция населения – осознанное самими перемещающимися лицами решение, которое, в свою очередь, может быть обусловлено демографическими мотивами (вступление в брак, связанный с переездом; съезд с родителями или детьми и др.); экономическими соображениями (более привлекательные социально-бытовые условия, труд в избранной области, уровень его стимулирования и др.); причинами политического, этнического, медицинского и другого характера.

Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, не зависящими от мигрантов причинами. Среди этих причин можно назвать: государственное отселение или переселение (связанное со строительством и т.д.); военные действия; экологические и иные катастрофы и чрезвычайные происшествия; политические и этнические конфликты.

Среди вынужденных мигрантов особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим социально-экономическими проблемами.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Различают возвратную (временную) и безвозвратную (постоянную) миграцию населения. Возвратная (временная) миграция предполагает возвращение мигранта через какое-то время или периодически к прежнему месту постоянного жительства, безвозвратная (постоянная) такое возвращение исключает. По способу реализации миграция может быть индивидуальной (самостоятельной), осуществляемой силами и средствами самих мигрантов, и организованной, осуществляемой с помощью государственных или общественных органов или организаций. Особенно велика роль государства и общественных организаций, в том числе и международных, в регулировании движения населения в условиях стихийных бедствий, войн, этнических конфликтов.

С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).

Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией. В зависимости от характера перемещения трудовую миграцию подразделяют на периодическую, сезонную и маятниковую.

Периодическая миграция (эпизодическая) – это перемещение мигрантов, вызванное какими-то периодически возникающими обстоятельствами, с возвращением их к постоянному месту жительства. Сезонная миграция населения – перемещение мигрантов на период сезона в другую местность. Маятниковая миграция населения носит, как правило, местный (в пределах одной области, города или приграничных городов соседних областей) характер и связана с ежедневным (или один раз в два-три дня) челночным передвижением части населения к месту учебы, службы или работы и обратно.

Вышеприведенное структурирование миграции населения не является исчерпывающим и может быть расширено за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обуславливающих. Изучение структуры миграции дает возможность рассмотреть ее формы, виды, подвиды, их соотношение и особенности. Для оценки масштабов миграции, ее анализа и прогнозирования используют систему конкретных показателей, характеризующих миграцию населения. К основным из них относятся:

– масштабы выбытия – число человек, выбывших из рассматриваемого административно-территориального образования (страны, региона) в определенный период;

– масштабы прибытий – число человек, прибывших в рассматриваемое административно-территориальное образование (страну, регион) за определенный период;

– сальдо миграции или чистая миграция – разница между числом прибытия и числом выбытия, то есть чистый результат миграции населения по рассматриваемому административно-территориальному образованию (стране, региону) в анализируемом периоде. Сальдо миграции может быть положительным, называемым еще притоком, и отрицательным – оттоком. Сальдо, или приток, – отток населения в конкретной местности за определенный период, может выражаться как в относительных показателях (на 100 или 1000 жителей), так и в абсолютных величинах;

– общая миграция или валовая миграция – сумма числа прибытий и выбытий в административно-территориальном образовании (стране, регионе) за какой-то период;

– удельный вес выбытий (прибытий) – процентное отношение числа выбывших (прибывших) в конкретный период в рассматриваемом административно-территориальном образовании (стране, регионе) к средней численности населения на данной территории за этот период времени.

Большое значение, как в процессе анализа уровня и состояния миграции населения, так и в ходе прогнозных расчетов приобрели сведения о половозрастном и национальном составе мигрантов, источниках средств их существования (особенно это касается беженцев и вынужденных переселенцев), образовательном уровне, состояния в браке, экономической активности, месте предыдущего жительства и т.п.

Перемещение населения или механическое его движение оказывает заметное влияние на географию населения, экономику регионов. Это обусловлено изменением численности и плотности населения, показателей его воспроизводства, состава и возрастной структуры, то есть переменой всей демографической обстановки, как в местах выбытия, так и в местах прибытия.

При изучении миграции населения часто используется термин миграционный поток.Это совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках того или иного административно-территориального образования.

