Управление трудовыми ресурсами

Эффективность процессов воспроизводства трудовых ресурсов во многом определяется тем, как осуществляется управление ими.

Управление трудовыми ресурсами – это сознательное, целенаправленное воздействие государственных органов и других институтов управления трудом на социальные, экономические, трудовые отношения с целью получения желаемых результатов в формировании, распределении, обмене и использовании трудовых ресурсов.

Любой процесс управления, в том числе и управления трудовыми ресурсами, состоит из ряда элементов, основными из которых являются:

– субъект управления, или управляющий

– объект управления, или управляемый;

– механизм управления, включающий совокупность принципов, средств, методов, рычагов, стимулов управленческого воздействия;

– прямая связь между субъектом и объектом или распорядительная информация;

– обратная связь между ними или исполнительная информация.

Таблица 2.5

Структура численности занятых в экономике России

и некоторых зарубежных стран по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

Вид экономической деятельности Россия[28] Страны вне СНГ Страны СНГ
Велико­британия Германия США Швеция Казахстан Украина
Всего
В том числе по видам экономической деятельности              
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,5 1,2 2,3 1,6[29] 2,1 32,2 19,42
Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,05 0,01 0,02 0,2
Добыча полезных ископаемых 1,9 0,3 0,3 0,4 0,1 2,5 19,7[30]
Обрабатывающие производства 17,8 13,5 22,8 11,8 16,1 7,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,0 0,6 0,8 0,8 0,6 2,3
Строительство 6,8 7,7 6,8 7,7 5,7 5,7 4,6
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 15,6 15,5 14,0 15,0 12.6 14,3 20,2[31]
Гостиницы и рестораны 1,8 4,4 3,4 6,6 2,9 1.2
Транспорт и связь 9,1 6,8 5,5 4,2 6,3 7,3 6,8
Финансовая деятельность 1,5 4,2 3,6 5.0 2,1 0,9 1,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,2 11,3 9,2 12,3 12,9 4,0 4,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 7,1 6,9 8,1 4,6 5,83 4,6 5,0
образование 9,3 9,1 5,7 8,7 11,2 9,5 8,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,0 12,0 11,4 12,0 16,2 4,5 6,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,2[32] 5,6 5,4 9,4[33] 5,1[34] 3,3 3,9


Функционирование вышеназванных элементов определяется государственной политикой с использованием законодательной и нормативной базы, разработанной на ее основе. Все это представляет собой систему управления (рис. 2.4.).

Управление трудовыми ресурсами - student2.ru

Рис. 2.4. Схема системы управления трудовыми ресурсами

Под объектом управления в системе управления трудовыми ресурсами понимают демографические, социально-экономи­ческие и другие отношения по поводу формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

В качестве субъекта управления выступают органы государственной власти и другие институты управления трудом на различных уровнях, как в общественном, так и в частном секторах экономики (рис. 2.5).

Цели управления трудовыми ресурсами:

– обеспечение конституционных прав человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

– поиск наиболее рациональных путей формирования, распределения, обмена и использования трудовых ресурсов.

Управление трудовыми ресурсами - student2.ru

Управление трудовыми ресурсами - student2.ru

Основные задачи, решаемые в процессе управления трудовыми ресурсами:

– создание условий для формирования трудовых ресурсов необходимого количества и качества, развитие у них мотивации к труду;

– своевременное удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах необходимого количества и качества;

– обеспечение полной рациональной занятости трудоспособного населения;

– определение перспективных ориентиров воспроизводства трудовых ресурсов.

К функциям управления трудовыми ресурсами относятся следующие:

– профессиональные ориентация, подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

– планирование и прогнозирование воспроизводства и использования трудовых ресурсов;

– распределение и перераспределение трудовых ресурсов;

– выявление резервов эффективного использования трудовых ресурсов;

– информационное обеспечение населения, служб по управлению персоналом организаций и занятости;

– контроль реализации задач управления трудовыми ресурсами.

Важное место в механизме управления трудовыми ресурсами занимают функциональные подсистемы, которые подразделяются на основные и обеспечивающие.

Основные функциональные подсистемы –это характерные для любого вида управления подсистемы, включающие:

– планирование и прогнозирование;

– организацию деятельности;

– координацию управленческих воздействий;

– мотивацию;

– учет, контроль и анализ существующей системы и ее элементов.

Планирование и прогнозирование – это разработка планов, прогнозов, программ и мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

Организация – это формирование организационной структуры, установление порядка функционирования системы и обеспечение ее работоспособности.

Координация – это деятельность, направленная на обеспечение согласования управленческих действий субъектов системы управления.

Мотивация – это выбор и осуществление экономических и моральных стимулов и условий, способствующих активизации творческого поиска персоналом эффективных путей реализации управленческих функций.

Учет, контроль и анализ – это накопление данных о функционировании системы, проверка и рассмотрение эффективности функционирования отдельных элементов и подсистем, анализ и выработка предложений по их совершенствованию.

Обеспечивающие подсистемы – это характерные для любого вида управления подсистемы: кадровая, научно-методичес­кая, правовая, финансовая, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания, связи, информационного обеспечения и др.

Кадровая подсистема связана с работой по подготовке, переподготовке, подбору и расстановке кадров системы управления трудовыми ресурсами.

