Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному; никакой новый закон

никакое новое учреждение илиотмена прежнего, не могут быть установляемы властью министра.

§ 209. Все министры в действиях своих подчинены не­посредственно верховной власти.

§ 210. Власть министров состоит в том, что они могут понуждать все подчиненные им места и лица к исполнению законов и учреждений.

§211. Последствия, от сей власти проистекающие, суть:

1. Определение и увольнение высших чиновников по представлениям министров и нижних собственным их утвержде­нием.

2. Надзор за действием всех подчиненных мест и лиц; взыскание от них ответов в случае бездействия или непра­вильного исполнения; удаление от должностей и предание

суду в случае важных преступлений.

3. Разрешение силою существующих законов и учреждений [всехзатруднений, встречающихся при исполнении.

4. Принятие всех мер, нужных к действию законов или учреждений, когда они утверждены и обращены к исполне­нию министра.

§212. В обстоятельствах чрезвычайных, требующих высше­го разрешения, когда не может быть отлагаемо без важного вреда или государственного ущерба, министры уполнома-чиваются действовать всеми вверенными им способами, не ожидая сего разрешения: но они обязаны доносить в то жевремя о принятых ими мерах и о причинах их настоятельности.

§ 213. Главные директоры и управляющие разными частями, хотя бы и не имели они название министров, но когда вверено им главное управление государственных дел, в общем разделении их отдельное министерство составляющих, имеют те же права, власть и обязанности, какие присвоены министрам, если особенными уставами и учреждениями не постановлено для них изъятия в распространении их власти или к ее ограни­чению.

§214. Во время отсутствия министров или за болезнию товарищи их исполняют все их обязанности, занимают во всех установлениях их места и имеют равную им степень власти и ответственности.

§ 215. Товарищи министров вступают в права их обязаннос­ти не иначе, как по высочайшему повелению, в Правительствую-Щем сенате объявленному во всеобщее известие.

§ 216. В присутствии министров товарищи их сами собою не вступают ни в какое управление и не имеют власти исполни­тельной, но присутствуют в Совете министра, имея голос совещательный наравне с прочими членами того Совета.

§2)7. Дела, в коих министры по законным причинам не могут участвовать, поручаются их товарищам. По делам сим они вступают во все права и обязанности министров.

§218. Сверх сего от усмотрения министра зависит, с высо­чайшего дозволения поручить товарищу какую-либо отдельную

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

часть или департамент в управление; и тогда товарищ управляет сим департаментом на праве и с обязанностию директора. § 219. Если бы, по отсутствию министра, за болезнию его, или по причине других дел, временно ему порученных, признано было нужным вверить главное управление одному из директо­ров или же и лицу постороннему, тогда чиновник сей, по главному его управлению, вступает на сие время во все права и обязанности министра.

Глава II

Отношения министров к государственным установлениям

Отд. I. — ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ

§ 220. Отношения министров к власти законодательной состоят в том, что они могут представлять о необходимости нового закона или учреждения, или об отмене прежнего.

§ 221. Государственный совет есть средоточие, куда должны вступать все сии представления.

§222. Представление должно содержать в себе: 1. Точное изложение существующих законов или учреждений; 2. Недоста­ток их или важные неудобства, опытом удостоверенные; 3. Предположения министра или проект закона или учреждения.

§ 223. Не прежде, как с точностию удостоверясь в недостат­ке или неудобствах закона или учреждения прежнего, министр должен приступать к предложению нового; и в сем случае он обязан обозреть существующие положения во всем их простран­стве, сравнить все последствия нового закона с порядком предыдущим, показать причины, на коих порядок сей был основан, поколику причины сии могут быть известны, и потом предложить дело предварительно на общее уважение всех директоров, Совет министерства составляющих.

§ 224. Если предполагаемая вновь мера имеет связь с други­ми министерствами, то должно наперед сделать с ними все нужные сношения, дабы тем вернее учредиться в совокупном их содействии.

