Управление трудовыми ресурсами.
Эффективность процессов воспроизводства трудовых ресурсов во многом определяется тем, как осуществляется управление ими.
Управление трудовыми ресурсами – это сознательное, целенаправленное воздействие государственных органов и других институтов управления трудом на социальные, экономические, трудовые отношения с целью получения желаемых результатов в формировании, распределении, обмене и использовании трудовых ресурсов.
Любой процесс управления, в том числе и управления трудовыми ресурсами, состоит из ряда элементов, основными из которых являются:
– субъект управления, или управляющий
– объект управления, или управляемый;
– механизм управления, включающий совокупность принципов, средств, методов, рычагов, стимулов управленческого воздействия;
– прямая связь между субъектом и объектом или распорядительная информация;
– обратная связь между ними или исполнительная информация.
Таблица 2.5
Структура численности занятых в экономике России
и некоторых зарубежных стран по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)
Вид экономической деятельности | Россия[28] | Страны вне СНГ | Страны СНГ | ||||
Великобритания | Германия | США | Швеция | Казахстан | Украина | ||
Всего | |||||||
В том числе по видам экономической деятельности | |||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 9,5 | 1,2 | 2,3 | 1,6[29] | 2,1 | 32,2 | 19,42 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,2 | 0,05 | 0,01 | … | 0,02 | 0,2 | … |
Добыча полезных ископаемых | 1,9 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 2,5 | 19,7[30] |
Обрабатывающие производства | 17,8 | 13,5 | 22,8 | 11,8 | 16,1 | 7,5 | … |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3,0 | 0,6 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 2,3 | … |
Строительство | 6,8 | 7,7 | 6,8 | 7,7 | 5,7 | 5,7 | 4,6 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 15,6 | 15,5 | 14,0 | 15,0 | 12.6 | 14,3 | 20,2[31] |
Гостиницы и рестораны | 1,8 | 4,4 | 3,4 | 6,6 | 2,9 | 1.2 | … |
Транспорт и связь | 9,1 | 6,8 | 5,5 | 4,2 | 6,3 | 7,3 | 6,8 |
Финансовая деятельность | 1,5 | 4,2 | 3,6 | 5.0 | 2,1 | 0,9 | 1,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 6,2 | 11,3 | 9,2 | 12,3 | 12,9 | 4,0 | 4,7 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 7,1 | 6,9 | 8,1 | 4,6 | 5,83 | 4,6 | 5,0 |
образование | 9,3 | 9,1 | 5,7 | 8,7 | 11,2 | 9,5 | 8,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 7,0 | 12,0 | 11,4 | 12,0 | 16,2 | 4,5 | 6,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 3,2[32] | 5,6 | 5,4 | 9,4[33] | 5,1[34] | 3,3 | 3,9 |
Функционирование вышеназванных элементов определяется государственной политикой с использованием законодательной и нормативной базы, разработанной на ее основе. Все это представляет собой систему управления (рис. 2.4.).
Рис. 2.4. Схема системы управления трудовыми ресурсами
Под объектом управления в системе управления трудовыми ресурсами понимают демографические, социально-экономические и другие отношения по поводу формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.
В качестве субъекта управления выступают органы государственной власти и другие институты управления трудом на различных уровнях, как в общественном, так и в частном секторах экономики (рис. 2.5).
Цели управления трудовыми ресурсами:
– обеспечение конституционных прав человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
– поиск наиболее рациональных путей формирования, распределения, обмена и использования трудовых ресурсов.
Основные задачи, решаемые в процессе управления трудовыми ресурсами:
– создание условий для формирования трудовых ресурсов необходимого количества и качества, развитие у них мотивации к труду;
– своевременное удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах необходимого количества и качества;
– обеспечение полной рациональной занятости трудоспособного населения;
– определение перспективных ориентиров воспроизводства трудовых ресурсов.
К функциям управления трудовыми ресурсами относятся следующие:
– профессиональные ориентация, подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
– планирование и прогнозирование воспроизводства и использования трудовых ресурсов;
– распределение и перераспределение трудовых ресурсов;
– выявление резервов эффективного использования трудовых ресурсов;
– информационное обеспечение населения, служб по управлению персоналом организаций и занятости;
– контроль реализации задач управления трудовыми ресурсами.
Важное место в механизме управления трудовыми ресурсами занимают функциональные подсистемы, которые подразделяются на основные и обеспечивающие.
Основные функциональные подсистемы –это характерные для любого вида управления подсистемы, включающие:
– планирование и прогнозирование;
– организацию деятельности;
– координацию управленческих воздействий;
– мотивацию;
– учет, контроль и анализ существующей системы и ее элементов.
Планирование и прогнозирование – это разработка планов, прогнозов, программ и мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
Организация – это формирование организационной структуры, установление порядка функционирования системы и обеспечение ее работоспособности.
Координация – это деятельность, направленная на обеспечение согласования управленческих действий субъектов системы управления.
Мотивация – это выбор и осуществление экономических и моральных стимулов и условий, способствующих активизации творческого поиска персоналом эффективных путей реализации управленческих функций.
Учет, контроль и анализ – это накопление данных о функционировании системы, проверка и рассмотрение эффективности функционирования отдельных элементов и подсистем, анализ и выработка предложений по их совершенствованию.
Обеспечивающие подсистемы – это характерные для любого вида управления подсистемы: кадровая, научно-методическая, правовая, финансовая, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания, связи, информационного обеспечения и др.
Кадровая подсистема связана с работой по подготовке, переподготовке, подбору и расстановке кадров системы управления трудовыми ресурсами.
Научно-методическая подсистема обеспечивает разработку форм и методов профессиональной ориентации, отбора, консультаций, подготовки и переподготовки работников; проведения исследований и др.