Научно-методическая подсистема обеспечивает разработку форм и методов профессиональной ориентации, отбора, консультаций, подготовки и переподготовки работников; проведения исследований и др.

Правовая подсистема предусматривает нормативно-право­вое регулирование отношений, складывающихся по поводу реализации конституционных прав граждан на труд.

Финансовая подсистема – это комплекс мер по обеспечению бюджетного и иных источников финансирования планов, программ и мероприятий по управлению трудовыми ресурсами.

Для осуществления управленческой деятельности по реализации конкретно поставленной цели действует механизм управления, представляющий совокупность органов управления, использующих определенные принципы, средства, методы, рычаги и стимулы управленческого воздействия.

Под принципами управления трудовыми ресурсами понимают общие, устойчивые правила сознательной деятельности управленческих кадров в процессе управления воспроизводством, формированием и использованием трудовых ресурсов.

Средства – финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение функционирования механизма управления трудовыми ресурсами.

В процессе управления трудом важное место занимают методы управления, под которыми понимают способы целевого воздействия со стороны субъекта управления на управляемый объект. Применительно к механизму управления трудовыми ресурсами под методами понимают способы управления всеми стадиями воспроизводства трудовых ресурсов.

Все методы, применяемые в процессе управления, подразделяются условно на следующие основные группы: административно-распорядительные, социально-экономические, социально-психологические.

В дореформенный период в России, как и в СССР, управление процессами воспроизводства трудовых ресурсов было составной частью управления трудом и составляло органичную часть системы планового управления экономикой.

Основным инструментом являлась разработка на всех уровнях различных видов балансов трудовых ресурсов и рабочих мест.

Под балансом рабочих мест и трудовых ресурсов понимается система показателей, характеризующая соотношение среднегодового количества рабочих мест и трудовых ресурсов по всем видам занятости, разрабатываемая в территориальном и отраслевом разрезах.

Ежегодные балансовые разработки в области труда в России ведутся с 1920-х годов. Академик С.Г. Струмилин осуществил широкую программу научных исследований в этой области и предложил в качестве основной задачи планирования подготовку ежегодных проектов общего перспективного баланса народного хозяйства по плановому использованию и распределению труда. В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов является одним из важнейших рычагов в решении проблем, связанных с рациональным размещением ресурсов труда. С переходом к рыночной экономике разработка баланса трудовых ресурсов не потеряла своей актуальности. Однако используемая в настоящее время форма баланса трудовых ресурсов требует корректировки. В качестве основного аргумента выдвигается необходимость учета новых форм и видов занятости, новых категорий работающих, показателей безработицы, новых форм миграции и т.д. Например, безработица – это необходимый для экономики резерв. Такие резервы существуют и по многим другим товарам (стратегические запасы, резервные мощности), и без них более или менее устойчивое развитие экономики не гарантируется. Но такой фактор, как труд, не может резервироваться в обычном смысле этого слова.

Для предпринимателя излишек рабочей силы снижает производительность труда, увеличивает издержки производства. Способность к труду – это «скоропортящийся товар». Безработный очень быстро утрачивает свою квалификацию, производственные и социальные навыки. Для поддержания его в нормальном состоянии требуются значительные затраты, связанные с оплатой его текущих расходов, создания условий для смены места и вида деятельности, повышения квалификации и т.д. Все эти моменты должны быть учтены при составлении баланса[35].

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей – ресурсной и распределительной.

Ресурсная часть характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования.

Распределительная часть показывает распределение на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных групп (табл. 2.6).

Источники информации о распределении трудовых ресурсов:

– сведения предприятий и организаций о численности занятых;

– данные материалов обследования населения по проблемам занятости;

– данные органов государственной службы занятости о численности официально зарегистрированных безработных;

– данные учебных заведений о численности обучающихся на дневной форме обучения.

Таблица 2.6

Баланс трудовых ресурсов в среднем за 2005 год по Челябинской области[36]

№ п/п   Человек
Численность трудовых ресурсов
  в том числе:  
трудоспособное население в трудоспособном возрасте
иностранные трудовые мигранты
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике
  в том числе:  
лица старше трудоспособного возраста
подростки
  Распределение численности трудовых ресурсов  
1. Среднегодовая численность занятых в экономике
  (сумма строк с 08, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 30, 31, 32, 33, 38, 39)  
  в том числе:  
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
  в том числе:  
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области
Рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и воды
  в том числе:  
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
Сбор, очистка и распределение воды
Строительство
Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
  в том числе:  
транспорт
связь
Финансовая деятельность
 
Окончание табл. 2.6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
  в том числе:  
операции с недвижимым имуществом
аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
научные исследования и разработки
Предоставление прочих видов услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности обязательное социальное обеспечение
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
  в том числе:  
удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
деятельность общественных объединений
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
Предоставление персональных услуг
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
Деятельность экстерриториальных организаций -
2. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы
3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и др. население
  В процентах к трудовым ресурсам 18,2

Баланс трудовых ресурсов и их распределение может строиться как для России в целом, так и для отдельных регионов. Различные группировки, используемые в балансе трудовых ресурсов, позволяют дать широкую социально-экономическую характеристику трудовых ресурсов с точки зрения как занятости в экономике, так и неиспользованного резерва ресурсов.

В настоящее время роль балансов трудовых ресурсов и рабочих мест принижена.

Наши рекомендации