Основы методики расследования коррупционных преступлений
32.1. Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений.
Четкое определение коррупционных преступлений в теории и нормах отечественного уголовного права отсутствует. Анализ теоретических взглядов, проектов антикоррупционных законов, позволяет прийти к выводу, что большинство авторов относит к коррупционным преступления, совершенные субъектами, с использованием своего должностного или служебного положения из корыстной заинтересованности или иных личных побуждений. Ряд ученых высказывают заслуживающее внимания мнение о том, что в коррупционных преступлениях могут участвовать лица, не обладающие должностными или служебными полномочиями. К ним, прежде всего, относятся субъекты, осуществляющие подкуп чиновников или оказывающих им содействие в совершении деяний рассматриваемого вида. Несмотря на высокую степень абстрактности и дискуссионность подобных представлений в данной работе, мы будем исходить из такого понимания уголовно наказуемой коррупции.
Необходимо заметить, что обстановка совершения коррупционных преступлений отличается ярко выраженным своеобразием. В отличие от обстановки других криминальных деяний, среди ее признаков превалируют не столько пространственно-временные характеристики, сколько установленный и сложившийся порядок осуществления должностных и служебных полномочий чиновниками определенных учреждений, органов, предприятий, функционирующих в различных сферах и отраслях деятельности. Среди последних в первую очередь выделяются органы государственной власти и местного самоуправления. Среди иных организаций могут быть названы государственные и негосударственные предприятия и учреждения, ведущие свою деятельность в отраслях промышленного производства, строительства, транспорта, торговли, финансов и кредита, здравоохранения, образования и т.д.
Порядок создания, функционирования и закрытия любой организации, независимо от отрасли, в которой она действует, регламентируется нормами, закрепленными в различных источниках права. В большинстве случаев, наиболее общие правила устанавливаются в нормативных актах, издаваемых органами законодательной, исполнительной власти, а также министерствами и ведомствами федерального уровня.
Они конкретизируются в актах, принимаемых органами субъектов федерации и местного самоуправления. Нередко в учреждениях и организациях издаются локальные акты, детализирующие, разъясняющие правила, закрепленные в других источниках. Необходимо заметить, что субъекты коррупционных преступлений не только стремятся использовать пробелы и коллизии в нормах права, но иногда и специально издают либо добиваются принятия правовых актов, создающих благоприятные условия для своей криминальной деятельности.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с нормативными требованиями решения действия лиц, занимающих должностное и определенное служебное положения, как правило, связаны с составлением правоприменительных, распорядительных документов.
Выделение этих специфических черт обстановки не означает, что территориальные, региональные и ведомственные особенности обстановки совершения преступления не оказывают влияния на их содержание и механизм следообразования. Известно, что в некоторых регионах, ведомствах, учреждениях, подразделениях, создается обстановка, характеризующаяся высокой степенью распространенности коррупционных отношений и связей, существенно ограничивающих возможности реализации прав законопослушных субъектов. Участники многочисленных опросов полагают, что коррупция наиболее распространена в органах местной власти, зравоохранения, образования, суда, подразделениях ГИБДД МВД РФ и т.п.
Что касается административно-территориальной характеристики места, то до недавнего времени в научных и методических источниках высказывалось мнение, что чаще всего они совершаются в крупных городах. Объясняется это тем, что в этих населенных пунктах расположены учреждения власти, крупные предприятия и организации, в которых в основном проживают и работают лица, занимающие должностное и служебное положение. Однако в последнее время отмечается увеличение числа преступлений, совершаемых чиновниками из малых населенных пунктов. В частности значительно возросло число злоупотреблением должностным положением чиновников администрации муниципальных образований.
Характеризуется место совершения анализируемых деяний по социальному назначению, необходимо отметить, что чаще всего это служебные кабинеты чиновников. Однако, в некоторые преступления такого рода совершаются в учреждениях по предоставлению различных услуг: кафе, ресторанах, саунах, а также в средствах автотранспорта.
Одной из особенностей обстановки преступных деяний является, то что место их совершения иногда состоит из нескольких помещений, участков местности, между которыми трудно прослеживается территориальная связь. Например, подкуп должностного лица может быть осуществлен за пределами нашего государства, а незаконны действия в интересах взяткодателя выполнены на территории Российской Федерации.
