Правовое регулирование деятельности милиции
Правовое регулирование деятельности милиции осуществляется посредством совокупности нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий, средств и пределов осуществления, гарантий законности и других аспектов деятельности милиции.
Статья 4 Закона РФ «О милиции» определяет, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными
в пределах их полномочий, а также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Характер задач, решаемых милицией как особой структурой исполнительной власти, во многом придает правовому регулированию ее деятельности такую специфическую черту, как множественность его субъектов и источников.
Естественно, что ядро правовой основы деятельности милиции составляет Конституция Российской Федерации, которая «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 15).
Конституция Российской Федерации, как основной закон государства устанавливает важнейшие «правила поведения» силовых структур. Милиция в своей деятельности должна исходить из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции Российской Федерации); все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т. д.
Вторым в числе нормативных актов, составляющих правовую основу деятельности милиции, после Конституции Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции»[43]. Этот нормативный акт – первый опыт законодательного решения вопросов правоохранительной деятельности государства, взявшего на себя обязанность следовать общедемократическим принципам. В силу данного, а также ряда других обстоятельств к настоящему времени в Закон РФ
«О милиции» внесен ряд изменений и дополнений, усовершенствовавших статус милиции. Вместе с тем кардинальных изменений в целом он не претерпел. Поправки к Закону РФ «О милиции» по большей части развивают, углубляют, конкретизируют и уточняют идеи, изначально лежавшие в его основе. Думается, потенциал обновленного Закона РФ «О милиции» вполне достаточен для того, чтобы отечественная милиция заняла в системе институтов общества и государства достойное место.
Важной составной частью правовой основы деятельности милиции являются федеральные законы. Одни из них (полностью или частично) регулируют ее деятельность прямо, другие косвенно, определяя рамки такой деятельности. К числу первых можно отнести:
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Законы Российской Федерации: от 5 марта 1992 г. «О безопасности», от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации»;
Федеральные законы: от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-разыскной деятельности», от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», от 24 июня 1999 г. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», от 19 июня 2004 г.
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
и др.
Среди федеральных законодательных актов, регламентирующих деятельность милиции косвенно, следует назвать Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), определяющий основания и меры уголовной ответственности граждан, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), предусматривающий, в частности, гражданско-правовой статус физических и юридических лиц, способы защиты гражданских прав, Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[44], который в числе прочего возлагает на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, других правоохранительных органов, и многочисленный ряд иных федеральных законов.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О милиции» одним из элементов правовой основы деятельности милиции являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Это собирательное понятие включает в себя:
а) Указы Президента Российской Федерации: от 23 апреля 1996 г.
№ 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий», от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции – Интерпола», от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и ряд других;
б) Постановления Правительства Российской Федерации: от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», от 12 августа
1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»,
от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола», от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции», от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности», от 6 мая 2004 г. № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» и многие другие;
в) приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные правовые акты МВД России: Приказ МВД России
от 22 августа 1992 г. № 292 «Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"», утвердивший Инструкцию о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», утвердивший Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», утвердивший Инструкцию по организации деятельности участковых уполномоченных милиции, Приказ МВД России от 27 января 2003 г. № 59
«О порядке регистрации транспортных средств», утвердивший Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Приказ МВД России от 13 марта 2003 г. № 158 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях», приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода», Приказ МВД России от 19 февраля 2004 г. № 104 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации», Приказ МВД России от 17 августа 2004 г. № 510 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» и др.;
г) акты (постановления, заключения и определения) Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова"», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713»;
д) акты (постановления, решения, определения) Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 г. № ГКПИ 00-1195
«О признании частично недействительным (незаконным) Приказа МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038», Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № ГКПИ 2000-1287 «О признании незаконным и не подлежащим применению пункта 3.1 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 210», Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № ГКПИ 2001-1592 «О признании частично незаконным и не подлежащим применению пункта 2.11.2 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 2 октября 1995 г. № 370» и др.
Часть 1 статьи 4 Закона РФ «О милиции» совершенно закономерно включила в правовую основу деятельности милиции международные договоры Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В настоящее время те или иные вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия – межгосударственными, межправительственными, межведомственными.
В числе наиболее важных, с точки зрения правового регулирования деятельности милиции, международных договоров Российской Федерации следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря
1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
от 22 января 1993 г. и др.
В настоящее время по линии МВД России действует 68 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран. Такие соглашения (договоры) рамочного характера о сотрудничестве заключены с соответствующими структурами всех стран – членов СНГ, а также Финляндии, Швеции, США, Венгрии, Египта, Великобритании, Израиля, ФРГ, Испании и ряда других государств.
Статья 4 Закона РФ «О милиции» обязывает милицию руководствоваться конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
Примерами рассматриваемой категории нормативных актов могут служить, в частности, Закон Омской области от 28 ноября 1994 г. «Об административной ответственности за правонарушения на городском и пригородном транспорте и нарушение общественного порядка на территории Омской области»[45], Закон Омской области от 8 октября 2001 г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области»[46], Указ Губернатора Омской области от 13 марта 2002 г. № 69 «Об утверждении Положения об управлении внутренних дел Омской области»[47] и др.
Часть 2 статьи 4 Закона РФ «О милиции» устанавливает, что законы и иные правовые акты Союза ССР, которыми руководствуется в своей деятельности российская милиция, действуют на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К такому законодательству относятся, во-первых, Конституция Российской Федерации (раздел второй), которая предусматривает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до ее вступления в силу, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, а во-вторых, Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», устанавливающее в дополнение к этому, что нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей законодательству РСФСР и указанному Соглашению[48].
К законам и иным правовым актам Союза ССР, которыми руководствуется в своей деятельности российская милиция, относятся: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»[49], Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1985 г.
№ 3320-XI «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством"»[50], Приказ МВД СССР от 1 ноября 1982 г. № 350 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в органах, учебных заведений, внутренних войсках, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД СССР», Приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель» и др.