С «теорией официальной народности».
ПСЗ,
т. XXXII,
№ 24975.
Только в 1892
Году была
Установлена
Ответственность за
Шпионаж в мирное
Время.
Статья 274
В отличие от предыдущей статьи здесь пропаганда не содержитпризыва к восстанию, а ограничивается лишь критикойсуществующего строя.
Статьи 275—282
Статьи 275, 276, 278—282 рассматривают государственную измену и преступления против государственного суверенитета России (именуемого народным правом)"5.
Ответственность за измену была известна предшествовавшему законодательству. Соборное уложение 1649 года, Артикул воинский понимали под изменой, главным образом, действия, выражавшиеся в оказании помощи неприятелю (в условиях военных действий), и разглашение военной тайны.
Свод законов (т. XV) в ст. 226 определял государственную измену значительно подробнее, но тоже как изменнические действия, совершенные во время войны. Так, ответственность устанавливалась за обнаружение умысла: предать государство или передать часть его внешнему неприятелю, спровоцировать войну, сообщить неприятелю сведения о состоянии армии, внутреннем положении государства, вести тайную переписку с неприятелем, сотрудничать с неприятельскими шпионами, сдать город, крепость, порт, корабли и т. п. неприятелю, перейти на сторону неприятеля, распространять манифесты и объявления неприятеля. При этом Свод законов делал ссылки на Соборное уложение, Артикул воинский, Полевое уложение 1812 года"ь и некоторые другие акты.
Уложение 1845 года следует в основном этому же направлению и предусматривает ответственность за различные случаи содействия неприятелю. Так, значительная часть важнейшей ст. 275 посвящена изменническим действиям, совершенным в условиях войны. Но в отличие от предшествующего законодательства ответственность устанавливается теперь и за действия, совершенные в мирное время (ст. 275, пп. 1, 2, 4, 5; ст. 278; ст. ст. 281, 282). Ответственность за шпионаж предусматривает-
« 117
ся только в условиях воины
Статья 276 является продолжением ст. 275 и устанавливает наивысшую меру наказания за государственную измену — лишение всех прав состояния и смертную казнь. Ее дополняет ст. 277, относящаяся ко многим составам государственных преступлений, дававшая право дополнительно применять к лицам, виновным в совершении государственной измены, конфискацию родового и благоприобретенного имущества.
Статья 278 определяет (в отличие от ст. 275, п. 3) ответственность за передачу государственной тайны иностранным государствам не в условиях войны.
Статьи 279, 280 говорят об ответственности за тайную переписку с правительствами иностранных государств и с подданными государств, не состоящих в военных действиях с Россией, но находящихся в неприязненных с ней отношениях. Речь идет об ответственности за действия, совершенные без цели причи-
нить вред государству и его интересам, при этом ст. 280 допускает неосторожную вину.
Статьи 281, 282 предусматривают (впервые в истории российского законодательства) ответственность за действия, которые могли привести к разрыву отношений с дружественным государством или осложнению дипломатических отношений с ним.
Следует отметить, что в Уложении государственные преступления, в том числе объединенные в комментируемых статьях, не получили достаточно четкого юридического определения. Установленные тяжкие наказания не всегда соответствовали тяжести содеянного и мере участия отдельных лиц в совершении преступления.
Раздел четвертый
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОСТУПКАХ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Свод законов не очень четко формулировал преступления против порядка управления. Система их расположения в законе не соответствовала тяжести и значимости преступлений. Так, на первом месте стояли «поношение присутственных мест и должностных лиц», «препятствия в обнародовании законов». Затем устанавливались наказания за сочинение и распубликование подложных указов, распространение вредных слухов, пасквилей и подметных писем. И только после указанных шли наиболее опасные — непослушание и сопротивление властям, запрещенные сходбища, незаконные и тайные общества, незаконное оставление отечества, взлом тюрем, незаконное освобождение преступников и возмущение против законом установленных властей. Уложение о наказаниях усовершенствовало систему преступлений против порядка управления, однако и здесь она не свободна от недостатков.