§ 225. В обширном круге дел, в разнообразной связи разных нужд и польз нельзя не встретить в исполнении разных затруднений и неудобств; но не все неудобства могут быть принимаемы поводом к новым постановлениям. Министр должен испытать прежде всего способы исправления, не выходя из порядка существующего, и потом измерив и сравнив неудобства, кои и от нового закона по самой новости его произойти могут, приступать к его предложению. Во всех министерствах, особливо же в тех, коих предметом есть государственное хозяйство и общая промышленность, должно наблюдать, чтоб мерами излишнего надзора и многосложностию

правил не стеснить частной предприимчивости. Истинные способы сего управления должны состоять более в отвращении препятствий, нежели в точном и понудительном предписании путей, коими должна шествовать промышленность. Здесь скорее найти и указать их может частная польза, нежели закон.

§ 226. Когда закон или учреждение, по рассмотрении его в порядке, для законодательной части установленном, получит окончательное утверждение и доставлен будет министру, он обязан привести его в точное исполнение.

§ 227. Когда сила закона или учреждения, к исполнению доставленного, будет несогласна, или даже и противна первона­чальным предположениям министра, он тем не менее должен его исполнить так точно, как бы сам его предложил.

§ 228. Сверх предметов, требующих нового закона, устава или учреждения, министры вносят на уважение Государствен­ного совета по 29 статье его Учреждения:

1. Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений. 2. Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла. 3. Общие внутренние меры, в чрезвычай­ных случаях приемлемые. 4. Объявления войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда, по усмотрению обстоятельств, могут они подлежать предварительному общему соображению. 5. Ежегодные сметы общих государственных приходов и расходов, способы их управлений, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры. 6. Дела, по коим отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение. 7. Дела о вознаграждении частных людей за иму­щества, на государственные нужды взимаемые. 8. Отчеты всех министерств в управлении принадлежащих к ним частей.

Отд. II — ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ

К ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ, В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ

§ 229. Отличное свойство дел, составляющих отношения министерств к высшей власти исполнительной, и различие их от предметов законодательных состоит в том, что они не предпола­гают никакого нового закона или учреждения, но требующих единого общего распорядка в исполнении принятых правил или единообразного в приложениях их к частным случаям.

§ 230. Предметы сии определяются не особенным существом самых дел, но степенью власти, потребных к разрешению их или исполнению.

§231. Правительствующий сенат есть средоточие дел сего рода. В нем разрешаются они по существующим законам " учреждениям.

$ 232. Где законы и учреждения недостаточны, или когда, по силе самых сих законов и учреждений, предмет требует непосредственного высочайшего разрешения или утверждения, там дело представляется на высочайшее усмотрение.

Общее учреждение министерств

116 §233. Отсюда возникают два рода отношений министров

Законодательство к Правителъствующему сенату: 1 ) по делам исполнительным первой половины s о \ е- <

yty общим и 2) по делам, требующим особенного высочайшего

разрешения.

I. Об отношениях

к Правительствующему сенату

по делам исполнительным общин

§ 234. Дела исполнительные общие представляются на разрешение Правительствующего сената: 1) когда в образе исполнения встретится недоумение или затруднение, коего разрешение, не предполагая нового закона или отмены прежнего, зависит не от одного министерства, но от общего соображения и содействия других, 2) когда между разными частями управления, как в министерствах, так и в губернских начальствах, произойдет сомнение о точной принадлежности самого предмета исполнения, 3) когда действие принятой какой-либо меры или точное исполнение данных предписаний по одной части будет преграждаемо в другой предписаниями или мерами противными, или же бездействием и прекословием начальств подчиненных, 4) когда мера, приемлемая в одном министерстве, по существу своему зависит от соображения или требует содействия других, или когда, по течению дел, в одном министерстве признано будет нужным усилить принятые им меры содействием других, 5) когда признано будет нужным усилить исполнение принятых мер понуждением, штрафами и взысканиями, 6) когда предстанет нужда сделать общее (циркулярное) предписание в пояснение или под­тверждение существующих правил и учреждений, 7) когда признано будет нужным собрать общие сведения, коих составление и предметы относятся не к одному министерству, но предполагают содействие других, 8) когда в какой-либо части управления правительство должно заключить с частными людьми контракты на знатную сумму, превышающую полно­мочие, присвоенное уставами и учреждениями разным местам и лицам, 9) когда пользы правительства или настоятельность дел в поставках и заготовлениях на знатные суммы, в пре-дыдующей статье означенные, требовать будут сократить торги или сроки вызовов, сделать временную перемену или какое-либо ограничение в общем их обряде, или в су­ществующих уже подрядах учинить лучший распорядок в движении их и сроках, или, наконец, по неявке желающих или по другим уважительным обстоятельствам представится нужным заменить подряд учреждением комиссии, или ко­миссию превратить в подряд, 10) когда по подрядам, поставкам, комиссиям и вообще по обязательствам частных людей с правительством возникнут недоразумения, споры, неисполне­ния и взыскания, и когда, в случаях сих, места и лица, Правительствующему сенату подчиненные, найдутся в зат-