Правовая подсистема предусматривает нормативно-правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу реализации конституционных прав граждан на труд.
Финансовая подсистема – это комплекс мер по обеспечению бюджетного и иных источников финансирования планов, программ и мероприятий по управлению трудовыми ресурсами.
Для осуществления управленческой деятельности по реализации конкретно поставленной цели действует механизм управления, представляющий совокупность органов управления, использующих определенные принципы, средства, методы, рычаги и стимулы управленческого воздействия.
Под принципами управления трудовыми ресурсами понимают общие, устойчивые правила сознательной деятельности управленческих кадров в процессе управления воспроизводством, формированием и использованием трудовых ресурсов.
Средства – финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение функционирования механизма управления трудовыми ресурсами.
В процессе управления трудом важное место занимают методы управления, под которыми понимают способы целевого воздействия со стороны субъекта управления на управляемый объект. Применительно к механизму управления трудовыми ресурсами под методами понимают способы управления всеми стадиями воспроизводства трудовых ресурсов.
Все методы, применяемые в процессе управления, подразделяются условно на следующие основные группы: административно-распорядительные, социально-экономические, социально-психологические.
В дореформенный период в России, как и в СССР, управление процессами воспроизводства трудовых ресурсов было составной частью управления трудом и составляло органичную часть системы планового управления экономикой.
Основным инструментом являлась разработка на всех уровнях различных видов балансов трудовых ресурсов и рабочих мест.
Под балансом рабочих мест и трудовых ресурсов понимается система показателей, характеризующая соотношение среднегодового количества рабочих мест и трудовых ресурсов по всем видам занятости, разрабатываемая в территориальном и отраслевом разрезах.
Ежегодные балансовые разработки в области труда в России ведутся с 1920-х годов. Академик С.Г. Струмилин осуществил широкую программу научных исследований в этой области и предложил в качестве основной задачи планирования подготовку ежегодных проектов общего перспективного баланса народного хозяйства по плановому использованию и распределению труда. В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов является одним из важнейших рычагов в решении проблем, связанных с рациональным размещением ресурсов труда. С переходом к рыночной экономике разработка баланса трудовых ресурсов не потеряла своей актуальности. Однако используемая в настоящее время форма баланса трудовых ресурсов требует корректировки. В качестве основного аргумента выдвигается необходимость учета новых форм и видов занятости, новых категорий работающих, показателей безработицы, новых форм миграции и т.д. Например, безработица – это необходимый для экономики резерв. Такие резервы существуют и по многим другим товарам (стратегические запасы, резервные мощности), и без них более или менее устойчивое развитие экономики не гарантируется. Но такой фактор, как труд, не может резервироваться в обычном смысле этого слова.
Для предпринимателя излишек рабочей силы снижает производительность труда, увеличивает издержки производства. Способность к труду – это «скоропортящийся товар». Безработный очень быстро утрачивает свою квалификацию, производственные и социальные навыки. Для поддержания его в нормальном состоянии требуются значительные затраты, связанные с оплатой его текущих расходов, создания условий для смены места и вида деятельности, повышения квалификации и т.д. Все эти моменты должны быть учтены при составлении баланса[35].
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей – ресурсной и распределительной.
Ресурсная часть характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования.
Распределительная часть показывает распределение на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных групп (табл. 2.6).
Источники информации о распределении трудовых ресурсов:
– сведения предприятий и организаций о численности занятых;
– данные материалов обследования населения по проблемам занятости;
– данные органов государственной службы занятости о численности официально зарегистрированных безработных;
– данные учебных заведений о численности обучающихся на дневной форме обучения.
Таблица 2.6
Баланс трудовых ресурсов в среднем за 2005 год по Челябинской области[36]
№ п/п | Человек | |
Численность трудовых ресурсов | ||
в том числе: | ||
трудоспособное население в трудоспособном возрасте | ||
иностранные трудовые мигранты | ||
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике | ||
в том числе: | ||
лица старше трудоспособного возраста | ||
подростки | ||
Распределение численности трудовых ресурсов | ||
1. Среднегодовая численность занятых в экономике | ||
(сумма строк с 08, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 30, 31, 32, 33, 38, 39) | ||
в том числе: | ||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | ||
в том числе: | ||
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях | ||
лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области | ||
Рыболовство, рыбоводство | ||
Добыча полезных ископаемых | ||
Обрабатывающие производства | ||
Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и воды | ||
в том числе: | ||
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | ||
Сбор, очистка и распределение воды | ||
Строительство | ||
Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | ||
Гостиницы и рестораны | ||
Транспорт и связь | ||
в том числе: | ||
транспорт | ||
связь | ||
Финансовая деятельность | ||
Окончание табл. 2.6 | ||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | ||
в том числе: | ||
операции с недвижимым имуществом | ||
аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования | ||
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий | ||
научные исследования и разработки | ||
Предоставление прочих видов услуг | ||
Государственное управление и обеспечение военной безопасности обязательное социальное обеспечение | ||
Образование | ||
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | ||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | ||
в том числе: | ||
удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность | ||
деятельность общественных объединений | ||
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | ||
Предоставление персональных услуг | ||
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства | ||
Деятельность экстерриториальных организаций | - | |
2. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы | ||
3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и др. население | ||
В процентах к трудовым ресурсам | 18,2 |
Баланс трудовых ресурсов и их распределение может строиться как для России в целом, так и для отдельных регионов. Различные группировки, используемые в балансе трудовых ресурсов, позволяют дать широкую социально-экономическую характеристику трудовых ресурсов с точки зрения как занятости в экономике, так и неиспользованного резерва ресурсов.
В настоящее время роль балансов трудовых ресурсов и рабочих мест принижена.