Раздел четвертый Уложения объединяет самые разные по значимости и опасности составы преступлений. В него включены деяния, противные порядку управления вообще, неповиновение власти, сопротивление распоряжениям правительства, создание противозаконных обществ, неповиновение законным постановлениям, распоряжениям и требованиям властей, самовольный захват власти и проявление к ней неуважения и многое другое. В этом же разделе содержатся преступные деяния, препятствующие осуществлению правосудия и деятельности полицейских властей. Преступные деяния, направленные против порядка управления, но совершенные должностными лицами, чиновниками, входят в другой раздел «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной. Система расположения материала лишена достаточной четкости». Важная с точки зрения законодательства глава об ответственности за создание противоправительственных обществ дана не в начале раздела, а после главы о похищении документов и прочего из присутственных мест"8.
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
Исследователи законодательства и судебной практики
отмечали
казуальность,
сложность и
запутанность этого
раздела, противоречивость
его норм,
несоразмерность
санкций тяжести
содеянного. — См.:
Очерк
существенных отличий нового
уголовного Уложения от действующего
Уложения
о наказаниях.
В кн.: Новое
уголовное Уложение,
1903. М, 1903,
с. XLI.
Законодательство
первой половины
XIX века
Глава первая Статьи 283—290
Статьи определяют наказания за массовые беспорядки. Закон требовал самого жестокого наказания для главных виновных (в преступлениях, совершенных без предварительного сговора) и для зачинщиков и подстрекателей заранее подготовленных выступлений. Ответственность устанавливается и за восстание с намерением воспрепятствовать обнародованию постановлений и распоряжений правительства, или не допустить исполнение этих постановлений, или принудить власти к совершению незаконных действий.
Закон предусматривает умышленную форму вины. Наказание для главных виновных, зачинщиков и подстрекателей — лишение всех прав состояния и каторга (для лиц, не изъятых от телесных наказаний, — плети без определения числа ударов). Для других участников наказания несколько мягче (например, лишение всех особенных, как лично, так и по состоянию присвоен^ ных, прав и преимуществ и ссылка на житье в Сибирь, с заключением от 2 до 3 лет, с применением телесных наказаний; заключение в смирительном доме от шести месяцев до одного года и некоторые другие). Разница в наказаниях довольно существенна. Казуальность, нечеткость формулировок закона давала су-дебно-административным органам широкие возможности выбора той или иной репрессии.
Статья 288 приравнивает к восстанию против властей и всякое выступление крепостных крестьян против помещиков, а государственных крестьян — против органов сельского управления. В случае (ст. 289), если восстание против властей имело своим последствием причинение смерти или поджог, виновные подвергались самому тяжкому после смертной казни наказанию — лишению всех прав состояния и бессрочной каторге, а для лиц, не изъятых от наказаний телесных, — еще и наказанию плетьми и клеймению.
Статья 290 освобождала от ответственности участников противодействия властям, подчинившихся требованию властей прекратить выступление. Это положение не распространялось на зачинщиков и подстрекателей — они наказывались, но слабее по сравнению со ст. ст. 284—286.
Статьи 291—293
Статьи наказывают за противодействие исполнению постановлений государственных органов и должностным лицам. В зависимости от конкретных обстоятельств совершения этих действий (оказано ли сопротивление с оружием, было ли применено насилие или была лишь реальная угроза насилия в отношении чиновника) закон устанавливает различные по тяжести наказания — от лишения всех прав состояния и каторги до заключения в тюрьме от трех месяцев до двух лет.
