Основные направления деятельности милиции
Традиционно к основным направлениям деятельности милиции относятся: административная, оперативно-разыскная и уголовно-процессуальная.
Административная деятельность милиции. Административная деятельность милиции, как самостоятельное направление деятельности милиции, есть по существу весьма условное и собирательное понятие, отличающееся разнородностью своего положительного содержания. Ее границы зависят лишь от того, насколько полно и четко успели обособиться другие основные функции милиции – оперативно-разыскная и уголовно-процессуальная.
Смысл термина «административная деятельность милиции» может быть раскрыт с помощью следующей характеристики: это та деятельность милиции, которая не является сыскной или процессуальной[51]. Однако такой подход к определению административной деятельности милиции основан не на «остаточном» принципе, а, скорее, на «материнском». Поскольку именно в рамках административной деятельности организуется осуществление оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности милиции.
Специфика административной деятельности милиции состоит, прежде всего, в том, что: а) эта деятельность осуществляется главным образом в соответствии с нормами административного и административно-процессуального права; б) ее целью является исполнение действующего административного и административно-процессуального законодательства по вопросам, отнесенным государством к компетенции милиции.
Важнейшими чертами административной деятельности милиции, как и органов внутренних дел в целом, являются: государственно-властный характер полномочий; организующий, исполнительно-распорядительный характер ее функций; подотчетность и подконтрольность в процессе ее осуществления соответствующим государственным органам; правоохранительная и предупредительно-профилактическая направленность.
Данная деятельность милиции, прежде всего, носит организующий и исполнительно-распорядительный характер. Ее осуществление обеспечивает, во-первых, реализацию гражданами и организациями их прав и законных интересов, затрагивающих сферу общественного порядка и общественной безопасности (например, реализацию права на хранение и ношение оружия, права на занятие частной детективной и охранной деятельностью, права на управление транспортным средством и др.); во-вторых, охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц (к примеру, защита от посягательства на жизнь здоровье, честь и достоинство личности, охрана различных форм собственности и др.). Именно в этом и состоит сущность административной деятельности милиции.
Основное предназначение административной деятельности милиции: охрана общественного порядка; производство по делам об административных правонарушениях; административно-правовая профилактика правонарушений; охрана собственности на основе договоров; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление лицензионно-разрешительной работы; охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и др.
Охрана общественного порядка как вид внешней административной деятельности милиции представляет собой осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе общественной или личной безопасности граждан – и в иных местах деятельность по надзору за соблюдением действующего там законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно-наказуемых посягательств и общественно опасных событий.
Под публичными (общественными) местамипонимаются улицы, стадионы, скверы, парки, площади, транспортные магистрали, транспортные средства общего пользования, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.
Основным средством охраны общественного порядка является патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности (ППСМ). Главная особенность ППСМ состоит в том, что, в отличие от других служб, реализующих ограниченный круг специальных функций, она принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на милицию. По объему своих функций и количеству личного состава ППСМ является универсальной и самой многочисленной службой милиции и органов внутренних дел в целом.
В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, главными задачами ППСМ являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
В процессе повседневной деятельности сотрудники милиции на своих постах и маршрутах патрулирования осуществляют административный надзор за точным и неуклонным соблюдением гражданами и должностными лицами требований нормативных актов.
Кроме обычных строевых подразделений ППС милиции в республиканских, краевых, областных центрах и в крупных городах с неблагоприятной оперативной обстановкой, при численности населения свыше 200 тысяч человек, а также на транспортных узлах создаются отряды милиции особого назначения (ОМОН).
Функции по обеспечению общественного порядка выполняют также строевые подразделения милиции вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД, экипажи медицинских вытрезвителей и специальных учреждений милиции, участковые уполномоченные милиции и др.
Производство по делам об административных правонарушениях – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность милиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности милиции, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.
Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано КоАП РФ.
КоАП РФ наделяет административно-юрисдикционными полномочиями 84 субъекта (ст. 28.3 КоАП РФ). В сравнении с ними милиция обладает самыми широкими полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В общей сложности должностные лица милиции вправе составлять протоколы более чем по 220 статьям КоАП РФ. К полномочиям милиции зачастую относится также составление протоколов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации. Достаточно объемна компетенция милиции по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях. К ее подведомственности КоАП РФ
(ст. 23.3) относит более 70 видов административных правонарушений, совершаемых гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.