руднении решить дело силою закона по неясности контрактов или по другим уважительным причинам, или когда на решения их принесены будут в Правительствующий сенат жалобы, 11) определения и увольнения от службы чиновников, коих утверждение по существующим узаконениям принадлежит Пра­вительствующему сенату, 12) производство в гражданские чи­ны до 6-го класса по силе существующих законов, 13) отреше­ние от мест и предание суду чиновников, определяемых Прави­тельствующим сенатом.

II. Об отношениях министров

по делам, требующим высочайшего разрешения

§ 235. К делам исполнительным, требующим особенного высочайшего разрешения, принадлежат вообще все предметы управления, предполагающие новый распорядок или дополне­ние правил, также ограничение, распространение или отмену мер, прежде правительством принятых и высочайше утвер­жденных.

§236. К. сему же роду дел в особенности принадлежат:

1) определение и увольнение от службы тех чиновников, кои зависят от непосредственного высочайшего утверждения;

2) производство в гражданские чины, начиная с 6-го класса;

3) награды орденами и пенсионами; 4) отрешение от мест и предание суду чиновников, определяемых высочайшими пове­лениями; 5) грамоты, дипломы, патенты на чины и дворянское достоинство; 6) дела о сопричтении к сословию дворянства по доказательствам, в своем месте представленным и рассмотрен­ным в Правительствующем сенате; 7) случаи, подлежащие высочайшему разрешению в порядке дворянских и купеческих выборов и по охранению прав, сословиям их присвоенных; 8) по делам государственного казначейства сравнительное положение кредитов и предварительная смета сумм, кои в течение каждого месяца министры по расписанию их потребовать могут.

§ 237. Дела, тайне подлежащие и чрезвычайные, хотя и при­надлежат к общему составу управления, но образ доклада и порядок решения их установляется на особенных правилах и составляет предмет особенного учреждения.

Отд. III. ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЛАСТИ СУДЕБНОЙ

S 238. Власть судебная во всем ее пространстве принадлежит Сенату и местам судебным.

S 239. По сему никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжеб решить не может.

$240. В Сенате дела тяжебные, прикосновенные к госу­дарственным имуществом, не решаются иначе, как по истребова­нии заключения от того министра, к коему принадлежит Управление казенным имением, в тяжбе состоящем.

Общее

учреждение

министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

Глава III

Сношения министров

с местами и лицами,

им равными

I. Положения общие

§241. Поелику все министерства составляют единое управ­ление, то ни одно из них не может отделяться от других ни в видах управления, ни в общей его цели. Разделение разных частей управления по министерствам не есть разделение самого управления, которое по существу своему всегда должно быть едино.

§ 242. Но при сем единстве управления ни один министр не должен сам собою и непосредственно входить в управление дел, вверенных другому.

§ 243. В делах, прикосновенных к разным министерствам, каждый министр обязан требовать содействия других посредст­вом сношений.