Статьи 294—295
Статья 294 устанавливает наказание за преступление, которое должно бы находиться в разделе «О преступлениях и проступ-
ках против постановлений о повинностях государственных и земских», так как предполагает уклонение от выполнения повинностей (государственных или общественных). Но статья говорит и об отказе исполнять распоряжение властей, т. е. о составе преступления против порядка управления. Состав преступления, предусмотренный ст. 295, отличается только особенностями субъекта.
Статьи 296—300
Статьи 296, 297 устанавливают наказание за подстрекательство к противодействию и сопротивлению властям. В ст. 297 фактически речь идет о наказуемом приготовлении к совершению преступления и о хранении писем, сочинений, содержащих призыв к сопротивлению. С учетом реальных последствий преступных действий закон устанавливал наказание — от лишения всех прав состояния и каторги (с наказанием плетьми для лиц, не изъятых от наказаний телесных) до кратковременного ареста от трех дней до трех недель и даже просто выговора в присутствии суда. Две следующие статьи предусматривают конкретные случаи сопротивления властям, а ст. 300 — самоуправство. Последняя интересна тем, что говорит об установлении наказания по совокупности.
Глава вторая
Глава содержит нормы, свидетельствующие о значительно возросшей по сравнению с предшествующим законодательством уголовно-правовой охране бюрократического и полицейского аппарата России. Ранее законодательству были известны лишь некоторые составы, включенные в комментируемый раздел, — подделка печатей письменных актов, срывание, порча, уничтожение правительственных указов и распоряжений"9.
Артикул воинский и Соборное уложение 1649 года рассматривали и фальшивомонетчество как преступление против порядка управления. В Уложении 1845 года ответственность за указанный состав преступления содержится в разд. VII —О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны. Ранее в раздел о преступлениях против порядка управления входили и преступления против суда — лжесвидетельство и лжеприсяга . Но Уложение перенесло указанные составы в разд. II — О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений. Это объяснялось тем, что законодатель видел в них прежде всего преступления против религии, подрывающие веру в бога.
Значительное расширение числа составов преступлений против различных представителей административно-полицейского аппарата связано и с его ростом, и с усилением его влияния, значимости. Царизм видел в неповиновении требованиям чиновников, полицейских проявление антиправительственных настроении. Видимо, в связи с этим настоящая глава была включена в раздел о преступлениях против порядка управления. Но в главе содержатся преступления очень разные по тяжести и значимости их.
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
119 См.: Артикул
воинский,
гл. XXII.—
Российское
законодательство
X — XX веков,
т. 4, с. 364. Еще
меньше подобных
составов было
в Соборном
уложении
1649 г. —
ст. ст. 1—4,
гл. IV.—
Российское
законодательство
X — XX веков,
т. 3, с. 91.
См.: Артикул
воинский,
гл. XXII,
ст. ст. 196—
198. — Российское
законодательство
X — XX веков,
т. 4, с. 363.
Законодательство
первой половины
XIX века
Статьи 301—304
Статья 301 формулирует хорошо известный законодательству России состав преступления — порчу, уничтожение, искажение правительственных указов. Наказание устанавливалось в зависимости от того, совершены ли действия умышленно или без умысла (в пьянстве, по невежеству). Как тяжкое преступление против порядка управления рассматривалось повреждение гербов и официальных надписей, памятников (ст. ст. 302, 303). Особый состав преступления (наказываемый значительно мягче по сравнению с вышеуказанными) — срыв и истребление объявлений местного начальства и полиции (ст. 304).
Статьи 305—307
Статьи наказывают составителей и распространителей писем, сочинений, содержащих оскорбительные суждения относительно действий чиновников различных рангов, недозволенные (но, видимо, не содержащие критики, оскорбительных суждений) суждения о постановлениях и действиях правительства.
Статья 308
Статья наказывает за своеобразное соучастие (точнее, прикосновенность) во всех отмеченных выше преступлениях, но очень мягко.
Статьи 309—316
Статьи устанавливают ответственность за различные формы оскорблений, нанесенных чиновникам или правительственным учреждениям. Эти оскорбительные действия могли выражаться в неуважении к правительственному учреждению, высказанному письменно или устно, в оскорблении словом или действием.