В современной России выделяют пять основных миграционных потоков: 1) вынужденную миграцию (рассмотрена выше); 2) внешнюю миграцию; 3) внешнюю трудовую миграцию; 4) незаконную миграцию; 5) внутреннюю миграцию.

Изучение миграции населения, включая трудовые ресурсы, по выделенным миграционным потокам позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть это весьма значительное явление в экономике.

Внешняя миграция населения в Российской Федерации состоит из двух потоков: эмиграции и иммиграции. В потоке эмигрантов из Российской Федерации различают три основных группы:

– уезжающие на постоянное место жительства;

– выезжающие в поисках временной работы за границей и возвращающиеся по истечении срока договора (внешняя трудовая миграция);

– выезжающие за рубеж по частным приглашениям, на учебу, в туристические поездки, на отдых.

В настоящее время эмиграция в России носит свободный характер. В современных условиях выезд населения Российской Федерации за границу становится острой проблемой, так как среди выезжающих значительную часть составляют высококвалифицированные специалисты разных профессий, ученые, творческая интеллигенция. Из России выезжают, в основном, в Германию, Израиль, США, Польшу, Канаду. Наряду с эмиграцией нарастает поток иммигрантов в Россию из Китая, КНДР, Вьетнама, Польши, Югославии (в основном, на заработки), а также из Эфиопии, Афганистана, Сирии, Турции с целью использовать территорию Российской Федерации для въезда в другие страны мира. Представители этих стран работают в строительстве, торговле, промышленности, сельском хозяйстве. Более выраженный характер носит иммиграция в Россию из стран ближнего зарубежья – бывших республик СССР (Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Молдовы).

В течение 2005 года увеличение миграционного прироста было отмечено практически со всеми государствами-участниками СНГ и странами Балтии (за исключением Кыргызстана, Грузии и Туркмении). Наряду с этим Белоруссия по-прежнему остается единственным государством, с которым у России сохраняется отрицательное сальдо миграции.

В Челябинской области в 2005 году иностранная рабочая сила привлекалась из 34 стран мира. Доля трудящихся из стран СНГ в общей численности иностранной рабочей силы в 2005 году составила 66,1% (табл. 2.7), что на 3,2% больше, чем в 2004 году. Доля иностранной рабочей силы в общей численности экономически активного населения области составляет 0,7% и не оказывает негативного влияния на существующий рынок труда.

Таблица 2.7

Распределение иностранных граждан по странам происхождения и отраслям экономики за 2005 г. (Челябинская область), чел.

Отрасль Всего работавших В т.ч. страны бывшего СССР
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Торговля и общественное питание
Транспорт и связь
Другие отрасли
Всего

Увеличилось число иностранцев, занятых в торговле и общественном питании, что составило 15% от общего числа привлеченной иностранной силы, в строительстве (37,4%), сельском хозяйстве (10,4%). Большая часть иностранных граждан привлекается к работе по трудовым договорам (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Распределение иностранных граждан по формам трудоустройства

за 2005 год (Челябинская область)

Форма трудоустройства Число занятых
Привлечено по трудовым договорам
Привлечено по гражданско-правовым договорам
Привлечено для работы в качестве руководящего персонала

Необходимо отметить, что из-за сохраняющейся нелегальной иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, в том числе с криминогенными проявлениями, рабочей силой из соседних государств.

Въезд и выезд немалой части мигрирующих по России граждан Российской Федерации и других стран – бывших республик СССР осуществляется зачастую с нарушением установленных российским законодательством норм и правил. Одни мигранты таким путем ищут временную работу, убежище в России, другие пытаются использовать ее территорию для выезда в третьи страны. Этот вид миграции называется незаконной или скрытой (неконтролируемой) миграцией.

Незаконная миграция – въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. Незаконная миграция во многом обусловлена падением уровня жизни в странах-участницах СНГ, а также «прозрачными границами» Российской Федерации и недостаточно совершенной правовой базой.