II. Особенные сношения министров с казначейством или распорядок сумм, им вверенных

§ 244. Одна из существенных обязанностей всех министров есть учреждать благо временно, при наступлении года, все расходы, для движения их частей необходимые, и потом в течение года наблюдать, чтоб движение сие совершалось суммами, в расписании определенными, исключая случаи чрезвычайные, коих ни предвидеть, ни определить впредь невозможно.

§ 245. По сему общему правилу каждый департамент к сентябрю месяцу должен представить министру смету всех сумм, кои на движение его необходимы.

§246. Министр, сообразив все сметы сии со штатами и разными предметами расходов, составляет из них общую смету по всей вверенной ему части, и в конце сентября месяца доставляет оную министру финансов.

§ 247. Министр финансов, сообразив смету сию с правилами, в особенном наказе его определенными, составляет общее расписание доходов и расходов будущего года и вносит оное в Государственный совет.

§ 248. По утверждении общего расписания каждому минист­ру открывается в казначействе кредит на ту сумму, которая в расписании для части его будет назначена.

§ 249. Сообразно сему кредиту казначейство распоряжает отпуск сумм по каждому министерству, наблюдая то правило, чтоб расходы постоянные, как-то: жалованье и прочее, удовлет­воряемы были по срокам, а расходы переменяющиеся, как-то: потребности заготовления и прочее, не иначе, как по востребова­нию действительной нужды.

§ 250. А дабы казначейство могло удобнее и благовременнее распоряжаться в отпуске требуемых сумм, то каждый месяц министры представляют положение их кредитов и предвари­тельную смету сумм, кои в течение того месяца по расписанию потребовать они могут.

§25/. По рассмотрении сих требований производится из казначейства отпуск по сношению министра за его подписанием. Отпуски сии не требуют уже дальнейшего и особенного на каждый предмет высочайшего утверждения.

§ 252. Каждый министр, получив свое расписание, должен так распорядиться в своей части, чтоб без самой крайней необходимости не выступать из ее пределов и не требовать прибавок, разве только в чрезвычайных и самых непредвиди­мых случаях.

§ 253. Чрезвычайные и непредвидимые требования, не вошедшие в годичное расписание, вносятся от министров в Государственный совет, и утверждаются по правилам, ему данным.

§ 254. Под именем непредвидимых издержек разуметь должно только те, кои при составлении расписания действи­тельно предвидеть и определить было невозможно.

§255. В числе сих издержек случиться могут предметы, кои по крайней настоятельности их не могут терпеть ни малейшего отлагательства, или же по существу их подлежат тайне. Об издержках таковых министры испрашивают непосредственно высочайших повелений и относятся прямо к министру финансов, который, удовлетворяя таковые расходы из особенной суммы, в распоряжение его для сего определяемой, представляет Государственному совету счеты сих отпусков каждый раз, когда сумма, для них определенная, вся употребится, и тогда требует нового оной назначения.

§ 256. К сему роду издержек, учреждаемых посредством срочных счетов, должны принадлежать и разные, маловажные, непредвидимые и текущие выдачи, не превышающие на один предмет 10 000 рублей.

Глава IV

Действия министерств на подчиненные им управления

$ 2,57. Места и лица, подчиненные министерству, исполняют предписания его с точностию и беспрекословно.

S 258. Предписания министра могут быть двух родов: в одних объявляются именные высочайшие повеления, в других министр действует собственною его властию.

S 2.59. Если б предписанием министра, содержащим в себе объявление высочайшего повеления, отменялся закон или Учреждение, за собственноручным высочайшим подписанием изданное, тогда начальство, ему подчиненное, обязано, не чиня

Общее учреждение министерств

120 исполнения, представить о сем министру. Если же и за сим

Законодательство представлением предписание будет подтверждено в той же силе,

первой половины тогда начальство обязано случай сей представить Правитель-XIX века

ствующему сенату на окончательное разрешение.

§ 260. Если б в предписании, непосредственно от власти министра исходящем, начальство, ему подчиненное, усмотрело отмену закона, учреждения или объявленного прежде высочай­шего повеления, тогда оно обязано представить о сем министру. Если же и за сим предписание будет подтверждено от лица министра в той же силе, тогда начальство обязано представить случай сей Правительствующему сенату на окончательное раз­решение.