Статья 311 рассматривает как неуважение к государственному органу подачу жалобы на судебное или иное решение во второй или третий раз (в случае признания безосновательности первого или второго обжалования).
Статья 314 устанавливает наказуемость (видя в этом выражение неуважительного отношения к правительственным местам) оскорбления в официальном месте не чиновника, а находившегося там частного лица.
Глава третья Статьи 317—318
Статьи говорят о присвоении власти. Отмечается, что совершенное присвоившим власть действие не должно содержать состава другого преступления, — в противном случае наказание устанавливалось по правилам о совокупности. Субъектами данного преступления являются частные лица, не чиновники.
Статьи 319—322
Статьи устанавливают ответственность за составление подложных указов императора или подчистку, изменение содержания этих указов и использование их в преступных целях. Наказание— самое суровое после смертной казни: лишение всех
прав состояния и бессрочная каторга (дополнительно — наказание плетьми и наложение клейм для лиц, не изъятых от наказаний телесных). Даже в случае неиспользования подложно составленного или измененного указа и явки с повинной виновный наказывался почти так же жестоко (с заменой каторги ссылкой на поселение в Сибирь). Несколько меньшие наказания устанавливались в случаях совершения тех же действий, но относительно указов Сената, официальных бумаг министерств и главных управлений, губернских правлений, других правительственных и судебных учреждений. Статьи составлены казуально. Тяжесть наказания зависела от предмета преступления, большей или меньшей значимости подделанного или исправленного документа.
В качестве субъекта преступления закон указывает частных лиц, а не чиновников, не должностных лиц государства. Последние за подделку документов (подлог) отвечали по статьям, включенным в раздел V — «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной».
Статьи 323—326
Статьи 323—325 говорят об ответственности частных лиц за подделку печатей и штемпелей правительственных учреждений. В зависимости от предмета преступления (государственная печать, печать учреждения и т. п.), его значимости наказание могло быть меньшим или большим. Фактически и в этих статьях речь идет о подделке (подлоге) документов. Статья 325 рассматривает изготовление фальшивой печати и как приготовление к совершению преступления (если мастеру была известна цель изготовления), и как самостоятельный состав преступления. Согласно ст. 326, если в случае подделки указа, внесения в официальные бумаги изменений невиновное лицо было привлечено к ответственности и понесло уголовное наказание, виновный в подлоге нес тяжкое наказание — лишение всех прав состояния и каторга (дополнительно — телесные наказания для лиц, не изъятых от наказаний телесных). Суровость наказания свидетельствует о том, что тяжесть содеянного законодатель видел не в причинении ущерба отдельному лицу, а в нарушении порядка. Статья 325 содержит ссылку на том 11 Свода законов — «Общее учреждение губернское».
Ст
Статья 327
атья рассматривает подлог как средство для совершения Другого преступления. В этом случае действовал принцип определения наказаний по совокупности преступлений.
Статья 328
Статья устанавливает наказание за подделку значительно менее важных документов — справок о болезни, о бедности, хорошем поведении (необходимых для получения вспомоществования, льгот по уплате податей и т. п.).
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
По
'Дделка документов, подлог рассматриваются крайне казу-
358 ально, помимо разд. IV, во многих других разделах Уложения:
.законодательство в разд. V «О преступлениях и проступках по службе государ-первой половины „ vl, ,~.
XIX века ственнои и общественной», в разд. VII«О преступлениях и
проступках против имущества и доходов казны», в разд. VIII«О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния»; в разд. IX«О преступлениях и проступках против законов о состояниях»; в разд. XII«О преступлениях и проступках против собственности частных лиц».
Статья 329
Статья отличается от предшествующих совершенно особым составом преступления — разглашение служебной тайны. В случае особо негативных последствий ответственность наступала по ст. 1311121 разд. VIII.