Сложное экономическое положение России, снижение жизненного уровня, растущая безработица и падение престижа целого ряда профессий и специальностей инженерного и научного труда во многом предопределили рост внешней трудовой миграции. Возросли масштабы утечки из России «мозгов» и талантов. За рубежом пользуются спросом российские математики, физики, химики, программисты, медики и некоторые другие специалисты. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 миллионов человек в год.

Часть организаций, занимающихся направлением людей на работу за рубеж, не имеют разрешений на этот вид деятельности, что приводит к ущемлению прав российских трудящихся-мигрантов. Поэтому в Российской Федерации введена система лицензирования деятельности организаций, занимающихся международным трудовым обменом, а также квотирование привлекаемой иностранной рабочей силы.

Внутренняя миграция является основным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Она состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков. Отсутствие постоянных заработков и льгот в северных районах и в иных осваиваемых территориях России, прекращение финансирования ряда государственных программ, свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах переориентировали потоки мигрантов в места первоначального проживания, обжитые районы страны.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что выезжают в основном наиболее активные в миграционном отношении лица трудоспособного возраста.

Составной частью внутренней миграции является сельско-городская миграция (перемещение жителей деревни в город или из города в сельскую местность). Ухудшение социально-экономической ситуации в городе вследствие обострения отношений занятости населения, роста коммунальных платежей, падения уровня жизни горожан оказали сдерживающее воздействие на миграцию населения из деревни в город.

Таким образом, миграционная ситуация в России на современном этапе характеризуется следующими показателями:

– продолжается процесс возврата населения из территорий Европейского севера и Северо-Востока страны к прежнему месту жительства;

– снижается миграция из сельской местности в город, а в отдельных регионах происходит ее переориентация – из города в сельскую местность;

– сохраняется значительная эмиграция россиян в развитые страны мира;

– не прекращается процесс частичнонеконтролируемой иммиграции из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Для Челябинской области миграция населения до недавнего времени являлась существенным фактором, компенсирующим сокращение численности, происходящее за счёт естественных причин. Так, в 1995-2005 годы сокращение численности населения области было почти в три раза меньше, чем могло бы быть, из-за довольно значительного миграционного притока населения из стран СНГ, в основном из Казахстана. До последних лет Челябинская область имела хорошие коэффициенты миграционного прироста в сравнении с общероссийскими, а также с территориями, входящими в Уральский федеральный округ[37]. В конце 90-х годов коэффициент миграционного прироста был выше, чем в каждой из областей Уральского региона и превышал российский уровень более чем в 2 раза.

Динамика общих итогов миграции по Челябинской области представлена в табл. 2.9.

Таблица 2.9.

Миграция населения Челябинской области в динамике

(1995 – 2006 гг.)[38]

Все население

Годы По итогам годовых разработок Итоги миграции скорректированные Росстатом Коэффициент миграционного прироста (убыль) (на 10000 человек населения
Прибыло Выбыло Миграцион­ный прирост (убыль)
27,0
20,6
51,5
45,3
27,4
21,7
0,6
-1592 -1381 -3,8
-3345 -2209 -6,2
-3254 -2201 -6,2
2,3
4,0

Южный Урал по приему мигрантов из-за пределов страны занимает ежегодно 10-15-е место в России, в том числе из Казахстана – 5-6-е место.

Пик притока мигрантов в область наблюдался в 1997-1998 годах. Естественная убыль населения покрывалась миграционным приростом в эти годы соответственно на 118,7 и 118,1%. С 1999 года произошёл резкий спад миграции населения в нашу область. В 2001 году миграционный прирост покрывал естественную убыль населения уже лишь на 1,7%, а в 2002-2004 гг. миграционный прирост сменился миграционной убылью. В 2005 году ситуация изменилась: миграционный поток вновь стал поло­жи­тельным, то есть число приезжающих в область превысило число выезжающих за её пределы.

