При рассмотрении правовой системы отметим тенденцию, что ученные рассматривают правовую систему применительно к национальной правовой системе страны.
Правовая система - это совокупность согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права определенной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Германии, Франции, Италии и т.д. Если правовая система функционирует в пределах части (частей) страны, то говорят о «региональной правовой системе».
Следует различать понятия «правовая система» и «система права». Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения.
Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
В структуре правовой системы центральное и основополагающее место занимает право. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.
Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Термин «правовая семья» используется наряду с термином «правовая система», имеющим двоякий смысл («национальная» и «мировая»).
Правовая семья – это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).[5]
В сущности, все рассматриваемые явления выражают один и тот же феномен – право, но с разных сторон. Правовая семья представляет собой общность правовых систем. Правовая система – понятие более узкое, чем правовая семья (тождественна с категорией национальная правовая система конкретного государства). Система права представляет собой внутреннее устройство, совокупность правовых норм, разграничивающихся по отраслям, подотраслям, институтам.
Классификация правовых семей
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Вероятно, поэтому в современной юридической науке нет единого мнения о том, какие существуют основные правовые системы.
Существует теория, согласно которой правовые системы классифицируются на двух уровнях и по разным критериям. На первом уровне макроклассификации по критерию религиозной ориентации религиозные правовые системы отделяются от нерелигиозных. К основным религиозным правовым системам относятся мусульманское (исламское) право, еврейское (иудейское) право, каноническое право католической церкви и индусское право. На втором уровне макроклассификации нерелигиозные правовые системы по критерию правопонимания и роли права в обществе делятся на две основных правовых традиции, то есть на западную и незападную. Классификация правовых систем на том уровне сводится к четырем факторам: методологии права, инфраструктуре права, структуре процессуального права и правовой идеологии. Под правовой идеологией понимаются основополагающие философские принципы права, которые регулируют политические, экономические и социальные отношения в обществе. Правовая идеология отражается в общих принципах права. Западная правовая традиция делится на три основных правовых семьи: романо-германскую, англо-американскую и североевропейскую (скандинавскую). Каждая из семей делится на подгруппы. Интересно, что между романо-германским и англосаксонским правом находится смешанное право, гибридная правовая система, в которой смешаны элементы этих правовых семей. В понятие незападной правовой традиции входит юго-восточное азиатское право и африканское обычное право. Стоит отметить, что в данной классификации правовых систем социалистическое право является самостоятельной правовой семьёй и относится к категории квазизападного права, так как оно содержит некоторые типологические признаки романо-германской правовой семьи, но по многим определяющим факторам полностью не обладает атрибутами западного права.[6]
Одновременно с понятием «правовая система» используется понятие «правовая семья». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают определенной общностью.
Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Рене Давидом. Р.Давид в свое время предложил для классификации правовых семей два главных критерия: 1) идеологический, к которому он относил религию и философию; 2) особенности юридической техники, выступающей в качестве основной составляющей источника права. Рене Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (или систем): романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, полагая, что все остальные семьи, которые можно вычленить, представляют собой модификацию этих трех семей.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более удобные элементы, представленные определенной группой правовых систем. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу:
- романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
- германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
- группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права, которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.