Изменения в статусе главы государства
Ø появляется новый титул – император. Титул был присвоен государю Сенатом и Синодом в 1721 году по случаю победы в Северной войне. Акт поднесения государю царю Петру 1 титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества от 22 октября 1721 г.
Ø вводится новый порядок наследования престола — завещательный (Указ «О престолонаследии» от 5 февраля 1722 года).
Ø появляется новое понятие государственной власти - «власть существует в интересах государства и для государства». Идеологическое обоснование этому дано Феофаном Прокоповичем в его сочинении «Правда воли монаршей». В основу этого понятия положена теория договорного происхождения власти.
Ø законодательно устанавливается безграничный характер власти монарха.
2. Создание Сената. Сенат был учрежден в 1711 г. как чрезвычайный орган государственного управления. Затем он был реформирован, в результате стал постоянно действующим высшим органом исполнительной власти. Он принимал нормативные указы, но только на основании царских повелений, то есть его нормотворческая деятельность была подзаконной. Состав: - 9 членов и обер-секретарь. Впоследствии число увеличилось. Члены Сенарат - назначались государем.
3. Создание коллегий. Коллегии – центральные отраслевые органы управления. Коллегии начали создаваться с 1717 г. В 1718 г. был принят реестр коллегий – учреждены 8 коллегий: Военная, Иностранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор. Должностные лица коллегий назначались Императором.Деятельность коллегий определял Генеральный регламент 1720 г. ГР – устав государственной гражданской службы. Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Решения принимались коллегиально в присутствии
4. Создание органов государственного надзора. Две контрольные системы: фискалите и прокуратура.
Фискалитет – существовавшая в 1711 - 1729 гг. при Сенате система контроля/надзора за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц.
Должности: обер-фискал при Сенате (с 1723 г. – генерал-фискал), фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы, городовые фискалы.
Функции: доносить о преступлениях (государственных, должностных, тяжких), выступать в суде в качестве обвинителя.
Прокуратура – существовавшая сама по себе с 1722 система надзора за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц.
Должности: генерал-прокурор, обер-прокурор при Сенате, обер-прокурор при Синоде, Обер-прокуроры при коллегиях, прокуроры при надворных судах.
Функции: доносить о преступлениях (государственных, должностных, тяжких), выступать в суде в качестве обвинителя.
В чем разница между фискалами и прокурорами. Почему нужно было учреждать прокуратуру при существующей фискальной системе? Ответ: фискалы подчинялись сенату, а прокуратура только императору)
33. Реформы первой четверти XVIII в
1. Государственная реформа, цель - создание новых государственных органов: Сенат, Коллегии, Прокуратура.
2. Полицейская реформа, цель - создание регулярной полиции. Содержание: были созданы полицейские органы в Москве и Петербурге (генерал-полицмейстер и полицмейстерские канцелярии). На уровне высших органов были созданы: Преображенский приказ, в котором рассматривались политические дела, поступающие со всей страны, и Тайная канцелярия, в которую поступали дела, возникавшие в Петербурге и близлежащих городах.
3. Церковная реформа, цель – подчинение Церкви и церковных доходов государственной власти. Содержание: 1) в 1710 г. было ликвидировано патриаршество, 2) в 1721 г. был учрежден Святейший Правительствующий Синод. Синод сосредоточил в своих руках государственную власть в отношении церкви. Церковь превратилась фактически в один из органов государственной власти.
Дома: Как Петру I удалось ликвидировать патриаршество?);
4. Реформа местного управления, цель создание системы органов управления на местах, подчиненных центру. Содержание: В 1708 году вся территория государства была поделена на 8 губерний, а потом на 11. Губернии делились на провинции. Во главе губернии стоял губернатор, его функции : военная, финансовая, полицейская. Во главе провинции стоял воевода.
5. Финансовая реформа, цель - увеличить доходы государства за счет налогообложения.
Содержание: в 1724 г. введено подушное налогообложение. Подушный налог — форма налога, когда налог взимается в одинаковом с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. Налогом облагались все мужчины непривилегированных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. К привилигированным сословиям относились: дворянство и духовенство. Первая ставка налога составила 80 коп. с души.
6. Военная реформа, цель – создать сильную многочисленную профессиональную армию. Содержание: 1) Были сформированы основные виды воиск: пехота (инфантерия), кавалерия, артиллерия, инженерные войска. 2) Был создан военно-морской флот на Балтийском море, 3) Была введена: рекрутская система набора солдат.
Подробнее про рекрутскую повинность:
Рекрутская повинность заключалась в следующем:
· рекрутской повинности подлежали городское и крестьянское сословия;
· они обязаны были поставлять рекрутов из своего состава в том количестве, какой затребует государь
· рекрутом мог быть только мужчина в возрасте 20-30 лет.
· наборы в рекруты происходили время от времени в зависимости от потребностей армии
· Срок службы – пожизненный.
Управление армией осуществлялось военной коллегией, флотом – адмиралтейской коллегией.
Правовое регулирование: Устав воинский 1716 г. и Морской Устав 1720 г.
34. Сословный строй в первой четверти XVIII в.
В эпоху Петра I окончательно оформляются сословия.
Сословие – это замкнутая социальная группа с переходящими по наследству правами и обязанностями (право и дееспособностью).
Сословия в первой четверти XVIII в.:
1. Дворянство
2. Духовенство
3. Горожане
4. Крестьянство