Теория официальной народности.

... Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих

она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный в церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. ... Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие существования России. ... Спасительное убеждение, что Россия живет и сохраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. ... и третье: ... народность. ... Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования. ... (Из доклада министра народного просвещения С. С. Уварова Николаю I).

... Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании. ... Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и тем отпустила нас в опасную дорогу Запада ...

Второе чувство ... есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории ... Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему.

... Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенность в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. В этом чувстве таится причина нашей нерешимости продолжать литературное развитие с изнемогающим Западом; в этом чувстве мощная преграда всем его искушениям; об это чувство разбиваются все частные безплодные усилия наших соотечественников привить к нам то, что нейдет к русскому уму и к русскому сердцу; это чувтво есть мера прочного успеха наших писателей в истории литературы и образования. ... Этим чувством роднятся и действуют заодно обе наши столицы, и то, что замышлено в северной, проходит через Москву. ... Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности. ... В гибельные эпохи переломов и крушений, какие представляет история человечества, провидение посылает в лице иных народов силу хранящую и соблюдающую: да будет же такою силою Россия в отношении к Западу ! (С. П. Шевырев. "Взгляд русского на современное образование". )

Материалы по истории СССР ... М. , 1991. С. 225-228.

3. 2. П. Я. Чаадаев. "Философические письма" (Письмо первое)

... мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет

традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. ...

Сначала-дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности. . ... Окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство, - вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздал бы его пред вами живо и картинно. Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. ...

Годы ранней юности, проведенные нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль; но обособленные странной судьбой от всемирного движения, мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода. Между тем именно на этих идеях основывается жизнь народов; из этих идей вытекает их будущее, исходит их нравственное развитие. Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода. ...

... А ведь, стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великие начала духовной природы: воображение и рассудок, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара. ... Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разумах, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. ... мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь. ...

... Некогда великий человек [Петр I-ред.] захотел просветить нас

и для того, чтобы приохотить нас к образованию, он кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но не дотронулись до просвещения. ... В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу . ... В христианском мире все необходимо должно способствовать - и действительно способствует - установлению совершенного строя на земле.

... Итак, если эта сфера, в которой живут европейцы и в которой в одной человеческий род может исполнить свое конечное предназначение, есть результат влияния религии, ... то ясно, что нам следует прежде всего оживить свою веру всеми возможными способами и дать истинно христианский импульс, так как на Западе все создано христианством. Вот что подразумевал, говоря, что мы должны от начала повторить в себе все воспитание человеческого рода.

Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М. , 1987. С. 35-48. О влиянии философических писем П. Я. Чаадаева на русское общество см. "Материалы по истории СССР. , М. , 1991. С. 159-163.

Наши рекомендации