Разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами.

В законодательстве нет критериев.

В основу такого разграничения положентерриториальный признак. Выделим четыре территориальных признака (главный и до­полнительные), на основе которых происходит разграничение их полномочий. Главный —статус административно-террито­риальной единицы, в границах которой прокурорский орган осу­ществляет свои полномочия. Административно-территориальная единица представляет собой управляемую часть территории (район, область, край, республика в составе РФ), где наряду с различными государственными органами учреждаются и орга­ны прокуратуры. Каждый прокурорский орган выполняет свои функции на закрепленной за ним административной террито­рии. Прокурор района реализует полномочия на территории района, прокурор города — на территории города, прокурор области — на территории области и т.д. В соответствии с за­крепленными за ними административно-территориальными об­разованиями происходит и наименование прокуратур.

По общему правилу, за каждым прокурорским органом за­крепляется одно такое образование. Но иногда допускается ис­ключение: за одним органом может быть закреплено несколько административно-территориальных единиц — два района, район и город. Такие прокуратуры, именующиеся межрайонными, об­разуются в небольших по численности населения районах, городах, где ввиду незначительного объема работы нецелесооб­разно создавать отдельный прокурорский орган. Однако необ­ходимо соблюдать одно условие, а именно: эти небольшие административные единицы должны располагаться близко друг от друга, иметь общие границы. Границы административно-территориальной единицы определяют территорию, на которой действует прокуратура.

Дополнительные критерии:

1)место совершения правонарушения

Как правило, меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого произошло правонарушение

2)в отношении сложных в структурном отношении организаций, расположенных на территории нескольких административно-территориальных единиц – меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого находится орган руководства организации

3)место нахождения органа, в компетенцию которого входит принятие мер по устранению правонарушения.

В отношении судов действует правило: подсудность по месту нахождения ответчика.

19. Компетенция военных прокуроров, прокуроров закрытых административно-территориальных образований.

Военная прокуратура – это единственная специализированная прокуратура, которая представляет военную систему.

Система военной прокуратуры:

1)Главная военная прокуратура

Осуществляет руководство системой военной прокуратуры. Это структурное подразделение генеральной прокуратуры.

2)прокуратуры округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения и другие прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам субъектов РФ.

3)прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов).

Компетенция разграничивается по предметным полномочиям.

Круг поднадзорных военной прокуратуре субъектов:

1)органы управления и органы военного управления

2)руководители и должностные лица воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений вооружённых сил РФ, внутренних войск, Министерства внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы железнодорожных войск и ряда других служб (как то Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (кроме Противопожарной службы), военная страховая компания).

3)военнослужащие; граждане, проходящие военные сборы; лица гражданского персонала вооружённых сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Направления деятельности военной прокуратуры:

1)общий надзор – надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей, иных граждан органами управления (в том числе органами военного управления), руководителями и должностными лицами воинских частей, учреждений, организаций, предприятий.

2)уголовное преследование - осуществляется по делам о преступлениях, совершённых военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала воинских формирований.

Преступления должны быть совершены: 1)в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей,2)в расположении (на территории) воинских частей, подразделений.

В рамках уголовного преследования прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам и материалам уголовных дел.

3)надзор за соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.

В изоляторах содержатся задержанные по подозрению в совершении преступления.

4)участие в рассмотрении уголовных дел, по которые военная прокуратура осуществляла надзор за расследованием

5)участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

· возбуждённых по инициативе военных прокуроров или

· если одной из сторон по делу являлась поднадзорная военной прокуратуре организация.

Компетенция прокуратуры войсковых частей

Прокуратуры войсковых частей создаются дляосуществления надзора за исполнением законов на особых территориях: закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), особо-режимных, особо-важных объектах.

В Свердловской областидействуют две прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).

В систему прокуратур войсковых частей также входятпрокуратура ЗАТО города Межгорье и комплекса Байконур (по своему правовому положению они приравнены к прокуратурам субъекта РФ), остальные – обладают правами прокуратур низового звена (городов и районов).

Основные направления деятельности:

1)надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

· органами местного самоуправления

· органами контроля и их должностными лицами

· органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

2)уголовное преследование по делам о преступлениях, совершённых в пределах этих административно-территориальных образований (кроме производства по делам в отношении военнослужащих).

В рамках этого же направления прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам о преступлениях, совершённых на этих территориях.

3)участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием

4)участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:

· возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной организации или

· если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.


Наши рекомендации