Административно-правовая профилактика правонарушений. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений является одной из задач, возложенных на милицию законом. К числу обязанностей милиции закон относит предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и принятие в пределах предоставленных прав мер к устранению данных обстоятельств.
Названные положения закона составляют общую правовую базу для осуществления милицией в целом профилактики правонарушений, понимаемой как деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, лиц, склонных к их совершению, а также устранению таких обстоятельств и недопущению правонарушений со стороны указанных лиц.
Административно-правовая профилактика правонарушений отличается от других видов профилактической деятельности милиции (уголовно-процессуальной, оперативно-разыскной, уголовно-исполнительной) тем, что урегулирована она нормами административного права, протекает вне рамок уголовного процесса, может осуществляться всеми сотрудниками милиции (а не только какими-либо определенными их категориями), имеет гласный, открытый характер, в ряде случаев сопряжена с применением к профилактируемым лицам на основе закона известных внесудебных ограничений их прав и свобод.
С организационно-правовой стороны административно-профилактической деятельности милиции можно выделить несколько ее видов: пресечение нарушений антиалкогольного законодательства в общественных местах; исполнение постановлений об административном аресте; административно-правовая профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
Охрана имущества на основе договоров. В соответствии с Законом РФ «О милиции» осуществление охраны имущества на основе договоров является обязанностью милиции. Основная роль в реализации данного направления деятельности отведена службе вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Вневедомственная охрана входит в систему органов внутренних дел, создается на принципах самоокупаемости и самофинансирования для организации охраны имущества физических и юридических лиц, оказания иных охранных услуг на договорной основе, функционирует в составе милиции общественной безопасности в качестве самостоятельного структурного звена, подчиняется руководителям органов внутренних дел и вышестоящего подразделения вневедомственной охраны.
Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589, установило в числе основных задач вневедомственной охраны следующие:
охрана имущества собственников на основе договоров;
участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;
проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Кроме указанных основных задач вневедомственная охрана выполняет и общемилицейские задачи – обеспечивает общественный порядок на территории расположения охраняемого объекта. Эта дополнительная нагрузка в основном относится к милицейским подразделениям вневедомственной охраны. Нарядам милиции вневедомственной охраны вменяется в обязанность предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в районе постов и маршрутов патрулирования. При выполнении указанных задач, их права, обязанности и тактика действий определяются Законом РФ «О милиции» и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности.
Организация службы нарядов милиции вневедомственной охраны включается в единую дислокацию наравне с другими службами милиции, что позволяет оптимизировать плотность милицейских нарядов и расширяет возможности органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
Обеспечение безопасности дорожного движения. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области дорожного движения определено как одно из основных направлений обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» рассматриваемая функция возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию). Госавтоинспекция является органом государственного контроля и надзора и входит в состав милиции общественной безопасности.
Основной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
К числу основных направлений деятельности Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения относятся:
осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортными средствами;
организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
производство регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
регулирование дорожного движения;
осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
контролирование исполнения владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности, предоставление лицам информации, относящейся к осуществлению обязательного страхования.
Осуществление лицензионно-разрешительной работы. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» милиция осуществляет лицензирование следующих видов деятельности: приобретение оружия и патронов к нему; торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговлю патронами к оружию; экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; негосударственную (частную) охраннуюя деятельность; негосударственную (частную) сыскную деятельность.
В соответствии с данными нормативными актами милиция осуществляет следующие лицензионные полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии; приостановление действия лицензии; возобновление действия лицензии; аннулирование лицензии; ведение реестра лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензированием деятельности в милиции занимаются подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Содержание данной деятельности милиции образует комплекс действий полномочных сотрудников милиции, направленных на обеспечение личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, их надежную изоляцию, постоянный надзор в целях исключения возможности сокрытия от следствия и суда вещественных доказательств, воспрепятствования установлению истины по уголовному делу или продолжению преступной деятельности, а также в целях обеспечения исполнения приговора. Основным нормативным актом, регулирующим рассматриваемый вид административной деятельности милиции, является Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Местами содержания в милиции подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС). Они являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Оперативно-разыскная деятельность милиции. Оперативно-разыскная деятельность милиции наряду с административной и уголовно-процессуальной является одним из основных направлений ее работы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-разыскной деятельности» оперативно-разыскной является вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то указанным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Правовую основу оперативно-разыскной деятельности милиции помимо названного Федерального закона составляют другие федеральные законы (в частности, УПК РФ) и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Наибольший объем среди нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-разыскную деятельность милиции, занимают административно-правовые акты, в частности приказы МВД России, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Важное значение имеют совместные ведомственные нормативные акты, например Инструкция о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 и согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации[52].