Статья 1311
предусматривает
ответственность за
публикацию без
дозволения
цензуры
сочинения,
изображения,
принадлежащих к
числу тех, о которых упомянуто в ст. ст. 267, 273, 274,296,305—307,
т. е. в статьях, устанавливающих
наказания за
государственные
преступления
и преступления
против порядка
управления.
Кроме
воровства-кражи Уложение 1845 года знало воровство-мошенничество (ст. 2128), сохраняя терминологию,
принятую в
законодательстве
XVIII века.
Глава четвертая
Глава определяла очень разные по составу преступления, причем ее статьи сформулированы крайне казуально.
Статья 330
Статья устанавливает наказание за похищение или истребление официальных бумаг или вещественных доказательств, произведенные с целью затруднить проведение следствия. Если документы, вещественные доказательства относились к преступлению, за которое закон устанавливал наиболее тяжкое наказание (лишение всех прав состояния), то содеянное должно было рассматриваться как соучастие, пособничество совершению этого преступления, а не как самостоятельный состав преступления. Соответственно увеличивалось и наказание. Состав преступления по ст. 330 с большим основанием можно отнести к преступлениям против правосудия.
Статьи 331—332
Статьи содержат иной состав преступления — истребление или повреждение печатей, поставленных по распоряжению правительственных или судебных учреждений. Цель указанных действий не пояснена. Похищение вещей, сопутствовавшее указанным действиям, рассматривалось как другой состав преступления — воровство-кража со взломом.
Статья 333
Статья говорит о разных по тяжести составах преступления. В первой ее части речь идет об истреблении и повреждении межевых и пограничных знаков. Цель преступных действий не обозначена. Вторая часть статьи определяет совершенно иной состав — государственную измену, совершенную путем истребления или повреждения пограничных знаков с целью передачи части территории иностранному государству. Статья содержит отсылку к ст. 276— о государственной измене.
Статья 334
Статья содержит составы преступлений, в большей мере относящиеся к разделу «О нарушении правил, установленных для сохранения путей сообщения»1 . (Формулирование составов очень нечеткое. Вина предусмотрена умышленная, но возможные мотивы преступных действий в первой части статьи непонятны. Если же эти мотивы были связаны с целью подвергнуть разрушению, потоплению какое-либо имущество, то наказание должно было быть определено именно как за покушение на повреждение чужой собственности. Кроме того, закон требовал и возмещения убытков.
Глава пятая Статьи 335—340
Статьи трактуют о различных случаях незаконного освобожденияили побега заключенных.
Статья 341
Статья, по существу, близка к предыдущей, только здесь речь идет не о ссылке, а высылке за границу. Наказание поэтому не слишком большое.
Статьи 342—343
Статьи предусматривают наказания за нарушение административного режима, установленного для лиц, состоявших под надзором полиции.
Статьи 344—346
Статьи рассматривают разные случаи помощи беглым преступникам — от активного воспрепятствования властям в поимке беглого до простого укрывательства. Укрывательство осужденного наказывалось по-разному, в зависимости от тяжести наложенного на него наказания.
Глава шестая Статьи 347—353
Статьи посвящены ответственности за создание и участие в разного рода тайных обществах. Наказывались и основатели обществ, и члены их, а также лица, знавшие и не сообщавшие о них правительству.
Статья 347 квалифицирует деяния основателей и членов обществ, созданных с целью подрыва политического строя, как государственные преступления и устанавливает наказания со ссылками на ст. ст. 264, 271, 272. Помещение данной статьи в раздел преступлений против порядка управления не позволяло Царскому правительству в полной мере применять по указанным в ней составам особый порядок судопроизводства, предусмотренный для дел о государственных преступлениях. Необходимость усиления борьбы с тайными обществами привела к принятию в марте 1867 года нового закона о тайных обществах " , который, с одной стороны, более четко, а с другой — более широко сформулировал ответственность за создание обществ, имевших
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных
Статья 1642
входила именно
в этот раздел.
