Договор товарищества. Отличие товарищества от юр лица.
2 и более лиц объединялись для достижения какой-либо общей цели (не против. праву). Дог. товарищества создает в той или иной мере имущественную общность. Могли устанавливать общность всего имущества. Участники дог. могли лишь сделать вклады на общее дело $ или др. ценностями. При этом м.б., что вклады сост. либо общую собственность всех участников, либо каждый участник сохр. индив. право соб-ти на им-во. Big распределение имела особая форма дог., при кот. участники товарищества объединяли имущество, предназначенное для определенной промышленной деятельности; в общее имущество д.б. вход. и приобр-я, получать в результате деятельности. Предполагалось равенство долей, если не указано обратное. Уч-ки отвечали и получ прибыль пропорц-но доле вклада. Кажд. уч-к м. в одностор. порядке отказаться от дог. Тов-во м.б. на срок и без срока, не явл. юр. лицом, субъектами прав были только сами уч-ки.
Права и обяз-ти уч-ков: 1)кажд. уч-к обяз. внести вклад (м.б. услугу) 2)риск случайной гибели вклада ложился на всех товарищей: в отношении индив. вещей-с момента закл. дог.; в отн-и вещей, опр. родовыми признаками-с момента их передачи. 3)риск потерь и убытков несли совм. 4)уч-к д. вести дела как “хороший хозяин”, заботливо.
Прав. отн-я м. товарищами и 3-ми лицами: Т.к. тов-во не явл. юр. лицом, выступая вовне по делам тов-ва, отд. товарищ д-вовал лично от себя, и все права и обяз-ти возн. в его лице. В кач-ве договора строго личного и основанном на взаимном доверии, дог. товарищества прекр., как только отпадало согласие всех товарищей на продолжение общего дела. Как только 1 из товарищей заявлял об отказе остаться в товариществе, тов-во прекр., также в сл. смерти одного из т-щей и в сл. несостоят-ти одного из т-щей.
Безыменные контракты.
Они возникли в тех случаях, когда одно лицо передавало другому в собственность какую-нибудь вещь с тем, чтобы другое лицо предоставило какую-нибудь другую вещь или совершило какое-нибудь действие. При этом соглашение приобретает юридическую силу, как только одна сторона выполнила свое обязательство. Впрочем, для требования нет необходимости, чтобы сторона уже исполнила свое обязательство, но римские юристы, вероятно, опираясь на основной признак, квалифицировали безымянные контракты как синаллагматические.
Из всех типов классифицированных контрактов безымянные ближе всего к реальным. Безымянные контракты синаллагматичны вполне и во всех случаях, поскольку одна из сторон в них что-либо дает или делает другой с целью встречного удовлетворения. Так что эти контракты не могли быть отнесены к классифицированным и в связи со своими характерными особенностями, кроме традиционной причины.
В соглашениях 2-х лиц о каких-то взаимных предоставлениях стороне, исполнившей обязательство, претор предоставлял иск для понуждения другой стороны к исполнению принятого на себя обязательства. В римской юриспруденции продолжительное время обсуждалась проблема применения к требованиям из безымянных контрактов цивильного иска, который в Кодификации Юстиниана был объединен с преторским иском.
Разнообразные случаи взаимных предоставлений в Кодификации Юстиниана сводится к 4 видам:
-я передаю тебе право собственности на вещь с тем, чтобы ты передал мне право собственности на другую вещь;
-я передаю тебе право собственности на вещь с тем, чтобы ты совершил определенное действие;
-я совершаю для тебя определенное действие с тем, чтобы ты передал мне право собственности на известную вещь;
-я совершаю для тебя определенное действие с тем, чтобы ты совершил для меня какое-то действие.
Договор мены по своему хозяйственному предназначению близок к договору купли-продажи. При купле-продаже обязательству одной стороны предоставить «в прочное обладание» др. стороне продаваемую вещь соответствует обязательство другой стороны уплатить цену; вещь как бы обменивается на деньги. При договоре мены происходит обмен вещи на вещь (одна из сторон передает в собственность другой стороне определенную вещь, вследствие чего другая сторона становится обязанной передать в собственность первой стороне другую вещь.
Под оценочным договором понимался такой договор, по которому определенная вещь передавалась одной из сторон другой для продажи по известной оценке с тем, чтобы другая сторона или предоставила первой сумму, в которую оценена переданная вещь, или возвратила саму вещь.