Время совершения деяний рассматриваемого вида также отличается определенным своеобразием. В большинстве своем это неоднократные, продолжаемые или длящиеся преступления. В связи с этим оно характеризуется не отдельной временной точкой, датой, а определенным достаточно продолжительным отрезком времени, исчисляющимся периодом от нескольких дней до ряда лет.
Субъекты коррупционных преступлений характеризуются специфическими свойствами личности. Как уже отмечалось среди них прежде всего выделяются лица занимающие должностное либо служебное положение. Они могут быть классифицированы в зависимости от их положения в системе управления учреждением, предприятием, ведомством в котором они работают. По этому основанию могут быть выделены руководители и рядовые исполнители. В свою очередь первая группа субъектов может быть разделена на руководителей высшего, среднего и низшего уровней.
В теории криминологии и криминалистики официальное положение субъектов, работающих в органах государственной власти, дифференцируется также в зависимости от того обладают ли они полномочиями на выполнение операций на территории всей федерации, федерального округа, субъекта федерации, или находящихся в ведении муниципальных органов.
Субъекты коррупционных преступлений, не использующие должностного либо служебного положения, это, прежде всего, лица осуществляющие подкуп чиновников, являющиеся посредниками между ними и другими участниками подобных деяний, а также соисполнители заведомо незаконных операций. Нередко такими субъектами являются , представители государственных учреждений, прибегающих к коррупции как к средствам незаконной конкуренции или защиты от социального контроля. К этой же группе относятся и частные лица, преследующие свои собственные интересы.
В большинстве своем коррупционные преступления совершаются мужчинами зрелого возраста, в основном достигших 24 – 26 лет.
Объединяют всех субъектов коррупционных преступлений общие морально-нравственные качества, взгляды и установки на противоправное поведение в сфере выполнения должностных и служебных обязанностей. Абсолютное большинство из них ставят собственные интересы выше должностных или служебных, полагая, что для удовлетворения собственных потребностей возможно совершение преступлений. У значительной части из них преобладают корыстные мотивы, стремление к личному обогащению. Некоторые субъекты коррупционных преступлений вообще не задумываются о допустимости готовящегося или совершаемого деяния. Их интересует только размер незаконной прибыли, которую они смогут получить.
В тоже время нельзя отрицать наличие субъектов, которые участвуют в коррупционных преступлениях, испытывая борьбу мотивов, а иногда и вопреки собственным убеждениям. К последним могут быть отнесены лица, вовлеченные в коррупционную деятельность путем шантажа, угроз или создания препятствий для достижения цели. Не секрет, что в ряде случаев чиновники для получения незаконного вознаграждения создают искусственные трудности для удовлетворения желаний просителей, осуществления ими своих законных прав. Это может заключаться в ссылках на недостаточность оснований для решения вопроса в пользу заявителя, несоответствие представленных документов предъявляемым требованиям, в создании другим образом впечатления, что возникшие проблемы не могут быть решены иначе как с помощью подкупа, выполнения иных незаконных действий в интересах чиновников.
Нельзя не отметить, что субъекты коррупционных деяний, из числа должностных лиц, отмечаются достаточно высоким образовательным уровнем, обладают познаниями, позволяющими им скрывать истинный характер своей деятельности нередко в течении продолжительного времени.
Значительная часть субъектов преступлений рассматриваемого вида обладают хорошо развитыми коммуникативными качествами. Среди них могут быть названы способности оказания внушающего воздействие и завоевания доверия собеседника.
Многие из коррупционеров весьма наблюдательны, знают психологию, что позволяет им вовлекать в коррупционную деятельность различных людей.
Перечисленные качества, а так же изобретательность, проявляемая при выборе способов совершения преступлений, позволяют прийти к выводу, что субъекты коррупции нередко характеризуются способностями быстрой оценки сложившейся ситуации, принятия решений в соответствии с условиями реальной обстановки и другими свойствами развитого логического мышления.
Субъекты коррупционных преступлений, из числа сотрудников юридических учреждений, кроме всего прочего, обладают специальными знаниями о приемах и методах доказывания, значений отдельных фактов для установления действительных обстоятельств, характера и участников исследуемого события, способов оказания противодействия предварительному расследованию и правосудию.