ПСЗ 2-е,
т. XLII, отд. 1-е,
№ 44402.
Законодательство
первой половины
XIX века
не только политический, но и социальный, нигилистический, атеистический характер. Была также установлена ответственность для обществ, дозволенных правительством, но уклонившихся от обозначенной в разрешении цели. Репрессиям подлежали все, как говорилось в законе, преследующие вредную для государственного благоустройства и общественной нравственности цель сборища, собрания, сходбища, товарищества, кружки, артели и т. п. В Уложении 1903 года ответственность за создание тайных обществ, имеющих политический характер, предусмотрена в гл. 3 «О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома» и в гл. 5 «О смуте».
Статьи 349, 350 устанавливают ответственность за организацию тайных обществ, не преследовавших целей, обозначенных в ст. 347, т. е. подрыва политического строя, но тем не менее воспрещенных правительством. Наказанию подвергалось и недонесение об этих обществах.
Предоставление помещения (ст. 351), в случае если цели тайного общества были известны предоставившему, наказывалось как участие в тайном обществе (по ст. ст. 347—349), если же нет — то наказание было значительно меньшим.
Статья 353 устанавливает наказания за нарушение существовавшего разрешительного порядка образования любого общества, правительством не воспрещенного и не имевшего цели, противной порядку, спокойствию и нравственности.
Глава седьмая Статьи 354—357
Глава определяет наказания за нарушение установленного в России разрешительного порядка выезда за границу. Право поступления на службу в иностранном государстве, дарованное российскому дворянству еще Жалованной грамотой дворянству 1785 года, вошедшей без изменений в том IX Свода законов, могло быть реализовано лишь с разрешения правительственных властей. Вопросы въезда и выезда решались Третьим отделением Собственной его императорского величества канцелярии и Министерством внутренних дел. Устав о паспортах (ст. ст. 436, 466 т. XIV Свода законов) устанавливал сроки заграничных паспортов от 5 до 7 лет.
Статья 354 квалифицирует недозволенное оставление отечества с поступлением на службу к иностранному правительству или с переходом в иностранное подданство как тяжкое преступление, наказывавшееся лишением всех прав состояния и вечным изгнанием из пределов России. Наказанию подлежали также лица (ст. ст. 355, 356), не вернувшиеся в Россию по вызову правительства, нарушившие сроки разрешенного пребывания за границей. Статья 357 карала подстрекательство к переселению за границу. Подстрекательство, обращенное к военнослужащим или отдаваемым в рекруты, каралось более строго — лишением прав состояния и ссылкой в Сибирь на поселение, а для лиц, не изъятых от наказаний телесных, — наказанием плетьми.
Раздел пятый
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОСТУПКАХ
ПО СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И ОБЩЕСТВЕННОЙ
Настоящий раздел устанавливает ответственность за должностные преступления и проступки. Общим объектом посягательства такого рода правонарушений в советской уголовно-правовой науке признается нормальная деятельность государственного аппарата . У русских дореволюционных криминалистов не было единства взглядов по этому вопросу. В первой половине XIX века большинство юристов, как русских, так и западноевропейских, в качестве объекта должностных преступлений усматривали служебный долг. Видимо, и составители Уложения стояли на тех же позициях. Об этом, в частности, свидетельствует объединение в одном разделе должностных преступлений и дисциплинарных проступков. В конце XIX — начале XX века в русской юридической науке начинает преобладать доктрина, отрицающая наличие единого объекта у всех преступлений по службе. Так, по мнению В. В. Еси-пова, «фактическое значение объекта преступления при превышении и бездействии власти настолько обширно и разнообразно, что обнимает собою все возможные блага»126. М. А. Лозина-Лозинский заявлял, что ему «не приходит в голову ни одно должностное преступление, которое принципиально по своему объекту отличалось бы от общих преступлений»12'. Редакционная комиссия по составлению Уголовного уложения 1903 года также склонялась к этой точке зрения, выдвигая в качестве отличительных признаков должностных преступлений, наряду с особым субъектом, не объект, а способ совершения преступления, т. е. его объективную сторону. В. Н. Ширяев, признавая, что «значительно большая часть должностных преступлений заключает посягательства на блага общие, доступные для всех, но учиняемые с помощью особого способа, вытекающего из занимаемого виновным особого положения», приходит к выводу: «Объектом должностных преступлений, следовательно, будут те правовые блага, распоряжаться которыми должностное лицо может в силу предоставленной ему законом компетенции»128.