В условиях международной открытости российской экономики и возможного увеличения массового высвобождения работников из производства, роста безработицы все более актуальной становится проблема внешней трудовой миграции населения. Нерегулируемый, в том числе и правовыми нормами, приток иностранной рабочей силы может существенно обострить проблему безработицы. В то же время регулируемый выезд российских граждан за рубеж может способствовать смягчению последствий миграции. Поэтому существует необходимость государственного, прежде всего, на законодательном уровне, регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Особую значимость приобретает внутренняя миграция населения России в период реформирования экономики. Вследствие внутренней миграции происходит определенное изменение плотности заселения отдельных территорий с соответствующим изменением нагрузки (повышением или понижением) на социальную инфраструктуру и уровень занятости. Население с Севера возвращается в основном в районы Центрально-Европейской части Российской Федерации, где впервые за послевоенный период сложился стабильный миграционный прирост. Стал заметным приток населения в районы, в которых ранее наблюдалась постоянная эмиграция: Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский.

Приток экономически активного населения в европейскую часть России можно оценивать как положительное явление, способствующее улучшению возрастной структуры населения этих районов, так какона была нарушена из-за значительного оттока молодежи в предыдущие десятилетия. С другой стороны, такой приток мигрантов создает дополнительные проблемы, связанные с трудоустройством, обеспечением жильем и услугами сферы социальной инфраструктуры.

Социально-экономическая сфера страны, как никогда ранее, ощущает приток мигрантов вследствие бесконтрольного пребывания граждан ближнего зарубежья, приезжающих в Россию в рамках безвизового въезда.

В настоящий момент Россия становится импортером рабочей силы, что требует усиления контроля ее использования со стороны государства в целях защиты национального рынка труда. Особо остро стоят проблемы мигрантов из зон стихийных бедствий и катастроф.

Вышеизложенные особенности и последствия миграции населения создают трудности для реализации иммиграционного контроля, в обеспечении своевременной помощи мигрирующему населению. Стихийность миграции, во многом негативные ее последствия для рынка труда, общества и государства в целом обуславливают необходимость управления этим процессом.

В основе осуществления государственного управления миграцией населения находится миграционная политика Российской Федерации. Ее целью является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение уровня негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды ресурсов потребляются в общественном производстве?

2. В чем сущность категории «трудовые ресурсы» как экономической, как планово-учетного показателя и меры трудового потенциала?

3. Кто и когда впервые применил в отечественной научной литературе понятие «трудовые ресурсы»?

4. Чем отличаются понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

5. Какие группы населения входят в трудовые ресурсы?

6. Что такое трудоспособный возраст? Его границы в РФ? Каким документом они определяются?

7. Считаете ли вы необходимым увеличить верхнюю границу трудоспособного возраста исходя из средней продолжительности жизни, результатов реализации национальных проектов в РФ?

8. Какие критерии используются для выделения трудовых ресурсов из всего населения?

9. Что такое «воспроизводство трудовых ресурсов»?

10. Какие фазы воспроизводства трудовых ресурсов рассматриваются в экономической литературе?

11. Что такое «формирование трудовых ресурсов», из чего оно складывается?

12. Какие факторы влияют на формирование трудовых ресурсов?

13. Каковы источники формирования трудовых ресурсов?

14. Какие основные показатели характеризуют количественный и качественный состав трудовых ресурсов?

15. Что такое «распределение трудовых ресурсов»? Виды его?

16. Факторы, обуславливающие распределение трудовых ресурсов.

17. В чем сущность стадии использования трудовых ресурсов?

18. Условия, влияющие на использование трудовых ресурсов.

19. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

20. Основные элементы управления трудовыми ресурсами.

21. Что такое «объект управления» и «субъект управления» в системе управления трудовыми ресурсами?

22. Основные задачи, решаемые в процессе управления трудовыми ресурсами.

23. Основные функциональные подсистемы управления трудовыми ресурсами.

24. Что такое «баланс трудовых ресурсов»? Какова его структура?

25. Какие виды миграции вам известны?

26. Кто такие «вынужденные переселенцы» и «беженцы»?

27. Какие основные показатели миграции вы знаете?

28. Что характерно для трудовой миграции в Челябинской области?

29. Плюсы и минусы трудовой миграции для «отправляющей» и «принимающей» стран.

30. Что может и должно решить государство, осуществляя миграционную политику в современной России?

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Наши рекомендации