Управление трудовыми ресурсами проекта.

В общем случае, человеческие ресурсы проекта − это совокупность профессиональных, деловых, личностных качеств участников проекта и членов команды проекта и их возможностей (влияния, «веса», связей и т.п.), которые могут быть использованы при осуществлении проекта. Трудовые ресурсы являются частью человеческих ресурсов, рассматриваемых как измеряемый ресурс в проекте.

Персонал − это конкретные индивидуумы, частью которых является их квалификация, исполнение функционально-должностных обязанностей и прочее, что описывается в рамках штатного расписания проекта.

Когда говорим о современном менеджменте человеческими ресурсами и персоналом, то имеем в виду управление не измеряемыми величинами.

Планировать можно то, что поддается измерению. В рамках организационного планирования проекта проводится расчет требующихся для его осуществления трудовых ресурсов.

В этом случае, определяются и планируются сроки и длительность использования (загрузка, трудозатраты) менеджеров и специалистов.

Также определяется стоимость привлекаемых трудовых ресурсов, исходя из их квалификации, потребностей и возможностей проекта, видов работ (пакетов работ), соответствующей рыночной или нормативной стоимости их работ (услуг) и прочее. Производится также назначение персонала на определенные работы (пакеты работ) и/или направления работ.

Во всех специализированных программных продуктах (ПП) по управлению проектами используются блоки по управлению штатом и трудовыми ресурсами с хорошими коммуникационными возможностями для совместной работы персонала по проекту.

К достаточно распространенным и поддерживаемым на российском рынке ПП относятся как «большие» мультипроектные профессиональные системы − PrimaVera Planner 3.0, Open Plan Professional, так и менее «большие» − Microsoft Project 2000, Sure Track Manager 2.0. В рамках подсистем по управлению персоналом в этих ПП имеются хорошие возможности для планирования и использования привлекаемых к проекту специалистов, как его измеряемого ресурса. Но этого недостаточно.

Для проекта важно понимание границ применимости программных продуктов в области управления человеческими ресурсами: там, где речь идет об «управлении человеком», как измеряемым ресурсом, то использование специализированных программных продуктов по управлению проектами достаточно.

В проектах, в которых человеческий фактор имеет решающее значение, ориентация только на управление «трудовыми ресурсами» и «штатом» без учета организационной и профессиональной культур, индивидуальных особенностей членов команд и других плохо идентифицируемых и измеряемых характеристик команд, часто приводит к конфликтам, трудностям «на ровном месте» и неуспеху всего проекта.

20. Нормативная база управления проектами на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Современный мир меняется очень быстро. В соответствии с заданным темпом жизни должны модернизироваться также предприятия и государственные структуры. Необходимые перемены, как правило, осуществляют с помощью проектов − основы развития организаций. На их выполнение в настоящее время в разных отраслях экономики расходуется до четверти мирового ВВП (валовый внутренний продукт).

В настоящее время о необходимости внедрения проектного управления в органах власти говорится на всех уровнях власти. Проектное управление в государственном секторе становится важнейшей составляющей управления в госорганах.

Активности ключевых министерств в области проектного управления:

Управление трудовыми ресурсами проекта. - student2.ru

Вместе с тем, Аппарат Правительства РФ занимается развитием проектного управления и тиражированием олимпийского опыта по управлению проектами. Обучением регионов проектному управлению занимается Агентство стратегических инициатив.

Ведущее место в развитии проектных принципов при управлении государственными проектами занимают Агентство стратегических инициатив, Сбербанк России, РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), и, безусловно, пилотные площадки, разделенные на 2 уровня решением Совета по внедрению проектного управления в органах власти Министерства экономического развития РФ. Пилотные площадки первого уровня – это Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Минпромторг РФ, Пермский край, Белгородская и Ярославская области. К площадкам второго уровня отнесены Томская, Пензенская, Ульяновская и Вологодская области. Что касается многочисленных проектов по формированию электронного правительства и информационного общества в России, большинство из них находится в пределах компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций и реализуется силами Ростелекома. К слову, данные проекты составляют основную часть инноваций в государственном управлении.

Нормативно-правовая база управления проектами в РФ:

1 Распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти»;

2 ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;

3 ГОСТ Р 54871–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»;

4 ГОСТ Р 54870–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»;

5 ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту».

В российской практике существуют прецеденты успешного внедрения проектных принципов управления проектами в региональных органах власти и государственных корпорациях, а также опыт создания проектных офисов. Это создает базу для анализа и выработки типовых подходов проектного управления в государственном управлении.

Отметим, что в пилотных регионах имеются все необходимые для этого условия, в том числе есть квалифицированные кадры для реализации проектов и опыт внедрения отдельных элементов проектного управления.

Так, в Белгородской области проектные офисы созданы не только на уровне субъекта, но и в муниципальных образованиях, проработана нормативная база, а госпрограммы рассматриваются как портфели проектов с четкими показателями эффективности. Что касается формирования организационной структуры проектов, то обычно создается группа управления и рабочая группа проекта на базе исполнителя проекта. Внедрением системы управления проектами уполномочен заниматься департамент кадровой политики Белгородской области, а основным исполнителем является отдел организации проектного управления (проектный офис). На стадии инициации проекта заявка инициатора регистрируется в департаменте кадровой политики. После чего на отраслевых экспертных комиссиях коллегиально принимается решение о будущем проекте. В случае если решение положительное, принимается общая концепция реализации проекта и происходит планирование всего проекта, которое отражается в установленных формах − паспорте проекта и плане управления проектом.

Трудно игнорировать тот факт, что современное проектное управление трудно представить себе без использования информационных инструментов реализации проектов. Поэтому все проекты регистрируются в базе системы общего электронного документооборота «Электронное правительство Белгородской области»,при помощи которой по контрольным точкам отслеживается весь ход реализации каждого проекта. В базе работают все органы исполнительной власти как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Как показывает опыт Белгородской области, проектный подход позволяет увязать результативность деятельности государственных служащих с их материальным и моральным стимулированием. Кроме того, обеспечивает оптимальное распределение временных, человеческих и материальных ресурсов, способствует повышению уровня качества межведомственного взаимодействия для достижения общего и понятного всем результата. Внедрение проектного управления позволяет сокращать время выполнения работ на 20-50 % и при этом минимизирует перерасход бюджетных средств.

Проектный подход может быть использован как оптимальный инструмент при реализации проектов государственно-частного партнерства. В Томской области реализуется масштабный проект − «ИНО Томск 2020» (создание центра образования, исследования и разработок), что требует эффективной координации всех участников — органов власти, университетов, крупного бизнеса, государственных корпораций, на основе проектного подхода.

Наши рекомендации