Несмотря на расхождения во взглядах на объект посягательства должностных преступлений, русские дореволюционные юристы были едины в оценке их особой общественной опасности: «Так как должностные лица являются органами власти, действуют от лица государства, то правонарушения, ими совершаемые, получают особое значение. Они больше, чем правонарушения частных лиц, подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка: они более непосредственно отзываются на интересах всего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода
Уложение
О наказаниях
Уголовных и
Исправительных
Курс советского
уголовного права,
т. VI. М„
1971, с. 13.
Есипов Вл.
Превышение и
бездействие власти
по русскому праву.
СПб., 1892, с. 52.
Лозина-Лозинский М. А.
Служебные
провинности и
дисциплинарные
взыскания. —
Право, 1900,
с. 947
Ширяев В. Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим
учением
о должностных
преступлениях.
Ярославль, 1916,
с. 178
Законодательство
первой половины
XIX века
129 Коркунов Н. М.
Русское государственное
право, т. 11. СПб., 1892, с. 552.
Соображения Государственной
канцелярии об основных началах уголовного судопроизводства. — Журнал Государственного совета, 1862, №65, с. 24.
Муравьев Н. В.
Об уголовном
преследовании
должностных лиц
за преступления
по службе. —
Юридический
вестник, 1879, кн. 2,
с. 576.
Ширяев В. Н. Указ. соч., с. 1.
Маркс К..,
Энгельс Ф. Соч.,
т. 1, с. 278.
правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц»129.
На необходимость беспристрастного и строгого преследования служебных преступлений и проступков указывала Государственная канцелярия, комментируя проект нового уголовного судопроизводства: «Когда те самые органы государственной власти, которые установлены для охранения силы законов и общественного порядка, подают пример беззакония и непорядка, тогда возникает неуважение к властям и нравственная распущенность, при которой государство колеблется в самых его основаниях» '. Не менее интересны, и в данном случае справедливы, высказывания на этот счет известного реакционного судебного деятеля, в конце XIX — начале XX века министра юстиции, Н. В. Муравьева: «Почти безошибочно можно сказать, что всякое преступление по должности, независимо от своих ближайших конкретных последствий, производит и в общей сфере государственных, общественных и индивидуальных интересов некоторые разрушительные результаты: в известном размере, до известной степени оно всегда подрывает доверие к представителям власти, дискредитирует их в общественном мнении, умаляет уважение, которым они должны пользоваться и без которого немыслима успешная служебная деятельность, а главное — способствует образованию и поддержанию в обществе взгляда на закон, применяемый и охраняемый должностными лицами, как нечто такое, что очень строго и требовательно по принципу, но очень свободно и легко обходится и нарушается в действительности»131. Столь же красноречив в этом вопросе и В. Н. Ширяев, предостерегавший: «Если массовое проявление общей преступности способно вызвать и породить общественную тревогу, то развитие и умножение должностных преступлений может быть рассматриваемо как общественное бедствие»132.