Абсолютное большинство коррупционных преступлений совершается группами лиц. Иногда коррупционные связи между ними устанавливаются еще до совершения преступлений с использованием субъектами своего должностного или служебного положения. Они представляют собой отношения устанавливаемые и поддерживаемые чиновником для выполнения им в необходимый момент должностных, служебных действий в пользу конкретных лиц, но противоречащих интересам службы.
Коррупционные связи можно разделить на явные, открытые и тайные, скрываемые. По продолжительности они могут дифференцироваться на не продолжительные и долгосрочные. По характеру связи могут быть прямыми и опосредованными, по структуре - простыми и сложными. Под последними понимаются отношения между несколькими участниками, выполняющими разные функции. Использование таких связей нередко не требует личного контакта заинтересованных лиц и субъектов, обладающих должностными либо служебными полномочиями. Коррупционные возможности реализуются по специальному сигналу, заранее разработанному плану или через посредников - участников такого рода связей.
Среди анализируемых связей возможно выделение отношений, поддерживаемых только между чиновниками, а также между ними и иными лицами.
Объединения, совершающие коррупционные деяния, как и другие криминальные формирования, подразделяются на простые и организованные группы, а также преступные сообщества.
Необходимо отметить, что в структуре некоторых формирований выделяются группы коррупционеров, выполняющих свои функции автономно, в целях создания благоприятных условий для осуществления преступной деятельности других участников, либо обеспечения их безопасности.
Некоторые объединения состоят только из субъектов, совершающих преступления с использованием своих должностных и служебных полномочий. В этих случаях роли отдельных участников преступной деятельности, их положение в составе формирования иногда соответствует их официальному статусу. Это означает, что руководитель является таковым же и в преступной организации.
Необходимо различать роль субъекта в создании и функционировании криминального формирования, а также в совершении отдельных преступлений, представляющих собой элементы единой противоправной, общественно опасной деятельности.
Должностные лица – организаторы преступных групп отличаются своеобразными интеллектуальными свойствами, позволяющими оценивать сложившиеся условия как благоприятные для извлечения личной выгоды. Некоторыми из них разрабатываются весьма изощренные способы преступной деятельности, приносящие значительный доход. При этом используются оригинальные творческие подходы к решению технологических, экономических и иных проблем.
Перечисленные особенности обстановки и свойств личности субъектов коррупционных преступлений обуславливают специфику структуры и содержания способов их совершения.
Поскольку мы рассматриваем межвидовую криминалистическую характеристику коррупционных деяний, то способы их совершения будут описываться в достаточно общей форме. Более детальное описание способов совершения преступления возможно лишь с учетом конструкции каждого состава преступления, относящегося к коррупционным. Тем не менее, способы рассматриваемого вида преступлений в большинстве случаев являются полноструктурными, т.е. состоят из операций по подготовке, выполнению действий, непосредственно направленных на достижение преступных целей и по скрытию совершенного деяния.
Поскольку преступления рассматриваемого вида чаще всего совершаются группами субъектов, в способах их совершения отражаются свойства личностей нескольких участников. Степень такого отражения может быть различной в зависимости от роли каждого субъекта, его активности, количества участников и т.п.
Представляется, что содержание подготовительных операций в значительной степени обуславливается ролью субъекта в принятии решения о совершении коррупционного преступления. Организаторы преступления из числа субъектов, занимающих должностное или служебное положение первоначально могут разрабатывать планы будущих деяний, представляющих мысленные модели будущих преступных действий. Некоторые из них первоначально разрабатывают достаточно подробные планы совершения конкретного преступления, а затем подбирают исполнителей задуманного. Таким образом, поступают организаторы хищений, совершаемых с использованием своего должностного или служебного положения. При этом, чаще всего к выполнению таких операций прибегают субъекты, из числа руководителей среднего звена или рядовых работников. Чиновники высокого должностного и служебного положения, организуя преступную деятельность, нередко ограничивают свое участие в ее подготовке постановкой общей цели, определением задач для подобранных лиц и их обязанностей.