§261. Если б наконец, в исполнении предписаний, не­посредственно от министра исходящих, начальство, ему подчи­ненное, усмотрело крайние неудобства, оно обязано представить министру о сих неудобствах в самом скором времени и потом поступать по его разрешению, не входя снова в представление.

§ 262. Предписания министров тогда только признаются действительными, когда имеют они установленную форму. Изъятия из сего правила означены будут в особенных учрежде­ниях.

§ 263. Сила всех предписаний ограничивается тем кругом дел, который установлен для каждого министерства.

§ 264. Если подчиненное начальство получит предписание от министра по такому делу, которое не принадлежит к его ми­нистерству, то, не чиня по оному исполнения, оно обязано испросить разрешения от того министра, к коему относится предмет предписания.

§ 265. Министры, принимая жалобы на места и лица, им подчиненные, и истребовав по оным все нужные объяснения, полагают скорое и справедливое решение, наблюдая при сем.

1) чтоб не принимать жалоб на нижние места мимо высших,

2) чтоб не давать движения жалобам, без всяких доказательств приносимым, а паче не допускать доносов, на одной ябеде основанных, 3) чтоб вообще не ослаблять силы и действия мест и лиц, им подчиненных, излишним благоприятством к жалобам и доносам неосновательным, преждевременными взысканиями и выговорами по обвинениям не доказанным, или требованиями ответов и объяснений по наветам, внимания не заслуживающим; с доносителями же, во лжи и ябеде приличенными, поступать по законам.

§ 266. Сверх просьб и жалоб, письменно присылаемых, каждый министр назначает один или два дня в неделе для принятия просьб и жалоб словесных, учреждая порядок приня­тия оных, сколь можно удобнее и для скорого решения успешнее.

§ 267. Для принятия личных докладов и представлений по службе каждый министр назначает постоянные дни и часы по департаментам и их отделениям, с точностию наблюдая, чтоб время и движение дел, в местах ему подвластных, не терялось в тщетных ожиданиях.

I

§ 268. Министры разрешают сомнения между департа­ментами и местами, им подчиненными, возникающие, о при­надлежности дел, и властию своею пресекают все, могущие быть о сем пререкания, строго при том наблюдая, чтоб каждое дело производимо было в том самом департаменте, к коему оно принадлежит по существу своему, и никак не попуская, чтоб дела в производстве их совращались с пути, им определенного.

§ 269. По всем делам службы никакого предписания министра не можно обратить к нижнему начальству, миновав или не известив высшее.

§ 270. В делах, от губернского начальства зависящих, все предписания министров обращаются к начальнику гу­бернии.

§271. Каждое министерство по делам, ему вверенным, сносится с начальниками губерний непосредственно.

§ 272. Главнокомандующие, генерал-губернаторы и военные губернаторы, управляющие гражданскою частию, по делам, им вверенным, имеют право относиться непосредственно к госуда­рю императору, надписывая донесения их по части того минист­ра, к коему предмет их принадлежит.

§ 273. Представления, от сих высших губернских начальни­ков к министрам входящие, соображаются с общими правилами и с заключениями их вносятся, по свойству дел, на дальнейшее разрешение.

§ 274. Получив разрешение, министры сообщают оное сим начальникам для надлежащего исполнения.

§ 275. В сем порядке никакие представления от гражданских губернаторов не входят к министерствам мимо главного началь­ника губернии.

§276. Из сего исключаются: 1) доставление срочных ведо­мостей о течении дел, движении сумм и проч., 2) доставление разных сведений, кои от департаментов министерских прямо требуемы будут, 3) те случаи, в коих гражданские губернаторы признают данные им от главных начальников предписания противными существующим постановлениям или точным пред­писаниям министров.

§ 277. Министры имеют во всех случаях право предписывать губернскому начальству непосредственно, сообщая главному начальнику списки с своих предписаний, для надзора его в исполнении.

Глава V

Наши рекомендации