Однако пусть эти гневные обличения должностных преступлений не создадут впечатления, будто самодержавие вело с ними решительную борьбу. Напротив, именно в России они расцвели ядовитым цветом, ибо самодержавие как никакая другая власть предполагает бесправие народа и всевластие полиции и чиновничества. Впрочем, как указывал К. Маркс, личные грехи чиновников — мелочь по сравнению с грехами самой государственной организации, иерархию которой подрывают должностные преступления: «Иерархия карает чиновника, поскольку он грешит против иерархии или поскольку он совершает такой грех, который иерархии не нужен, но она берет его под свою защиту всякий раз, когда сама иерархия совершает грех в его лице»133. Классической формой такой «защиты» являлась система административной гарантии, господствовавшая в Российской империи в период действия Уложения о наказаниях. Она была закреплена в Своде законов 1832 года, а впоследствии воспринята и творцами Судебных уставов 1864 года. В соответствии с этой доктриной, на возбуждение уголовного преследования против должностного лица необходимо согласие его начальства, оно же, а не органы суда и прокуратуры, после окончания следствия решало вопрос о предании обвиняемого суду или прекращении
уголовного дела; кроме того, по делам о должностных преступлениях существовала привилегированная подсудность.
Несмотря на то что в русской юридической литературе неоднократно приводились убедительные доводы в пользу отмены каких бы то ни было поблажек и преимуществ для преступников по должности, они сохранялись в России до 1917 года. Интересно, что Н. В. Муравьев, изучив западноевропейский опыт, в одной из своих научных работ сделал вывод: «Административная гарантия единогласно признается на Западе несправедливою и ненужною. Она несправедлива потому, что деятельность закона и правосудие суда обеспечиваются только равенством их для всех, а следовательно, и для лиц, облеченных должностной властью. Она не нужна потому, что чиновника преступного его начальство не может и не должно укрывать даже во имя своей административной независимости и своих административных интересов, а невинного сумеет отличить, без постороннего вмешательства, сам суд, снабженный для этого всеми средствами человеческого ведения и разумения»134. Став же министром юстиции и генерал-прокурором, он не только не воспользовался своим правом законодательной инициативы для подготовки и принятия соответствующего закона об отмене административной гарантии, но нередко и сам вынужден был закрывать глаза на должностные злоупотребления во имя ведомственных и правительственных интересов. Статьи, обличающие несправедливость и незаконность административной гарантии, появлялись в печати и позже, например ряд статей К. Д. Анциферова135, однако они отнюдь не препятствовали росту должностной преступности, а вместе с ней — практике «иерархической защиты» и даже судебной защиты провинившихся чиновников, выражавшейся в большом числе оправдательных приговоров и применении минимальных мер наказания по делам о должностных преступлениях. Тот же Н. В. Муравьев констатировал, что строгие наказания, установленные во многих статьях раздела V Уложения о наказаниях, на практике применялись крайне редко. Так, «из общего количества приговоренных за служебные преступления приговаривается к уголовным наказаниям только 0,3%»136. По подсчетам Муравьева, в 1872—1876 гг. по этой категории дел было вынесено 60% оправдательных приговоров, т. е. примерно в два раза больше, чем по общим преступлениям. Причем, «по важнейшим из таких дел, т. е. по тем из них, которые рассматривались с участием присяжных заседателей, процент оправдательных приговоров достигает также высокой цифры — около 57,5%»137. Эта тенденция сохранялась и в начале XX века. А. Ф. Кони отмечал, что «с 1906 по 1911 год репрессия все слабела, а служебные преступления все умножались. Они увеличились в некоторых округах в четыре раза, в других в пять, в третьих в шесть раз» 8. О фактической безответственности чиновников за преступления по службе писал в 1917 году И. И. Евстихеев: «Можно сказать, что «легче верблюду пройти через игольное ушко», чем обвинить должностное лицо и заставить его понести заслуженное возмездие за совершение им преступления по службе»139. Он так характеризовал бюрократию самодержавного режима: «Все дозволялось этой разнузданной
Уложение
о наказаниях
уголовных и
исправительных