Инициаторами совершения коррупционного преступления могут быть и лица, не занимающие какого-либо должностного либо служебного положения. Для них коррупционное преступление может быть средством получения возможности ведения вполне законной (например предпринимательской) деятельности, осуществления законных прав либо условием начала или продолжения противоправных операций. Так, некоторые предприниматели, стремясь получить разрешение на открытие предприятий, учреждений или ведение какой-то деятельности, решают, что лучше всего это сделать посредством подкупа. Те, у кого отсутствуют коррупционные связи, пытаются их наладить, т.е. собирают информацию о чиновниках, принимающих незаконные вознаграждения, способных к нарушению своего служебного долга в интересах других лиц. После появления таких лиц, с ними устанавливается контакт, определяется, какие действия и в какие сроки должны быть совершены каждым из участников планируемого преступления. Например, в случаях подкупа должностных лиц определяется, какие действия и при каких условиях они должны совершить в пользу подстрекателя. Последний также несет определенные обязательства по предоставлению недостающих документов, а самое главное о размере и сроках выплаты незаконного вознаграждения должностному лицу.
Иногда коррупционные связи устанавливаются без согласования будущих действий должностных лиц. В некоторых ситуациях происходит заблаговременный подкуп, посредством передачи дорогостоящих подарков и предоставления бесплатных услуг близким или самим чиновникам без предварительной договоренности о выполнении ими каких-то действий. При возникновении необходимости в содействии чиновника, к нему обращаются за помощью, а в случаях отказа шантажируют.
При достижении договоренности, соучастниками разрабатывается общий план действий, определяются размеры и сроки получения незаконного вознаграждения, решаются вопросы о необходимости привлечения к преступлению других лиц и т.д.
В некоторых случаях, на стадии подготовки коррупционного преступления, готовятся и принимаются нормативные акты, составляются другие документы для создания условий, благоприятных для совершения планируемого деяния.
Основной элемент способа коррупционного преступления состоит из двух частей – совершение должностного или служебного действия и получение незаконной материальной выгоды для себя или близких, либо удовлетворение других личных интересов.
Должностные и служебные действия могут выполняться субъектами как с нарушением правил, установленных нормами права, так и без такового. Но все они сопровождаются определенным документооборотом: предоставлением заинтересованными лицами требуемых документов, составление, визирование, утверждение, регистрация документов, отражающих контакты участников коррупционного преступления, а также совершение должностных либо служебных действий.
Такие коррупционные преступления, как должностные хищения, нередко сопровождаются составлением документов, свидетельствующих о присвоении товароматериальных средств конкретными субъектами.
Для сокрытия преступлений этой категории, прежде всего, маскируется противоправный характер выполняемых чиновником должностных или служебных действий. В этих целях используются пробелы в нормах права, принимаются решения о внесении в них изменений, чтобы создать благоприятные возможности для коррупционных деяний; выполняемым противоправным действиям придается вид законных путем ссылки на неприменимые в данном случае нормы; проводятся формальные обсуждения, выполняются другие процедуры, а также составляются и используются фальсифицированные документы, якобы содержащие сведения, являющиеся фактическими основаниями для совершения должностных или служебных действий.
Скрываются прежде всего действия по получению незаконной материальной и иной выгоды. Для этого утаиваются факты материальной и иной заинтересованности, а также действия по ее удовлетворению. Для этого, встречи с лицами, передающими незаконное вознаграждение проводятся в уединенных местах, в отсутствие лиц, которые могут раскрыть истинный характер совершаемых действий и помешать осуществлению преступных намерений. Факт получения незаконной выгоды может вуалироваться составлением документов, придающих выполняемым действиям видимость законных.
Иногда действия по сокрытию совершаются за пределами способа коррупционного преступления. Уже после начала проверок законности выполненных действий, ранее составленные документы могут фальсифицироваться или уничтожиться. Встречаются в практике и случаи установления коррупционных связей с лицами, осуществляющими ведомственные или вневедомственные проверки, а также досудебное производство по фактам должностных либо служебных злоупотреблений.
Особенностью механизма следообразования коррупционных преступлений является то, что они отражаются в различных документах. В них нередко образуются следы, позволяющие устанавливать не только обстоятельства и характер события, но и участников, а также их роль в совершении коррупционного деяния.