В ходе оперативно-разыскной деятельности милиция правомочна осуществлять следующие мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.
В процессе оперативно-разыскной деятельности милиция также вправе:
использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде;
устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие ей на конфиденциальной основе;
использовать по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств милиции, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения.
Оперативно-разыскную деятельность в милиции вправе осуществлять только специально уполномоченные подразделения и их должностные лица. Это подразделения уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с экономическими преступлениями, по налоговым преступлениям и др.
Уголовно-процессуальная деятельность милиции. Милиция в составе органов внутренних дел в целом, а также ее составные части – криминальная милиция и милиция общественной безопасности – выполняют функции органа дознания. В связи с этим в соответствии со ст. 20, 21, 140, 146, 151 УПК РФ она обязана в пределах своей компетенции возбудить с согласия прокурора уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, осуществить уголовное преследование в целях установления события преступления, изобличения лиц, виновных в его совершении. Исключение составляют уголовные дела частного и частно-публичного обвинения (ст. 20 УПК РФ), а также уголовные дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 23 УПК РФ).
О возбуждении уголовного дела дознаватель с согласия прокурора выносит постановление. В нем должны быть указаны дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения дела, пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело, отметка о дальнейшем его направлении.
Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, незамедлительно направляется прокурору, который незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки (ст. 146 УПК РФ).
Одновременно с возбуждением уголовного дела милиция обязана в порядке, установленном ст. 91 – 93, 184 УПК РФ, принять меры к задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления, провести его личный обыск в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела. Должны быть осуществлены также неотложные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, – осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы и др. После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела милиция направляет уголовное дело прокурору.
Милиция при выполнении функций органа дознания имеет право возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия по всем уголовным делам, за исключением указанных в п. 2 – 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.
Сотрудник милиции, являясь дознавателем, уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Сотрудник милиции, проводивший по уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия, не может по данному делу осуществлять функции дознавателя (ч. 2, 3 ст. 41 УПК РФ).
Производство дознания осуществляется по делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно (ст. 223 УПК РФ).
При наличии признаков преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 151 УПК РФ), орган дознания выносит постановление о возбуждении уголовного дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр места происшествия, допросы свидетелей, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, задержание, личный обыск задержанного и др.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая окончания десятисуточного срока, предусмотренного ст. 157 УПК РФ, направляет уголовное дело прокурору.
После направления дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-разыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах.
При производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия, за отдельными исключениями (гл. 32 УПК РФ). Дознание производится в течение двадцати суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на десять суток (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 150 УПК РФ), орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство. Предварительное расследование в форме дознания милицией производится по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел (ст. 150 и ч. 3 ст. 151 УПК РФ), в случаях, если они возбуждены в отношении конкретных лиц. В тех ситуациях, когда лицо неизвестно (не установлено), дознание по этой категории уголовных дел осуществляется следователями органов внутренних дел.
По окончании дознания составляется обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Вместе с материалами уголовного дела он направляется прокурору. Прокурор рассматривает поступившее дело и в течение двух суток принимает одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта; 3) о прекращении уголовного дела по предусмотренным законом основаниям; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
В составе милиции общественной безопасности для производства дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, созданы специализированные подразделения дознания.
Обязанности и права милиции
Обязанности милиции. Особенностью действующего Закона РФ «О милиции» является достаточно подробное закрепление в нем обязанностей милиции. Исходя из поставленных перед милицией задач, все обязанности, возложенные на нее, можно свести в следующие группы: а) обеспечение безопасности личности; б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; в) выявление и раскрытие преступлений; г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; д) защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; е) оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Статья 10 Закона РФ «О милиции» дает исчерпывающий перечень обязанностей милиции. Так, милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:
1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
4) выявлять и раскрывать преступления;
5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;
6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;
7) осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
8) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного страхования;
10) выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия;
11) охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;
12) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;
13) принимать неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
14) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
15) исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;
16) охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
17) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
18) контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
19) согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности;
20) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц;
21) обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке;
22) осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния; обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;
23) оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
24) применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности;
25) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;
26) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
27) принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах;
28) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в со