Налог на добавленную стоимость и его социально-экономическое значение.
Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) — всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства и сбыта товаров.
Добавленная стоимость – это стоимость проданного товара(оказанных услуг) за вычетом стоимости материалов и полуфабрикатов, затраченных на производства. Поэтому она равна выручке, которая включает в себя эквивалент затрат на заработную плату, процент на капитал, ренту и прибыль. Эта стоимость используется для взимания НДС.
Автором налога на добавленную стоимость был французский экономист М. Лоре. НДС был введен во Франции в 1954 г. взамен налога с оборота, который действовал с 1920 г. Замена налога с оборота НДС осуществлялась путем последовательного изменения действовавшей системы взимания косвенных налогов. Вначале налог с оборота был преобразован в систему единых налогов, а затем в 1936 г. превращен в налог на производство с разбивкой по срокам платежей. С 1 января 1968 г. налог с оборота был распространен на торговлю и услуги.
Директивами ЕЭС НДС был утвержден в качестве основного косвенного налога для стран — членов ЕЭС. Даже вступление в ЕЭС обусловливалось наличием в стране функционирующей системы обложения НДС.
Поскольку НДС строился по принципу налога с оборота, он сохранил его свойства. Прежде всего, это многоступенчатость, которая связана с тем, что любой факт купли-продажи является основанием для обложения косвенным налогом. Однако если при налоге с оборота многоступенчатость носит каскадный характер, т. е. налог накапливается на всех стадиях движения товара, НДС такой каскадностью не обладает в результате того, что из начисленной суммы выходящего НДС разрешается вычитать НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товаров.
Кроме того, налоговой базой для расчета налога с оборота выступала валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг) на каждой стадии их движения от производителя до конечного потребителя, тогда как при исчислении налоговой базы для исчисления НДС в расчет принимается лишь часть стоимости товара, причем только «новая», появившаяся на очередной стадии прохождения товара.
НДС доминирует среди налогов на потребление, что связано с рядом обстоятельств.
Во-первых, это нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства. Нейтральность заключается в том, что при обложении налогом импорта и освобождении от него экспорта НДС не мешает конкуренции между национальными и иностранными товарами. Механизм расчета НДС позволяет ему оставаться всегда пропорциональным стоимости изделия и не зависеть от числа предприятий, которые участвовали в изготовлении изделия.
Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет увеличивать государственные доходы.
Наконец, в-третьих, расходы конечных потребителей, а не затраты производителей, облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
Однако следует отметить, что НДС обладает одним существенным недостатком. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то, чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса меньше объема имеющихся на руках у населения денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы применение данного налога лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
Различают два принципа применения НДС. Первый — принцип места назначения: НДС взимается со всех товаров и услуг, которые были ввезены в данную юрисдикцию для конечного потребления вне зависимости от того, где данные продукты были произведены. Согласно этому принципу импорт облагается НДС, а экспорт нет. Второй принцип связан со страной происхождения товара: НДС взимается со всех товаров и услуг, произведенных в данной стране вне зависимости от конечного места их потребления. В этом случае НДС облагается экспорт и не облагается импорт.
В Российской Федерации при разработке системы обложения НДС был применен принцип места назначения. Однако соблюдался этот принцип не всегда, так до 2004 г. не был решен вопрос о взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг с Республикой Беларусь: реализация любых товаров в Республику Беларусь приравнивалась к реализации товаров на территории Российской Федерации и облагалась по ставкам 10 и 18 %.
В 2004 г. заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг (Соглашение). С 1 января 2005 г. НДС и акцизы при реализации товаров российскими продавцами белорусским покупателям, при которой производится экспорт товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, и по операциям по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь взимаются по принципу «страны назначения». Соглашением определен принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров: взимание налогов происходит в стране импортера. По товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, НДС исчисляется по ставкам 18 или 10 %. При экспорте товаров Соглашение предусматривает применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения налогоплательщиком факта экспорта.
Налог на добавленную стоимость был введен Законом РФ от 06.12.1991 № 1991-1 «О налоге на добавленную стоимость». В Законе НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Но в соответствии с изменениями, внесенными в Закон и введенными в действие с 1 июля 1992 г., НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Таким образом, при исчислении НДС плательщику необходимо определить две суммы налога, одна из которых — это налог, уплаченный им поставщикам при покупке материальных ценностей, а другая — НДС, входящий в состав выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями гл. 21части второй НК РФ,введенной в действие с 1 января 2001 г.
В российском налоговом законодательстве налог на добавленную стоимость (НДС) появился в 1992 году, что стало отражением экономических преобразований в России. Во многих странах с рыночной экономикой НДС широко распространен как косвенный налог на внутреннее потребление, обеспечивающий поступление от 12 до 30 процентов государственных доходов, что эквивалентно примерно 5-10 процентам валового национального продукта.
НДС выступает эффективным фискальныминструментом, поскольку отличается регулярностью поступления и универсальностью. Доля НДС в доходах федерального бюджета РФ хотя и изменяется, но стабильно высока: 2001 году — 34,23%, в 2002 году — 44,81% , в 2004 году — 47,74%.
Налог на добавленную стоимость имеет и определенное регулирующее значение. При стабильной экономике НДС эффективен как мера по ускорению процесса продвижения товаров. Ведь при реализации произведенных товаров (работ, услуг) сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, подлежит вычету из полученной при продаже суммы НДС. Налог на добавленную стоимость практически не влияет на конкурентные позиции различных секторов экономики.
Налогу на добавленную стоимость присуще и контрольное значение. Увеличение учетной работы, обусловленное спецификой механизма исчисления НДС, впоследствии обеспечивает автономный режим контроля, так как налогоплательщики взаимно проверяют правильность расчета суммы НДС.
Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) один из самых собираемых и одновременно сложных 13 администрировании налогов.
Опыт применения НДС в России противоречил мировой практике введения этого налога - он был введен в период значительного спада производства и сокращения потребительского рынка страны. наблюдался не постепенный рост ставок налога с минимально возможных до оптимальных, а напротив, первоначально были введены максимально возможные ставки с последующим вынужденным их понижением (с 28% в 1992 г. до 20% в 1993-98 ГГ., а по продовольственным товарам и продукции детского ассортимента - до 10%). Кроме того, введение НДС не сопровождал ось соответствующей предварительной подготовкой Государственной налоговой службы, т.к. она начала формироваться параллельно с введением налога, непосредственно после принятия закона о НДС.
Тем не менее. постоянно возникающие сложности с администрированием этого налога (в частности, хищение НДС из бюджета путем возмещения налога при лжеэкспорте), задача по снижению налогового бремени на 1% ВВП в год, а так же задача по увеличению собираемости налога (сейчас, по оценке Минфина России собираемость НДС составляет примерно 80 %) заставляют задуматься о реформировании НДС, или уменьшении его ставки.